Герои или гастарбайтеры: как относиться к успехам натурализованных россиян в Сочи?
Когда Виктор Ан и Вик Уайлд пересекали финишные линии и победно вскидывали руки вверх, в интернете разгоралась горячая полемика. Многие комментаторы саркастически писали о том, что золотые медали России приносят иностранцы, поэтому ценность данных наград заметно снижается.
Действительно, в Сочи спортсмены, которые ещё недавно выступали под флагами других государств, внесли весомый вклад в успех российской сборной. Если к победам Уайлда и Ана добавить ещё медали вчерашних украинцев Татьяны Волосожар и Владимира Григорьева, то получится весьма любопытная картина. Более половины золотых медалей России принесли спортсмены, выступавшие за другие страны.
Мировая тенденция
Несмотря на негативное отношение многих болельщиков к натурализации спортсменов, необходимо понимать, что данный процесс является естественным. Достаточно вспомнить тот факт, что многие наши соотечественники выступают за другие страны. К тому же, некоторые из них даже завоевывали в Сочи медали. Анастасия Кузьмина – родная сестра биатлониста Антона Шипулина, принесла Словакии золото. Причём, спортсменка выигрывала медали высшего достоинства не только в Сочи, но и четыре года назад в Ванкувере. Швейцария заработала в Сочи шесть медалей высшего достоинства. Свой вклад в успех этой страны внёс Юрий Подладчиков – уроженец Москвы, который должен был выступать за Россию, но не нашёл общего языка с чиновниками от спорта. Да что уж говорить, если Дарья Домрачева – национальный герой Республики Беларусь – долгое время тренировалась в России и вполне могла оказаться в составе нашей сборной?
Дарья Домрачева. Фото ИТАР-ТАСС
В заявочных листах других стран можно так же найти немало спортсменов, которые вроде бы не должны иметь никакого отношения к своей команде. В общем, это – мировая тенденция, поэтому было бы наивно полагать, что Россия останется в стороне от такого процесса. Наша страна является одним из главных центров притяжения мигрантов в мире. И стоит лишь порадоваться, что в Россию направляются не только дворники, водители маршруток и представители других профессий, не требующих особых навыков, но и спортсмены, способные побеждать.
Тонкая грань
Безусловно, очень важно не переступить эту тонкую грань между точечной натурализацией и массовой закупкой. Когда мы говорим об отрицательных примерах натурализации, то сразу вспоминается мини-футбол. Хоть наша команда и входит в мировую элиту, но видеть в составе сборной России такие фамилии, как Густаво, Робиньо, Эдер Лима и т.д. действительно непривычно. Поэтому очень важно не заиграться в натурализацию. Сразу оговоримся, что в Сочи этого не было.
Нужно понимать, что все новые россияне, выигрывавшие медали на Олимпийских играх, попали в нашу страну абсолютно естественным путём. Никакой искусственной закупки ради побед и наград не было. Более того, кроме Татьяны Волосожар никто из россиян не входил в число фаворитов в Сочи.
Виктор Ан летел в Москву после того, как его «списали» на родине. Спортсмен восстанавливался после страшной травмы, вычеркнувшей его из числа лучших шорт-трекистов Кореи. Он потерял почти год и его шансы на выход на прежний уровень были невысокими. К тому же, Ан пропустил Олимпиаду в Ванкувере, не сумев преодолеть национальный отбор.
Вик Уайлд оказался в России после женитьбы на Алёне Заварзиной. В конце концов, не только ведь россиянкам уезжать в США к мужьям? Но самое главное, что Уайлд не был олимпийским чемпионом или серьёзным претендентом на золото в Сочи. Его успехи связаны именно с подготовкой к играм в России. Об этом говорил и сам спортсмен.
Пожалуй, из всех новоиспечённых россиян самая искусственная натурализация происходила в случае с Волосожар. Фигуристке нужен был хороший партнёр для катания в паре, с которым можно было бы претендовать на успех. Украинских фигуристов, достойных Татьяны (по уровню катания) просто не было. В любом случае процесс натурализации Волосожар скоро завершится абсолютно естественным путём. Как известно, Максим Траньков и Татьяна Волосожар собираются пожениться. Вообще, сложность в поиске партнёра / партнёрши в фигурном катании имеет особую актуальность. Вспомните, что всего несколько лет назад в Россию пришлось приехать Юке Кавагути, которая стала кататься вместе с Александром Смирновым. Поэтому данная проблема не является чем-то новым или необычным.
Татьяна Волосожар получает от Владимира Путина орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени
Новый дом или временное пристанище?
Один из главных аргументов противников натурализации звучит примерно так: «Какие же это россияне, когда они даже по-русски не могут два слова связать? Так, приехали за деньгами». Подобное восприятие во многом вызвано неуклюжими попытками футбольных чиновников натурализовать бразильца Веллитона, который несколько лет назад демонстрировал свои бомбардирские способности в московском «Спартаке». Российская сборная испытывала нехватку классных нападающих, а Веллитон находился на пике игровой формы. При этом сам бразилец прекрасно понимал, что попасть в сборную родной страны ему не удастся, уж слишком высокой была конкуренция, да и сам Веллитон явно не обладал необходимыми качествами, чтобы стать наконечником копья одной из сильнейших сборных мира. Казалось, что две составные части сходились воедино: неоспоримые преимущества воссоединения были видны обеим сторонам. Но в итоге всё пошло не так. Веллитон сразу дал понять, что готов взять российское гражданство лишь в том случае, если ему гарантируют место в основе сборной. То есть, никакой честной конкуренции не предполагалось. К тому же, бразилец попросил впечатляющее подъёмное пособие: во время переговоров всплыло число с шестью нулями. Естественно, что история с подъёмными не афишировалась Российским футбольным союзом, но о ней знал практически каждый болельщик. В итоге было решено отказаться от такой натурализации, да и сам Веллитон выпал из обоймы «Спартака».
Веллитон. Фото ИТАР-ТАСС
Но нужно понимать, что в случае с олимпийцами дело складывалось совершенно иначе. Злые языки утверждают, что и Виктор Ан получил подъёмное пособие, но эти слухи были опровергнуты. Но самое главное, что никаких публичных торгов не было. А сам Ан сразу проникся жизнью в России, начал учить русский язык и уже может вполне сносно объясняться на нём. Более того, в Россию он привёз и свою вторую половинку, которая тоже получила гражданство нашей страны. Практически в каждом интервью спортсмен благодарил Россию и постоянно твердил, что только здесь он смог бы добиться этого успеха. Согласитесь, образ гастарбайтера здесь как-то не всплывает.
Вик Уайлд пока не добился такого успеха в изучении русского языка, а его общение с прессой на великом и могучем обычно ограничивается фразами вроде «Спасибо, пожалуйста». Тем не менее, спортсмен уже заявил, что после Олимпиады хочет отправиться в российскую глубинку без Алёны Заварзиной, чтобы заняться изучением языка. Да и в своих интервью он тоже весьма лестно отзывался о своей новой стране, что немаловажно.
Про Татьяну Волосожар и Владимира Григорьева даже нет смысла говорить. Естественно, что они оба прекрасно говорят на русском языке и русская культура им совершенно не чужда.
Толчок для развития спорта в России
Натурализация наших олимпийских чемпионов должна поспособствовать развитию спорта в стране. Положа руку на сердце, стали бы мы с таким интересом смотреть соревнования по шорт-треку, если бы не триумф Виктора Ана? Помнится, ещё несколько лет назад болельщики относились к шорт-треку примерно так же, как к кёрлингу. Этот вид спорта казался непонятным и комичным, а для многих болельщиков главным моментом в соревнованиях становились завалы на льду. После триумфа Виктора Ана и наших шорт-трекистов, данный вид спорта просто обязан поселиться на телеэкранах. К тому же, уже совсем скоро в Москве пройдёт чемпионат мира по шорт-треку.
То же самое касается и соревнований сноубордистов. Ещё несколько лет назад болельщики ворчали, дескать, сноуборд был введён для того, чтобы американцы с канадцами брали на Олимпийских играх дополнительные медали. Естественно, что и рейтинги у таких соревнований были крайне низкими. Но можно не сомневаться, что теперь ситуация изменится: Вик Уайлд и Алёна Заварзина сделали всё, чтобы популяризовать данный вид спорта в России.
И вот эта польза для отечественного спорта имеет гораздо большее значение, чем все выигранные медали. Иностранцы, ставшие россиянами, полностью оправдали возложенные надежды. Они не превратились в гастарбайтеров, которые преследовали только личные цели. Они поработали на всю страну.
Виктор Ан. Фото ИТАР-ТАСС
Образ новой России
Наши спортивные функционеры неоднократно подчёркивали, что Олимпийские игры в Сочи должны показать образ новой России, что у страны появилось новое дружелюбное лицо. И тот факт, что Россия стала новым домом для спортсменов из других стран, полностью соответствует данной философии.
Россия не должна оставаться закрытым государством, куда иностранцы едут лишь в крайних случаях, а любой визит сопровождается нервотрёпкой. Россию не должны бояться, мы – часть цивилизованного мира. Времена холодной войны уходят в прошлое. Не должно быть противопоставления мы – они. И если Олимпийские игры в Сочи смогли приблизить нас к этому, то они уже были успешными.
И включение в состав России этнических украинцев, корейцев и представителей других наций показывает, что наша страна является мультикультурным центром, в котором люди всех национальностей равны. Главное, чтобы натурализация производилось с умом, а не ради натурализации. Первые попытки можно смело назвать успешными.
Фото ИТАР-ТАСС