6 мин.

Как личный пример родителей помогает детям развиваться в спорте

Занятия спортом могут стать для ребенка настоящим испытанием. Непросто собраться на тренировку после сложного дня в школе или в воскресенье, когда хочется поиграть в компьютере. Хорошо, если радость от физической нагрузки родитель можно продемонстрировать на собственном примере. Но что делать, если вы далеки от спорта? Пытаемся найти ответ вместе с экспертами.

 

Татьяна Полухина, мастер спорта по гимнастике, президент Федерации фитнес-аэробики России

Татьяна Полухина, мастер спорта по гимнастике, президент Федерации фитнес-аэробики России: «Чтобы приучить детей к спорту, не обязательно быть профессиональным спортсменом»

 «В мою жизнь спорт вошел вполне естественно. Мама в юности занималась баскетболом, играла в студенческой команде. Она и передала мне любовь к активному образу жизни. Постепенно спорт стал для меня важнее, чем школа. Я поступила в профильный вуз и уже там узнала, что физическое здоровье непосредственным образом связано с общим состоянием человека, его «боевым» настроем и жизненной позицией. Поэтому своих детей – а их у меня трое – я решила приучать к спорту сразу. С полугода они плавали в бассейне. С 7 лет сыновья занимались гимнастикой, а после 10-11 лет пошли на борьбу, футбол и в другие специализированные секции. Дочка с 3 лет ходит на художественную гимнастику.

 Никакого протеста против занятий спортом у них не было. В том числе и в подростковом возрасте, когда у многих детей идет переоценка ценностей и начинается поиск себя. Секрет в том, что мы с первых лет жизни приучили их к спорту, и довольно рано он стал для них привычным образом жизни. Еще один «трюк» – использовать любую возможность, чтобы позаниматься спортом вместе: кататься на велосипедах, бегать, плавать. Думаю, на это способны любые родители. Для этого не обязательно заканчивать спортивный вуз и быть мастером спорта.

 Особенная история с фитнес-клубами. В силу своей профессиональной деятельности часто вижу, как родители приходят туда с детьми – сами идут заниматься, а малышей отдают в игровую комнату. Гораздо правильнее использовать этот момент для приучения ребенка к спорту. Он будет охотно заниматься в детской группе или с детским тренером – ведь мама или папа делают то же самое в другом зале. Рекомендую покупать абонементы в клубы, которые предоставляют такую возможность, а их немало. Кстати, федерация ведет в этом направлении активную работу: мы внедряем в фитнес-клубах детскую фитнес-аэробику, что становится стимулом для развития спорта в семье».

Светлана Лебедева, тренер по фитнес-аэробике, президент Федерации фитнес-аэробики республики Марий-Эл

Светлана Лебедева, тренер по фитнес-аэробике, президент Федерации фитнес-аэробики республики Марий-Эл: «С родителями – лучше»

 «В Йошкар-Оле дети занимаются фитнес-аэробикой вместе с мамами и папами, достигая при этом более высоких результатов, чем те, чьи родители от этой возможности отказываются. Такие совместные занятия – мое ноу-хау. Более того, наши родители ездят на всероссийские соревнования вместе со своими отпрысками, и не только в качестве болельщиков, но и как полноценные спортсмены. В итоге довольны все. У детей высокая мотивация, и родители при деле.

 «Подключение» родителей обычно происходит так: они приводят своих трехлетних малышей в секцию по фитнес-аэробике. Всё начинается с лекции спортивного психолога: она рассказывает, как будут проходить занятия, с какими сложностями могут столкнуться дети и почему поддержка родителей – обязательный компонент успеха.

 Первые два-три месяца мы предлагаем взрослым заниматься вместе с малышами. В игровой форме дети и родители выполняют одни и те же упражнения – преодолевают препятствия, прыгают через «кочки», проходят «дорожки» и так далее. Когда мама или папа рядом, дети не испытывают стресс, поэтому быстрее привыкают к тренеру и тренировкам.

Потом мы формируем из нашей смешанной группы команды для выполнения степ-программ – отдельно из детей и отдельно из взрослых. И начинаем подготовку к городским соревнованиям. Родители переходят со своим тренером в другой зал, а дети занимаются буквально «за стенкой». Параллельно они готовят программу, выбирают музыку, шьют костюмы. Дети заряжаются, когда видят, как их родители выступают на соревнованиях. Это становится для них великолепной мотивацией стараться изо всех сил.

Недавно наша команда, в которую входят детские и взрослые группы, выезжала на всероссийские соревнования в Нижнем Новгороде. Наше выступление произвело сильное впечатление на представителей других регионов. К примеру, тренеры из Сыктывкара сказали, что тоже будут создавать родительские группы. Мы же поставили перед собой новую интересную задачу. Обычно родители участвуют в соревнованиях в возрастной категории 35+, но некоторые из них выступают настолько мощно, что на следующих соревнованиях мы решили их представить их в самой конкурентной категории 17+».

Елена Войнова, спортивный психолог

Елена Войнова, спортивный психолог: «Дайте ребенку понять, что вы с ним – одна команда»

«Далеко не все родители понимают, какое сильное влияние оказывают на своих детей. Мамы и папы формируют самооценку ребенка, закладывают в него определенные ценности, привычки. Обычно если что-то не так с детьми, значит, что-то не так и с их родителями. И если родители не делают зарядку, не занимаются физкультурой, не ведут здоровый образ жизни, то как можно ожидать этого от ребенка? Детям не важно, что говорят родители, а важно, что они делают.

Например, папа приходит с работы, открывает баночку пива, сидит на диване у телевизора и при этом говорит сыну: «Иди занимайся спортом». В этом случае возникает, говоря научным языком, неконгруэнтность. Человек говорит одно, а сам делает совершенно другое. Поэтому у ребенка возникает вопрос: а почему я должен делать то, чего не делают мама и папа?

Когда-то давно я работала в детском отделении санатория, проводила психологические консультации для родителей и детей. Смотрю в окно – идет папа. Допил бутылочку пива, докурил сигарету и направился в мою сторону – видимо, переживал перед встречей со мной. История, которую он рассказал, ничуть меня не удивила: сын начал курить в 12 лет. Но ведь у него, наверно, с рождения был пример отца – непререкаемого авторитета.

Если же ситуация обратная – родители занимаются спортом, ведут здоровый образ жизни, – дети, как правило, идут по их стопам. Кстати, такие родители гораздо адекватнее себя ведут, когда ребенок терпит неудачу на соревнованиях, могут успокоить его или, напротив, дать боевой настрой – ведь они понимают, что такое спорт и как сложно даются победы. В то время как родители, далекие от спорта, чаще нападают на ребенка со словами «как ты мог», «ты нас опозорил», «мы зря время потеряли». Видимо, они думают, что после такой взбучки ребенок возьмет и выиграет. Но нет, такого не бывает. Напротив, это еще больше убивает его мотивацию и уверенность в себе.

И еще о личном примере: родители часто требуют от детей дисциплинированности, но сами ею не отличаются. Например, в соблюдении диеты, что особенно актуально для фитнес-аэробики. Знаю конкретный случай, когда девочке нельзя было есть ничего лишнего. При этом на кухне всегда было сладкое, и она, естественно, срывалась. Конечно, родителям стоило сделать так, чтобы «вкусняшки» не попадалась ей на глаза. А еще лучше – самим перейти на правильное питание, дав понять, что они с ребенком – одна команда».