Он стал чемпионом в разных туфлях, найденных на помойке. А потом у него отобрали золото из-за того, что он индеец
На заре олимпийского движения (современного) было множество удивительных историй. Героем одной из них стал простой парень Джим Торп. Он родился в резервации в 1888 году, в племени сауков и фоксов, учился в индейской школе и получил при рождении имя Уа-То-Хак или Светлый путь. В раннем возрасте умирает его брат-близнец, а когда Уа-То-Хак достиг возраста 14 лет, он лишается матери. В 1904 году наш герой поступает в Индейскую промышленную школу в Карлейсле, Пенсильвания, но вскоре умирает еще и отец Джима, и наш герой вынужден бросить обучение и пойти работать. Кстати, Джимом наш Светлый путь стал не сразу. В свидетельстве о рождении у него было написано Джакобус Франсискус Торп, что конечно лучше звучит для белого американского уха, чем Уа-То-Хак, но всё же через чур громоздко, поэтому Джакобус Франсискус становится просто Джимом.
Итак, 16-летний Торп бросает школу и устраивается подсобным рабочим. Однажды, навестив своих друзей, Торп наблюдает, как на школьном стадионе проходит тренировка по прыжкам в высоту. Атлетичный индеец, с детства привыкший бегать, прыгать, скакать на лошади, не может вынести этого жалкого зрелища и с криком: «Разойдись мелюзга» прямо в рабочем комбинезоне перемахивает через планку. Тренер, звали его Глен Уорнер, кое-как подобрал с пола челюсть и позвал Джима на разговор. Индеец начал неуклюже извиняться, но тренер его прервал и сообщил, что Джим только что побил школьный рекорд по прыжкам в высоту. Уорнер уговаривает Торпа вернуться в школу (а директора выписать стипендию) и ведет его вплоть до олимпийского триумфа, попутно усилиями Джима собирая многочисленные легкоатлетические награды для школы.
Перед олимпиадой-1912 Джим Торп пробует свои силы в отборе американской команды в пятиборье, десятиборье, прыжках в высоту и длину. Везде с легкостью квалифицируется на игры. Уорнер разглядел в этом молчаливом индейце настоящего атлета и планомерно развивал его способности. А способности были поразительные. Например, для участия в пятиборье необходимо было метать копье. Впервые Джим взял его в руки за 3 месяца до игр, но смог не завалить вид на отборе, а на Олимпиаде стал третьим в этой дисциплине (в рамках пятиборья). По легенде на отборе к играм Торп бросал копье с места, потому что не знал, что можно разбегаться перед броском.
И вот наш индеец едет в Стокгольм. В соревнованиях пятиборцев берет золото, причем делает это безоговорочно – 4 дисциплины выиграл, плюс третий в копье (уже бросал с разбега). И надо отметить, что все пять видов проводились в один день, что говорит о выносливости Торпа. Далее состязания в десятиборье. Тут уже два соревновательных дня. После первого Джим уверенно лидирует. И тут светлый путь нашего Светлого пути несколько тускнеет, исчезают легкоатлетические туфли нашего героя. Существует несколько версий произошедшего казуса. По одной из них, этакую гадость совершил швед Уго Висландер, шедший вторым на домашней олимпиаде, и считавшийся явным фаворитом до старта. Но она маловероятна, учитывая поведение шведа после олимпиады, но об этом потом. По другой версии, причиной кражи стали банальный расизм и зависть, и исходили они из самой команды соединенных штатов.
Как бы там ни было, перед вторым днем Торп остался без обуви. И если сейчас, 110 лет спустя, это кажется сущей мелочью, то в те славные времена найти запасную пару было сложной задачей. Торп со своим тренером оббежали всю команду США в надежде выпросить обувь на один день. Ведь команда большая, и далеко не у всех проходили соревнования в этот же день, да и запасная пара у более состоятельных ребят имелась. Но помогать краснокожему никто не хотел, и не важно, что он вступает с тобой под одним флагом. Тогда Джим вместе с тренером начал в буквальном смысле копаться в помойках. Им удалось найти две туфли, одна была на два размера меньше, и Джиму пришлось оторвать задник, а другая на три больше, тут помогли дополнительный носок и вата.
Эти трудности не сломили Торпа и он выиграл десятиборье с преимуществом в 700 очков (гигантский отрыв), а общий результат – 8413 очков – оставался рекордным еще два десятилетия. Можно только догадываться, каков мог быть результат и сколько он продержался, если бы не этот инцидент с обувью.
Золотую медаль вместе с бюстом (специальным королевским призом за победу в десятиборье) вручал король Швеции Густав V и якобы даже назвал Торпа «лучшим атлетом мира». А российский император Николай II за спортивные достижения вручил серебреную копию корабля викингов, инкрустированную золотом и драгоценными камнями. Такое внимание к победителю объясняется тем, что победу прочили шведу Висландеру, но откуда ни возьмись, возник индеец Уа-То-Хак.
Жаль, счастье длилось недолго. Через полгода в МОК было направлено письмо, в котором сообщалось, то Джим Торп до олимпиады играл в бейсбол и получал за это деньги. Действительно, в те годы до участия в играх допускались только спортсмены-любители, т.е. те, кто не получал деньги за участие в спортивных соревнованиях. Джим провел два сезона в одной из низших бейсбольных лиг, играя за местную команду и получая 2 доллара за игру. Формально он и правда лишался статуса «любителя», однако, это правило было настолько странным и смехотворным, что на него уже тогда не обращали особого внимания. Кто-то в профи выступал под псевдонимом, но большинство вовсе не заморачивалось. Можно ли считать любителями чемпионов Мира или Европы, которых было в изобилии на играх в самых разных дисциплинах?! Или везде за победу давали шоколадку и открытку на память?
Однако, не смотря на то, что время для протеста прошло (30 дней с момента окончания соревнований), протест был принят. Самое интересное, что это письмо пришло из штатов. Его составили и подписали президент федерации лёгкой атлетики США Густав Кёрби, секретарь НОК США Джеймс Салливан и вице-президент НОК США Бэртоу Уикс. МОК рассмотрел этот документ и принял решение удовлетворить запрос. Торп был лишён медалей и призовых денег, которые получил в Стокгольме. Олимпийскими чемпионами были объявлены норвежец Бье в пятиборье и швед Висландер в десятиборье, который к своей чести не признал свою победу и впоследствии передал золотую награду в шведский музей спорта.
Но почему американцы решили потопить собственного спортсмена? Ответ прост – Торп был индейцем. Вот тебе и толерантность. Нужно понимать тогдашние взгляды американского общества. В США не было более незащищенного слоя людей, чем коренные жители Америки. В 1861-1865 годах в штатах гремела гражданская война, пропагандировавшая борьбу за отмену рабства, свободу и равноправие. Северяне победили, и Авраам Линкольн отменил рабство на территории США. И хотя черному населению пришлось бороться с расизмом и сегрегацией еще сотню лет, их хотя бы считали людьми и боролись за их права. Индейцам жилось хуже. Их считали дикарями или просто зверьем. С ними заключали договоры, которые и не думали соблюдать. Сгоняли в резервации, которые создавали на самых бесплодных и никчемных землях, но стоило кому-то заинтересоваться этим местом и племена вновь гнали прочь.
Мясо бизонов сотни лет оставалось основным источником пищи индейцев. Но бесконтрольная охота на бизонов белыми поселенцами в середине ХIХ века привела практически к исчезновению этого вида, что способствовало голоду и гибели множества индейцев.
В 1875 году американский генерал Филип Шеридан заявил на слушаниях в Конгрессе:
«Охотники за бизонами сделали за последние два года больше для решения острой проблемы индейцев, чем вся регулярная армия за последние 30 лет. Они уничтожают материальную базу индейцев... Пошлите им порох и свинец, коли угодно, ... и позвольте им убивать, свежевать шкуры и продавать их, пока они не истребят всех бизонов!»
Генерал Шеридан прославился двумя вещами – он был герой Гражданской войны (та, что против рабства) и фразой «хороший индеец – мертвый индеец».
Голод делал коренных жителей более сговорчивыми, в обмен на обещанные еду и одежду, они соглашались уйти с занимаемых земель в резервации. Однако там часто их ждало сплошное разочарование. Им давали гнилое мясо и безразмерную одежду, к тому же ношенную. Зато вдоволь было виски. Политика спаивания краснокожих была повсеместной. К концу ХIХ века в США было более 500 племен, но считается, что только команчей не удалось споить.
Индейские войны (серия вооружённых конфликтов между коренным населением Северной Америки и Соединёнными Штатами Америки и Канадой) продолжались до 1890 года. Последним эпизодом стала бойня на ручье Вундед-Ни. Племя лакотов, состоявшее из 120 мужчин и 230 женщин и детей, спасаясь от репрессий покинули резервацию Шайенн-Ривер, чтобы найти убежище в резервации Пайн-Ридж . 29 декабря 1890 года отряд из пятисот бойцов и четырёх пушек 7-го кавалерийского полка США окружил лагерь индейцев, а затем без всякой причины (опасности они не представляли) просто расстрелял.
Хью МакГиннис, рядовой 7-го кавалерийского полка — «Генерал Нельсон Майлз, который посетил место бойни после трёхдневной снежной бури, насчитал примерно 300 покрытых снегом тел в окрестностях, в том числе на значительном удалении. Он с ужасом убедился, что беззащитных детей и женщин с грудными младенцами на руках солдаты преследовали и безжалостно убивали на расстоянии до двух миль от места перестрелки…»
Редактор газеты Абердинский Субботний Пионер Лаймен Фрэнк Баум, писал: «Пионер уже заявлял, что наша безопасность требует полного уничтожения индейцев. Притесняя их в течение веков, нам следует, чтобы защитить нашу цивилизацию, ещё раз их притеснить и стереть, наконец, этих диких и неприручаемых тварей с лица земли. В этом залог будущей безопасности наших поселенцев и солдат, которые оказались под некомпетентным командованием. Иначе в будущем нас ожидают проблемы с краснокожими, ничуть не меньшие, чем в прошлые годы.»
Лаймен Фрэнк Баум впоследствии написал знаменитую детскую сказочку «Волшебник стран Оз».
За сражение на ручье Вундед-Ни как минимум 20 военнослужащих полка были награждены высшей воинской наградой США — Медалью Почёта.
Джим Торп до конца своих дней пытался восстановить справедливость и боролся за возвращение себе звания олимпийского чемпиона. Но у него на пути стоял могущественный противник – Эйвери Брэндедж. С 1928 по 1952 гг. он возглавлял Американский национальный олимпийский комитет, а потом стал президентом Международного олимпийского комитета (1952 – 1972). Все протест Торпа он отвергал. Кстати, Эйвери Брэндедж выступал за команду США на олимпиаде-1912 в пятиборье и десятиборье…
После игр в Стокгольме Торп играл в бейсбол и американский футбол, что еще раз подчеркивает, каким выдающимся спортсменом он был. Но оправиться от последствий олимпиады он не смог до конца дней. Начались проблемы с алкоголем. После ухода из спорта приходилось работать вышибалой и рыть канавы. Умер Джим Торп от сердечного приступа в своем доме на колесах в 64 года. Но и после смерти он не смог обрести покой. Третья супруга Торпа, имевшая юридические права на тело мужа, отказалась хоронить его по индейским традициям, на чём настаивали три дочери и четыре сына спортсмена от двух предыдущих браков. Спустя полгода она фактически продала останки мужа городку Мауч-Чанк в обмен на то, чтобы населённый пункт построил мавзолей и стал называться Джим Торп.
Власти городка согласились, рассчитывая на привлечение туристов. Однако эти ожидания не слишком оправдались. Дети Торпа (в живых остались два престарелых сына) до сих пор ведут тяжбы за то, чтобы эксгумировать тело отца и захоронить его там, где он сам хотел. И по тем обычаям, которым он следовал.
Только в 1983 году Торп был официально восстановлен в правах олимпийского чемпиона. Но считался победителем наряду с Висландером и Бье, в протокол изменения внесены не были. И лишь в июле 2022 года МОК официально объявил Торпа победителем игр-1912 и зарегистрировала его результат. 110 лет спустя.
Больше интересных историй в моем телеграм-канале.