6 мин.

Учитель иностранных языков и экономист. Знакомимся с одним из лучших каратистов Беларуси

Имя 29-летнего Антона Исакова особенно гремело в стране и мире каратэ в конце 2010-х, когда он всерьез претендовал на попадание на Олимпийские игры. Этим планам, к сожалению, не суждено было сбыться. Затем в карьере каратиста последовал серия не самых удачных результатов, спровоцированных травмами. Ну а потом --- известные события февраля 2022 года и отстранение белорусских спортсменов от международных соревнований.

Впрочем, в отличие от многих спортсменов, которые бросили любимое дело, наш герой дождался потепления отношений, и полон решимости доказать, что еще может составлять конкуренцию на мировом уровне. В марте 2025 года белорусские каратисты отправятся на этап Кубка мира в Грузию, где Исаков рассчитывает напомнить о себе. Причем выступать он будет уже в супертяжелом весе.

— У вас на национальном уровне есть конкуренты или сопротивления не встречаете?

— Почему же? Есть, конечно. Они были и в категории до 84 килограммов, где я выступал до сентября 2024 года, и есть в категории свыше 84 кг. Появился парень в весе до 84 кг из Пинска —Глеб Сачковский. Он молодой, но достаточно опытный спортсмен. Сложность заключается в том, что мы последние пять-шесть лет вместе с ним стоим на сборах, знаем друг друга, как облупленных, буквально едим с одной тарелки. Мы с ним боролись один раз на официальных соревнованиях. Победа осталась за ним, хотя спорных моментов не хватало. Но никого обвинять не собираюсь, виноват сам, надо было благодаря опыту одерживать победу.

В категории свыше 84 килограммов есть два соперника — Алексей Водчиц из Новополоцка, мы вместе перебрались в Минск. Он всегда был в «плюсах». Вдобавок есть одаренный каратист из Борисова, в этом году вошел в состав национальной команды. Его зовут Иван Кудинов. Достойный конкурент, очень длинный, высокий, с длинными руками. С Водчицом пересекались на турнирах только дважды. Это было на турнире в Словакии. Мы вдвоем вышли в финал и решили на “цу-е-фа” раскинуть, кто победит. Мы были из одного клуба и тренировались у одного тренера, решили не бороться. В итоге он выиграл.

А с Кудиным работали на командном чемпионате страны. Поединок завершился в его пользу со счетом 4:3. Но незадолго до этого получил повреждение сетчатки в индивидуальном турнире. Так что, выступал, грубо говоря, с одним глазом.

— Но как можно отдавать победу Водчицу на волю случая и удачи? А как же призовые?

— Их там не было. Вручали лишь Кубок, который мы поставили на видное место в клубе. Разница была лишь в цвете медали и надписи в грамоте.

— А как же амбиции?

— Ну, конечно, было обидно. Причем он всегда у меня выигрывает.

— Видимо, кроме стойки, на тренировках еще и “цу-е-фа” надо тренировать?

— Ха, да. Причем мы спорим очень часто, и всегда он выигрывает. Допустим, в гостинице надо спуститься на первый этаж и взять чайник — эта обязанность выпадает мне. В 90 процентах случаев я проигрываю.

— Есть в вашем виде спорта рейтинг лучших вне зависимости от категорий?

— Что-то подобное раньше велось — при прежнем руководстве. Считалось, кто заработал наибольшее количество очков в течение сезона. Речь о национальном уровне. Да и нам не объявляли, это никак не поощрялось. Что касается мира, есть список лучших за все время. Я там на 16-й позиции на планете, лучший из Беларуси.

Антон Исаков на Европейских играх в Минске

— Есть ли запоминающийся турнир, который засел в памяти, где должны были выступить лучше?

— Сезоны 2018-19 пока были лучшими в моей карьере. На этапе Кубка мира занял 5-е место в Токио, что было сенсацией. Был чемпионат мира-2018, где стал также 5-м из 89 человек. Причем там в третьем раунде встретился с очень сильным японцем Рютаро Арагой, на тот момент действующим чемпионом мира. Я был темной лошадкой, но поединок завершился “всухую” 6:0 в мою пользу. Бой вызвал очень большой резонанс, шумихи было за пределами турнира полно. Меня после этого облюбовали журналисты из Японии, они недоумевали, как их спортсмен, который три или четыре раза подряд играл в финале, уступил молодому белорусу Исакову. Это была одна из самых громких побед. А вскоре был этап Кубка мира в Париже — в январе 2019 года. Я снова попал на этого японца и выиграл. После Олимпиады в Токио, где Арага завоевал бронзу, он завершил карьеру.

Еще вспоминаются Европейские игры в Минске. Выигрываю поединок, веду 2:0 за три секунды до конца. Вместо того, чтобы уклониться от лишних контактов, решил пойти в стык, хотел увеличить преимущество, но при этом пропустил три балла. Этот проигрыш не дал мне выйти в финальную часть. Если бы победил, однозначно был бы с медалью. Это поражение меня сильно сломало. Лето, в ближайшее время не было никаких стартов, чтобы реабилитироваться… Было тяжеловато прийти в себя. Потом еще несколько этапов Кубка мира — и тоже в концовках проигрывал. За мной даже репутация такая закрепилась: мол, три секунды для Исакова — это еще очень много. На последнем турнире в Москве боролся за бронзу с представителем Казахстана. Вел в одно очко, но пропустил балл за две секунды до конца, и соперник победил.

— Тоже пошли в атаку за пару секунд до конца?

— Наоборот, спассивничал.

— То есть универсальной линии поведения на последние секунды боя нет, которая бы приносила успех?

— Да, по ситуации. Тут я потерял концентрацию.

— За время карьеры ты наверняка успел много поездить. Есть страна или город, которые оставили самое сильное впечатление?

— Наверное, Япония. Был там два раза. И это просто взрыв мозга. У меня в детстве была мечта посетить Китай и Японию. Там — будто на другую планету попадаешь. Начиная от менталитета и присущей японцам чистоты до замкнутых пространств. Конечно, с моим ростом это несколько смущало. Японцы все низенькие, все отели, общественные места для экономии пространства низкие. Архитектура специфическая, старый исконно японский стиль. То, что я в детстве видел на картинках из них, когда меня отец знакомил с философией каратэ, дома с покатыми крышами… Мне это так в сердечко запало, взбудоражили воспоминания из детства.

— В кино никогда не думали сниматься?

— Да не знаю… Меня так поглотил спорт, что и учеба отходила на второй план. Так что я не представлял, что есть какая-то жизнь, где нет каратэ. Тренировки, сон — так и жил. Другого не видел, кроме учебы.

— Образование БГУФК?

— Нет. Первое образование — Полоцкий государственный университет, учитель французского и английского языка. Второе образование — экономическое, уже заочное.

— Как туда занесло спортсмена?

— А все преподаватели задавали этот вопрос. Когда учился в Полоцке, был единственным парнем в группе. Меня родители начали учить английскому с шести лет. Сначала книжки покупали, потом оплачивали мне репетитора. Меня “инглиш” везде сопровождал. Потом начались поездки, появилась и практика. Я хотел поступить на ФМО, но объективно понимал, что такой проходной балл не потяну. 

— Родители у вас были спортсменами?

— Отец — мастер спорта СССР по тяжелой атлетике. Мама к спорту никакого отношения не имела. Она работала на заводе “Полимир”. Мама, как сейчас говорит, я уже знал, что каратэ будет олимпийским видом спорта. А английский?.. У родители есть друзья из Минска, у которых сын усиленно занимался английским. Ездил в США по программе “Work аnd trаvel”. Возможно, это как-то мотивировало их мне привить знание языка.

— В планах есть создание семьи?

— Сейчас я в отношениях, все хорошо. Есть планы на счастливое будущее. Но предложения пока не делал. Пока, наверное, рановато.

Автор: Матвей Приходько.