Бахтовар Назиров: Есть разговоры, что предстоит новый отбор на Олимпиаду
Интервью с югорским боксёром Бахтоваром Назировым.
- Бахтовар, расскажи о своем детстве.
- Еще в советское время моего отца направили в Лангепас, хотя по факту Лангепаса еще и не было. Потом переехала мама, а 1994 году уже родился я. Родители никогда не заставляли меня заниматься боксом, для них было важно, чтобы я просто хорошо учился. Хулиганом не был, но и супер спокойным ребенком меня сложно было назвать, всегда куда-то ходил: то на футбол, то на баскетбол, потом дзюдо и даже шахматы, а потом появился и бокс. Помогли мне вырасти таким, какой я есть, не только родители, но и тренер, ведь с девяти лет я был только «на боксе»: сборы, тренировки. Тренер всегда рядом, подскажет, поможет.
- Как учился в школе?
- До пятого класса был хорошистом, даже грамоты есть, а потом начались сборы и уже перешел на три-четыре.
- А чем ты еще увлекаешься, кроме бокса?
- Мне нравятся автомобили. Люблю в них поковыряться, нравится о них разговаривать. Машина должна идеально работать, чтобы не горела никакая ошибка, а салон был чистый. В последнее время мне еще стало нравиться читать, особенно про психологию. Очень интересно.
- Назови три важные для тебя вещи.
- Автомобили, девушки и бокс. Но, если говорить о чем-то масштабно, то, конечно, страна, Югра, которая дала мне возможность выступать и всячески поддерживает. И, конечно, моя семья.
- Муххамед Али или Майк Тайсон?
- Это два великих спортсмена, но если нужно выбрать, то Майк Тайсон. Сюда бы еще добавил двукратного олимпийского чемпиона Василия Ломаченко.
- Твои сильные и слабые стороны.
- Сильные - это, если я чего-то захочу, то этого обязательно добьюсь. А слабые - периодически хочется полениться. После длительных сборов, возвращаясь домой, нужно встретиться с друзьями, уделить всем время, помочь родителям, и я не могу им отказать, а порой так хочется немного полежать и ничего не делать. Всегда ищу этот баланс, чтобы хватило на все.
- Ты показываешь хорошие спортивные результаты. Звездной болезнью успел переболеть?
- Я еще ничего такого не сделал, чтобы говорить о звездной болезни. Нужно всегда быть самим собой.
- Какие тренировки ты используешь, чтобы улучшить свою функциональную подготовку?
- В основном бокс. Когда был помоложе практиковал с ребятами регби на снегу, тоже очень выматывает.
- Современный боксер любитель достаточно зарабатывает?
- Все зависит от результата, если он выигрывает на международном уровне, то у него будут деньги.
- А принято ли менять весовые категории в любительском боксе?
- Мне кажется, что в любительском боксе гонять больше 3-4 килограмм не стоит. Многие гоняют от 6 до 10 килограмм. Для профессионалов это еще нормально, а вот для любителей многовато. Соревнования практически каждый месяц. То есть ты согнал вес, возвращаешься домой, и наступает «волчий голод», ты ешь и не наедаешься, а потом снова сбрасывать. Это большой стресс для организма.
- А легко найти спарринг-партнера? Какие критерии?
- Да, подобрать можно. Например, в нашем ЮКИОРе (прим. Югорском колледже-интернате олимпийского резерва). При выборе спарринг-партнера обращают внимание на рост, и на то, какая у боксера ударная рука – правая или левая. Вес не так важен, 5 кг туда-обратно, нормально. Но дело в том, что профессионалы готовятся под конкретного соперника, а любителям нужно пройти еще пять боев, то есть по факту, ты можешь и не добраться до того соперника, к которому готовился специально.
-Ты чемпион России 2016, 2017, 2018 годов. Параллельно с тобой еще один югорский спортсмен Альберт Батыргазиев тоже чемпион России 2017, 2018 годов, но в категории 60 кг. В 2019 году он сменил категорию и перешел в твой вес - 57 кг, и там стал чемпионом России. Как ты думаешь, с чем связан его переход?
- Дело в том, что весовая категория 60 кг, в которой выступал Альберт, не олимпийская, поэтому ему просто необходимо было ее сменить.
-Альберт сильный соперник?
-Да, он достойный соперник.
- Ты победитель Европейских игр 2015 года, а вот Игры 2019 года не сложились. Что не получилось?
- Это спорт, конечно, но это было тяжелое поражение для меня. Очень неприятно вспоминать. Я был готов на 100%. За пять минут до выхода я прям чувствовал, что нахожусь на пике и смогу выстрелить прям по-максимуму. Бой прошел, и еще пару месяцев я точно не мог прийти в себя от поражения, и до сих пор, это поражение маячит, как тень. Но это вовсе не значит, что я сдался. Впереди снова Чемпионат России, и если ничего не изменится, то нас ждет новый отбор. Я надеюсь, что у меня получится все исправить.
- А как справляешься с болью после тяжелого соперника, если выступать нужно уже на следующий день?
- У нас перчатки все же побольше, чем у профессионалов, поэтому нанести существенную травму очень сложно. Перед боем все же важнее психологическое и эмоциональное состояние.
- А страх вообще присутствует?
- Правильный страх, конечно, присутствует. Но в любительском спорте у меня нет чувства, что меня сейчас искалечат. В ринге есть рефери, который контролирует ход боя, если что-то пойдет не так, он остановит его. Рядом есть тренер, а перед каждым боем спортсмены проходят медосмотр.
- А можно ли натренировать что-то вроде стойкости к нокдаунам?
- Для этого мы тренируем вестибулярный аппарат, делаем кувырки, крутимся, и с каждым годом нарабатываем этот навык.
- Во время боя ты полностью выполняешь установку тренера или принимаешь решения самостоятельно?
- Перед боем, конечно, общую стратегию мы выбираем с тренером, а в ринге решения принимаю самостоятельно. Потому что я боксер, я боксирую, я должен решить исход боя. После боя, мы снова работаем с тренером вместе.
- А самому в роли тренера хотелось бы оказаться?
- Были моменты, когда и я тренировал, мне понравилось. Посмотрим, что будет в будущем, работа тренера невероятно интересная, но сложная, а бывает иногда и неблагодарная.
- Переход в профессионалы рассматриваешь?
- Когда путевку на Олимпиаду завоевал Альберт, я подписал контракт с промоутерской компанией "Патриот", чтобы двигаться по профессиональной линии, и уже даже начал готовиться к бою во Владикавказе. Он должен был состояться 21 марта, но из-за пандемии его отменили. Пока есть разговоры, что предстоит новый отбор, поэтому контракт решили заморозить на время.
- Не попасть на Олимпиаду для спортсмена - почти трагедия. Как смотришь на смену спортивного гражданства?
- Разговоры были, но нет, не планирую. В душе мне было бы не спокойно. Обстоятельства у разных спортсменов, конечно, бывают разные. Я проиграл Альберту, но он достойный соперник, сильный, и в таком случае я бы не стал менять гражданство. А есть случаи, когда боксера раз за разом прям сливают судьи, тогда скажется профессиональная злость, и ему действительно захочется сменить гражданство, чтобы доказать миру, что он лучший. Тогда да, в моем же случае это совершенно неоправданно.
- Твое имя переводится, как несущий счастье. Правда?
- Я счастливый человек. Я благодарен судьбе, Всевышнему, округу, что я боксер, и если бы у меня была вторая жизнь, то я бы снова выбрал жизнь боксера. Есть весосгонки, проигрыши, синяки, но я также хочу тренироваться и закрыть те ошибки, которые были у меня на Европейских играх.
Об этом и о многом другом в нашем видео.