Приключения французов в Казахстане: удивляют большие расстояния и климат, нравятся цены в магазинах и считают уровень чемпионата неплохим
В ночь с субботы на воскресенье пройдет ответный матч Казахстана с Францией в рамках квалификации ЧМ-2022. К этому событию мы решили вспомнить и изучить впечатления французских игроков о Казахстане. Представители этой страны нечасто оказываются в казахских степях.
В этом материале мы собрали цитаты игроков. Что же думали и думают французы о нашей стране?
По мнению французских легионеров, уровень чемпионата – неплох
В разные годы в нашем чемпионате выступали: Ричард Барройлет (англо-француз), Серж Бандо, Алассан Н’Диайе, Франк Джа-Джедже, Жереми Манзорро, Эрвен Мукам и Фернандер Кассаи (игрок ЦАР, в раннем детстве переехал во Францию и имеет гражданство страны). В основном, французские легионеры были единодушны по поводу уровня чемпионата Казахстана.
Экс-игрок «Тараза» Ричард Барройлет считал, что уровень футбола зависит от команды.
«Чемпионат Казахстана был неплохим. Уровень футбола был хорошим против одних команд, но плохим против других, в зависимости от бюджета клубов и футбольных идей, исходящих от менеджера».
Экс-игрока «Окжетпеса» и «Иртыша» Сержа Бандо удивил технический уровень команд, он даже сравнивал КПЛ с французской Лигой 2, а бывший нападающий «Тобола» и «Иртыша» Алассан Н’Диайе сравнивал чемпионат с третьим по силе дивизионом Франции.
«Что касается уровня чемпионата, я бы сказал, что нижняя часть таблицы соответствует тому, что у нас есть в Национале».
При этом французские легионеры в Казахстане замечали, что лига начинает прогрессировать. Улучшения замечал экс-игрок «Иртыша» и «Кайсара» Франк Джа-Джедже:
«Астана» за последние годы добилась хороших результатов на европейском уровне. Есть несколько хороших команд с отличными ресурсами. Остальным бывает сложнее, но в целом уровень хороший. Мы чувствуем, что чемпионат прогрессирует».
С этим согласен и игрок «Тобола» Жереми Манзорро.
«Казахстанский футбол прогрессирует. Сборная добивается определенных результатов, и в еврокубках, в частности, это касается «Астаны». Некоторые клубы выше остальных: «Астана», «Кайрат», «Тобол».
Затем другие — Караганды и Павлодар (интервью дан во время игры за «Иртыш»), которые обычно борются за места в Лиге Европы. Для других клубов все немного сложнее, у них меньше ресурсов.
В чемпионате достаточно хороший технический уровень. Я думаю, что у «Астаны» есть уровень, который позволил бы им играть в Лиге 1. Это команда с большим количеством международных игроков, которая каждый год играет в Лиге чемпионов или Лиге Европы. Казахстан — страна, где есть деньги».
С жизнью в Казахстане чуть сложнее: футболистов удивили наши города
Ричарду Барройлету было скучно в Таразе.
«Там, где я жил, было немного скучно и ограниченно, но у нас было несколько легионеров, с которыми можно было хорошо провести время».
Серж Бандо не выходил с тренировок.
«Я провожу много времени с легионерами в команде. Что касается моей повседневной жизни, то это жизнь футболиста. Я занимаюсь утренним тренажерным залом в своем отеле. Обед в ресторане. Днем я все время занят, сплю или собираюсь сделать пару дел, когда магазины открыты. Это также зависит от моей нынешней формы. Затем в 18:00 я провожу личную тренировку, прежде чем пойти вечером перекусить в городе с моими коллегами».
Эрвен Мукам вспоминал первый выезд в Актау.
«Первый матч в сезоне мы поехали играть в Актау. Помню, было —13°. Я чувствовал себя как в Марокко. Дома, расположенные в пустыне. Как в Африке. Страна полна самых разных пейзажей».
Франк Джа-Джедже скучал по французскому багету и часто улетал во Францию на выходные.
«По сравнению с Павлодаром, более русскоязычным, этот город (Кызылорда) меньше, намного тише. Активностей не так много. Время от времени мы ходим в рестораны, иногда с местными игроками, где мы ходим поесть у одного из франкоговорящих сотрудников. Вы также можете пойти в бассейн или в тренажерный зал.
С тех пор, как я был в Казахстане, я скучал по семье. Моя жена и двое моих детей живут в Ницце. И настоящего французского багета тоже не найти! Плюс в том, что в Казахстане у нас бывают периоды без матчей, и мне удается возвращаться во Францию почти каждые две недели».
Фернандеру Кассаи страна было по нраву.
«Моя первая реакция (на предложение) была «мне неинтересно». Затем я поговорил об этом с другом, который играл в этом чемпионате (речь о Фокси Кетевоама). Он рассказал мне о стране и сказал, что я должен приехать. Можно сказать, он меня действительно убедил. И я не жалею об этом, хотя знаю, что это многих удивляет.
Это красивая страна! Такого я не ожидал. Можно сказать, что я благодарю своего друга (смеется).
Город Павлодар — это приятный сюрприз. Я был слишком взволнован, когда посмотрел в интернет (о городе), но там было намного лучше. София — столица, так что сравнивать надо с другой столицей. В Астане все новое, красивое».
Жереми Манзорро также был доволен Павлодаром.
«Уже сейчас это безопасный город. Что ж, как и везде, в определенное время есть места, которых следует избегать.
Я открыл для себя город, который не огромен. Некоторые постройки очень советские, но ничего страшного. Есть торговый центр, хорошие рестораны».
О климате: многих он пугал
У Сержа Бандо до сих пор мурашки по коже от холодной погоды в Казахстане.
«Как было холодно! У меня до сих пор мурашки по коже. —20°C. Невозможно играть без колготок и шапки. Я даже бороду отрастил, чтобы было не так холодно!»
Алассану Н’Диайе наоборот было слишком жарко.
«Послушайте, с тех пор, как я приехал, было очень жарко. Вроде 35 градусов. Но меня успокоили, пообещав —10 или даже —15 градусов до конца сезона».
Мукам рассказал о разном климате из-за большей территории страны.
«Страна в четыре раза больше Франции. Поэтому климат не везде одинаковый. В Актобе мы только начинаем избавляться от низких температур (в среднем —10° в марте). Но мы собираемся тренироваться в Алматы, в бывшей столице, расположенной в 2 часах на самолете, потому что там между 10° и 15°».
О болельщиках — они есть и не такие агрессивные, как во Франции
Серж Бандо уверял что футбол — повальное увлечение местных.
«Это действительно повальное увлечение. Каждые выходные мы играли на стадионах с 10 000 человек».
Эрвен Мукам сравнивал «Актобе» с французскими грандами.
«Это немного похоже на «Марсель» в Казахстане. Исторически сложилось так, что у них больше всего болельщиков в стране. Даже когда они были в Первой лиге (в прошлом году), фанаты были за ними. Я увидел это, когда приехал. Вы идете в ресторан или в аэропорт, все любят этот клуб. С 2005 по 2013 год они выиграли титул пять раз. А чемпионат проводят с 1992 года».
А Жереми Манзорро радовался, что они не такие агрессивные.
«Это зависит от клубов. «Тобол», например, почти всегда играет при полных трибунах. В Павлодаре мы собирали 3000 или 4000 зрителей за матч. Атмосфера довольно классная, фанаты кричат, когда результатов нет, но я никогда не чувствовал себя неуверенно. Когда я гуляю по городу, когда результаты «Иртыша» были не очень хорошие, меня никогда не оскорбляли. Напротив, просят автографы, селфи».
Языковой барьер — основная проблема для французов
Алассан Н’Диайе, возможно, не раскрылся в полной мере из-за проблем с языком.
«Немного сложно из-за языкового барьера. Большинство людей говорят по-русски, поэтому я стараюсь выучить его, но это сложно. Немногие говорят по-английски».
У Фернандера Кассаи тоже были сложности:
«Это совсем не тот язык, что болгарский, хотя тот же алфавит. Это все равно, что сказать, что французский и испанский — одно и то же. Я хочу выучить русский язык. Чем больше вы слышите в нем, тем больше вы это узнаете».
Эрвену Мукаму было легче после опыта игры в Беларуси.
«Иногда мы говорим по-английски, даже если они этого не знают. Здесь русский язык является официальным языком (наряду с казахским). Так же было в Беларуси, где я провел три года. Когда тренер должен давать мне инструкции, я могу понять, у меня все хорошо, я хорошо продвинулся по русскому, даже если я не очень хорошо говорю на нем.
В противном случае есть только что прибывший француз (Тонго Думбия), а также сербский нападающий Боян Дубайич, с которым я играл в БАТЭ, который говорит по-русски и немного по-французски, так как он играл в Швейцарии. Поэтому, когда мне нужна помощь с административными процедурами, он помогает мне».
Манзорро не считал язык большой проблемой.
«Это небольшая проблема: я знаю несколько слов по-русски, но большинство казахстанских игроков мало или совсем не говорят по-английски. С легионерами все в основном на английском. Но нам удается понимать друг друга».
Расстояния — это то, что удивляет больше всего французского игрока
Эрвен Мукам
«Расстояния здесь огромные. Если я хочу поехать с севера на юг своего региона, это как в Лилль—Марсель».
Фернандер Кассаи
«Вам нужно знать, что в одной стране мы путешествуем самолетом три часа, а иногда разница во времени составляет один час. Например, это более продолжительное путешествие, чем поездка из Парижа в Болгарию».
Жереми Манзорро
«Казахстан — огромная страна, поездки иногда бывают очень долгими и утомительными. Поэтому восстановление важно».
Это касается и пути на родину
Фернандер Кассаи
«Правда, что расстояние очень большое. Это шесть или семь часов от Парижа и четыре часа смены часовых поясов. Смена почти полдня».
Жереми Манзорро
«Очевидно, когда я возвращаюсь во Францию, это настоящее путешествие: Павлодар—Астана, Астана—Париж через Франкфурт или Амстердам и Париж—Лион, где живет моя семья. Это займет тринадцать часов пути».
О зарплатах в чемпионате
Французские игроки были довольны с зарплатой и удивлены низкими ценами.
Эрвен Мукам
«Я зарабатываю на жизнь лучше, чем в Минске (Беларусь). Это намного лучше. Даже после уплаты налогов. Я знаю, что в ведущих клубах здесь игроки получают 25 000 или 30 000 долларов в месяц. В стране, где литр бензина стоит 25 центов, где жизнь не дорогая, у вас все в порядке».
Фернандер Кассаи
«Зарплаты хорошие. Уровень жизни намного ниже, чем во Франции. У меня была большая квартира за скромную аренду».
Жереми Манзорро
«Лучшие клубы могут предложить иностранцам очень хорошие зарплаты. Уровень жизни ниже, чем во Франции, поэтому зарплата без налогов очень хороша».
О местных игроках: они не мотивированные, злые и довольны нынешней ситуацией
Эрвен Мукам
«Фактически, здесь у игроков возникает ощущение, что они достигли всего. Они в своем чемпионате, дела идут хорошо, но они не собираются говорить себе, что могут подняться выше. Это позор».
Франк Джа-Джедже
«Иногда они просто злятся на странные вопросы людей. Они отправляют их гулять».
Жереми Манзорро
«Те, кто играет в лучших клубах, могут, насколько я понимаю, зарабатывать 60 000 или 70 000 евро в месяц. Не говоря уже о надбавках, которые могут быть довольно высокими. Они играют в своей стране, они звезды и очень не хотят уезжать».
О людях: игрокам нравится менталитет и отсутствие расизма в обществе, Манзорро удивился популярности караоке
Франк Джа-Джедже
«В Казахстане очень мало «черных». Так что люди к этому не привыкли. Сначала почувствовал любопытство, недоверие. Но никогда не агрессию. На улице меня хотели сфотографировать. Дотронуться до меня. Люди не были уверены, кто я и зачем я здесь.
Благодаря телевидению, которое транслирует матчи, они знают, что мы футболисты. В Кызылорде черные только футболисты. Или почти: я встретил нигерийца, который приехал преподавать уроки английского. Так что люди узнают, кто мы, довольно быстро».
Джа-Джедже удивлялся незнанию местных о Кот-д’Ивуаре.
«Когда я объясняю, что родился в Абиджане, меня спрашивают, есть ли там машины. Живем ли в нормальных домах. И тогда, я показываю фотографии города и они удивляются, когда видят современные небоскребы!
Это потрясающе. Это не расизм, просто незнание. Они плохо знают Африку».
Фернандер Кассаи
«У них очень хороший менталитет. Я думал, что могут быть проблемы с цветными людьми, но нет. Все соседние страны находятся в пределах Казахстана, поэтому здесь много смешений. Это правда, что люди смотрят на меня на улице, но с улыбкой. Они счастливы, что я здесь».
Жереми Манзорро
«Меня пригласили на свадьбу одного из моих казахстанских товарищей по команде. Традиционная свадьба, очень красиво. С командой нас пригласили провести вечер в юрте, традиционном месте обитания кочевников. Я был удивлен, потому что он относительно большой. Нам подали типичные блюда. Здесь едят много лошади, баранины, риса. Это довольно богатая кухня».
Также Манзорро удивило повальное увлечение караоке
«Казахи любят выходить на улицу и веселиться. Есть места для развлечений, клубы, бары... Я заметил, что они любят караоке. Может, дело во влиянии соседнего Китая».
****
Вот такое представление сложилось у наших французских легионеров о Казахстане. Какое мнение будет о нашей стране у сборной Франции мы узнаем уже скоро.
Матч квалификации на ЧМ-2022 пройдет в Париже 14 ноября в 01:45.
Фото: globallookpress.com/Sadak Souici/Keystone Press Agency/Bruno Fahy/ZUMAPRESS.com/Diom Celeste/Ren Jun/Xinhua, «Актобе», «Тобол», «Иртыш».
Байсуфинов не вызвал Щеткина на матч с Францией. Он забил три гола в двух последних матчах
«Когда я объясняю, что родился в Абиджане, меня спрашивают, есть ли там машины
автор статьи знает о Нигерии не больше обывателей :)