«Мы – как верхушка айсберга»: Бублик и Голубев – о парном финале «Ролан Гаррос», Олимпиаде, вакцинации и многом другом
Большая пресс-конференция.
Александр Бублик и Андрей Голубев дали большую пресс-конференцию после парного финала «Ролан Гаррос»: о впечатлениях от турнира в Париже, дальнейших планах, взглядах на вакцинацию, персональных увлечениях и о многом другом.
Пересказываем.
Бублик: «Я не хотел выигрывать «Большой шлем» до счета 5:4 на по 30»
Александр не может назвать «Ролан Гаррос» лучшим теннисным приключением в карьере на данный момент: «Наверное, я все-таки оцениваю это как смешное стечение обстоятельств, так как ни до данного результата, ни после него я не буду относиться к парному разряду более серьезно, потому что не особо воспринимаю парный теннис как теннис.
Для меня это больше способ развлечься, допустим, заработать больше денег, или просто поиграть больше матчей.
Было бы лицемерно, начни я говорить о себе: «Такой молодец, так старался, безусловно рад, что я такой классный парник, давайте все играть со мной в паре, я так обожаю парный разряд», потому что это было бы враньем. Делать так чисто для камер я не буду, потому что считаю неправильным. У нас достаточно людей в туре, которые так делают.
Я просто выражаю свои эмоции по-честному и говорю то, что думаю.
Читал одну интересную книжку, и там был рассказ о том, что нужно было поймать одного, так скажем, преступника. Никто не знал, как его поймать, и начальник следователя сказал подчиненному: «Чтобы найти данного преступника, ты должен одновременно и хотеть его найти, и не хотеть».
Вот: я не хотел выигрывать «Большой шлем» до счета 5:4 на по 30. На этом счете я встал на подачу и думаю: «Черт, хочется выиграть».
После этой мысли, как только я подал и Андрей ошибся с лета, я подошел к нему и сказал, что это конец. Это было понятно и для меня это абсолютно не удивительно, потому что в моей жизни такое происходило не раз, я видел, как у других это происходит.
Когда человек слишком сильно чего-то хочет, обычно это не получается. И такая комичная ситуация получилась со мной, что когда я захотел выиграть турнир, случилось то, что случилось».
На Уимблдоне Бублик будет играть вместе с Недовесовым. Но пара Бублик/Голубев продолжит выступления на турнирах, на которых им обоим будет удобно. «Посмотрим, что из этого выйдет», – отметил первая ракетка Казахстана.
Впереди у Александра – четыре травяных турнира подряд, сразу после чего – отправление в Токио.
Возможное выступление в миксте с Еленой Рыбакиной? На Олимпиаде попробовать не выйдет из-за недостаточно хороших позиций в рейтинге, но в целом, было бы весело.
«Мы в начале года решили с Андреем играть турниры «Большого шлема» вместе. У нас есть общие цели – это Кубок Дэвиса и Олимпиада. Мы решили, что раз он специализируется на парном разряде, а я – исключительно одиночник, то почему бы нам не попробовать сыграть пару турниров на всякий случай – вдруг на Кубке Дэвиса придется делать замену. Мы не играем с Андреем маленькие турниры, потому что у меня нет мотивации их играть: мне парный рейтинг не интересен, матчи наигрывать на харде нет смысла (только колени себе стирать), а денег там не платят.
Поэтому мы с ним играем только большие турниры, где я хотя бы хочу что-то выиграть, и то не всегда.
Финал? Это не психологический надлом, это жизнь. Так очень часто бывает. Психологическим надломом это можно было бы назвать, если бы на 5:4 не получилось подать, если бы он подал четыре двойные. А когда такая ситуация происходит, и все было хорошо, но по тридцати подача попала…
Это вообще чудо, что он принял эту подачу, что он смог на нее среагировать при таком счете. Карты сложились так, что он попал Андрею в низкую точку, что он не выкинул его выше…
Это нельзя назвать каким-то надломом. После того как почувствовал, что хочется выиграть, я знал, что будет сложно. Мы могли выиграть, но ты начинаешь себя заводить, говорить себе «давай-давай, надо играть», и это самое худшее, на мой взгляд, что можно сделать внутри себя. Потому что это загоняет тебя в состояние, которое иногда – кураж, а чаще всего – паника. Я стараюсь избегать такого состояния.
Кто со мной в туре, знают, что я люблю покомментировать чужие матчи. И когда в полуфинале играли Кабаль с Фара и Эрбер с Маю, когда они не взяли свою подачу на 5:4, я сказал Андрею: «третий сет – 6:2, максимум». Так и получилось. Потому что в теннисе, да и в жизни, часто складывается такая мистика: начинает все идти не в ту сторону, в какую надо».
Психолог? «Возможно, кому-то поможет, кому-то – не поможет».
Любимая музыка? На парный разряд Бублик не настраивается и ничего не слушает, а вот перед матчами «одиночки» предпочитает русскоговорящих исполнителей: Oxxxymiron, PHARAOH.
Олимпиада? «А что о ней думать? Думать надо о том, как в теннис играть, развиваться и чувствовать себя хорошо. Олимпиада придет, надеюсь, придем к ней в хорошей форме и сыграем хорошо».
Александр поделился своим мнением о целесообразности проведения Игр:
«Как вы думаете, в таких условиях проводить соревнования на 12 тысяч атлетов изо всех уголков планеты, на острове, где 1% вакцинации? Мне кажется, сложно говорить о чем-то другом.
Я с радостью поеду на эту Олимпиаду, потому что мне кажется, что это классная история будет лет через двадцать – рассказывать, как проводилась Олимпиада в таких условиях. Но исходя из практических соображений… мы же в Австралию летали, и сидели на карантине. Чем это будет отличаться, только тем, что 12 тысяч человек будет, а не 300? Это немного напрягает.
Я слышал, что теннис вовсе будет обособленным и мы Олимпиаду не особо почувствуем. Говорят, что будет как на турнире: отель-спорт-отель. То есть мы просто слетаем в Токио на недельку, туда и обратно.
Если нас заставляют носить маски в пустых помещениях и на пустых улицах, представляете, что там будет твориться? 12 тысяч действующих спортсменов приедут, и с ними еще тренеры. В плане Олимпиады для легкоатлетов, пловцов и так далее, мне кажется, что это огромная потеря, ведь для них это – основное соревнование. Может, для многих ребят, готовившихся 4-5 лет, а то и больше, будет странным и обидным тот факт, что они попали на свою, может, единственную в жизни Олимпиаду, и не увидят, не почувствуют ее дух, ведь не будет ни парадов, ни других атрибутов праздника. А если праздника нет – это обычное соревнование».
Бублик не планирует прививаться, пока это не будет необходимым: «Каков шанс летального исхода для молодых? Наверное, такой же, как у гриппа – если ты перенес его на ногах и у тебя пошли осложнения. Так что пока есть возможность этого не делать из соображений здоровья и ради спокойствия себя и близких, я не хочу».
Он прокомментировал запрет на российскую символику на Олимпиаде: «Сложный вопрос, потому что я не был в такой ситуации. Давайте так: если бы мне сейчас было 35 лет, я играл свою третью Олимпиаду, две из которых отыграл под флагом своей страны, а на третью по политическим причинам у моей страны забрали бы флаг, я бы безусловно поехал, но очень сильно выражал свое недовольство тем, кому нужно выражать. Но если бы такое случилось на моей первой Олимпиаде, я бы поехал, но было бы, наверное, сложно, потому что непонятно, как реагировать на это. Там ведь даже болельщикам флаги доставать нельзя, как я слышал. Мне кажется, что это тяжело. Наверное, это будет по-другому ощущаться и для болельщиков, и для страны, и лично для спортсмена. Мне кажется, это большой минус: и в психологическом плане, и в игровом – я думаю, что это будет влиять».
Реакция на смэш Голубева? «Всегда, когда Андрей бьет смэш, я и на тренировках смеюсь, и на матчах. Это было для тренера и для тех, кто наблюдал не со стадиона: когда Андрей замахивается на смэш, мы все отворачиваемся, потому что не известно, что будет. Но весь этот турнир он отыграл прекрасные смэши, так что в финале это было, наверное, уже привычкой».
Влияют ли эпизоды с перегоранием на любовь к теннису? «Давайте я скажу так. Вот вы журналист. Представьте, что вы пятнадцать лет занимаетесь написанием каких-либо статей «в стол», стараетесь быть хорошим журналистом. А раз в месяц приходит некий человек, который разрывает все ваши труды, накопившиеся за годы, и говорит: «А теперь делай заново».
Как думаете, вы будете ругаться и говорить, что вы ненавидите эту работу? Но когда этот момент пройдет, вы обернетесь назад и скажете: «Окей, я провел за этим столом, за своей мечтой пятнадцать лет, чтобы добиться лучшего в журналистике. Да, я устал, в данный момент мне это не нравится и может, я это ненавижу, но те труды, которые были вложены за все время, что я работал, я все это просто так не оставлю».
Вы это скажете, пройдет еще полгода, и ваши труды снова придут и разорвут. Что-то произойдет: вы по какой-то причине не сможете писать, у вас не будет какой-то важной информации, в какой-то момент вас не возьмут в издание, в которое вы хотели… Я думаю, вот ответ на ваш вопрос».
Будет ли Александр следить за Евро? Нет: «Я настолько далек от футбола, что даже не знаю, что там происходит сейчас. Знаю имена, допустим, Роналду, Месси, Гризманна, и на этом все».
Зато привлекают другие занятия: «Мне кажется, что ограничиваться одним теннисом это глупо и не интересно, поэтому люблю проводить время просто гуляя где-то, с семьей или с друзьями. Люблю поиграть в пинг-понг, кстати, достаточно неплохо это делаю. Ну, и более такие, мужские, мирские занятия: в баньку сходить, на шашлыки пойти, дрова порубить, на природе посидеть, искупаться. На рыбалку, к сожалению, ходить нет возможности, но я бы тоже с радостью».
Рассказал историю с рыбалкой двухлетней давности: «Мы поехали с отцом, были на «Челленджере» в Мексике. У меня отец – большой фанат рыбалки, а там была океанская рыбалка: в 6:00 выезжаешь, и шесть часов на лодке. А я очень классно катаюсь на лодках: уже примерно через 20 минут хочу домой, потому что мне плохо.
И меня батя заставил, говорит: все, поехали. Я спрашиваю: «Мы хоть что-то поймаем?». Он отвечает, что да, все наобещали, это еще кучу денег стоило.
Едем час-полтора, мне уже плохо, я уже зеленый. И спрашиваю: «Можно хоть удочку-то кинуть?». Они: «Да, смотри, сейчас кинешь удочку и ждешь. Они на скорость за блесну будут цепляться».
Нам показывали фотографии огромных рыб, как они вылавливали рыбу-меч за 10 минут… В общем, мы поймали двух анчоусов и развернулись обратно».
Голубев: «Мы отдали все, что могли, на этот финал»
Андрей также прокомментировал ход игры: «Матч был напряженным однозначно. Мне кажется, по накалу страстей именно таким, каким должен быть финал такого турнира. Много было различных переломных моментов и в одну сторону, и в другую. Зрелищность матча была на самой высокой ноте.
Мы были близки, но не так близки, как наши соперники по полуфиналу, которые имели 3 матчбола против них. У нас матчболов не было. Считаю, что мы отдали все, что могли, на этот финал и не можем самих себя упрекнуть в том, что где-то можно было лучше. Соперники сыграли очень здорово в нужные моменты».
Лучшее ли это теннисное приключение в жизни? «Если в парном разряде, то однозначно. В одиночном все-таки была победа на турнире ATP 500. Одиночный разряд более заметен, и наша с вами задача – уделять внимание в том числе и парам, ведь есть тенденция уводить эту часть большого тенниса на второй план».
Голубев вспомнил, как ему приходилось выбирать между одиночным и парным разрядами: «Когда я сыграл полуфинал «Ролан Гаррос» в 2014-м, я уже тогда мог уделять больше внимания парному разряду, потому что набрал примерно одинаковый рейтинг и там, и там. Но пока ты стоишь в одиночке в топ-100 и возраст позволяет, естественно, что приоритет – это одиночный разряд».
Выиграть и парный, и одиночный разряд «Ролан Гаррос» в один год – очень редкое явление. В последний раз это удавалось Кафельникову в 1996-м. В женском теннисе это смогла повторить Крейчикова, но Андрей напомнил, что девушки играют в три сета – поэтому там попроще.
По словам Голубева, в последнее время одиночный разряд довольно монотонный, люди играют одинаково. А в паре можно увидеть что-то более быстрое и динамичное. «Но если парный разряд будут больше показывать на экране, будет больше интереса. Хотя в любительском теннисе, мне кажется, интерес к парному разряду присутствует: многие любители в Европе и в Казахстане предпочитают пару». Хотя, конечно, все зависит от здоровья и других факторов.
Первой парой Кубка Дэвиса, как и прежде, продолжит быть команда Голубев/Недовесов? «Чем больше у нас опыта, тем лучше. Пусть соперники больше волнуются, а мы будем исходить из обстоятельств», – поделился своим мнением Андрей.
Проводилась ли работа с психологом? На данный момент необходимости в этом не было, хотя в штате федерации есть специалист.
Было ли внутреннее психологическое давление в финале во втором сете с десятого гейма до конца тай-брейка? Нет.
«Я считаю, что я хорошо настроился на матч. Это видно с первых геймов. Если взять последний гейм, там 5:4 когда подача, первый розыгрыш, если помните, там было четыре смэша подряд, которые я забил. Когда у тебя что-то дрожит, ты четыре смэша не забиваешь, я это по себе знаю. То есть что-то другое происходит. Такие моменты надо просто отпустить, проехать и двигаться дальше».
Будут ли совместные турниры с Недовесовым в ближайшее время? «Да, я слежу, они выиграли парный разряд в Словакии. Если честно, сейчас не знаю, какие планы. Знаю, что сыграю на Уимблдоне через две недели, а что потом, неизвестно. Во-первых, будем отталкиваться от Олимпиады: через несколько дней станет известен состав. Там по рейтингу будет ясно, попадаем мы в пару или нет. Если попадем – это одно расписание, если нет – другое. Поэтому ждем информации».
На Уимблдоне Голубев сыграет с голландцем Робином Хассе. Почему не с кем-то из казахстанцев? Во-первых, заявка подавалась до старта «Ролан Гаррос», и никто не предполагал выступление во Франции выйдет столь удачным. Во-вторых, необходимость играть в пять сетов – тяжелое испытание для Бублика, специализирующегося на одиночном разряде.
«Если вернуться назад и, зная заранее результат «Ролан Гарроса», может, по-другому сделали бы», – отметил Андрей.
Сыграть во Франции вместе договорились заранее, однако проверить командные связи заранее не вышло: Бублику пришлось сняться с турнира в Женеве, где они с Андреем планировали сыграть (в результате Голубев выступил с Чиличем, дошли до четвертьфинала).
Смешанный разряд? Было бы хорошо, но все будет зависеть от рейтинга: «Допустим, на «Ролан Гаррос» микст закрылся так, что для участия обоим теннисистам нужно в сумме уложиться в 47 по рейтингу. Если у меня сейчас рейтинг 39, то я должен находить кого-то из топ-8, чтобы попасть».
Голубев отметил, что нынешняя система рейтинга «занимается протекционизмом первой тридцатки, а на остальных, мягко выражаясь, по барабану». Поэтому, например, Александру Недовесову тяжело подниматься, несмотря на успехи в этом году.
Голубев – сторонник вакцинации: «Благодаря прививкам меньше людей умирает, все помнят, как испанка снесла пол-Европы. Конкретно от коронавируса я не прививался, потому что у меня не было возможности это сделать, даже если бы я хотел. Пока я только наблюдаю. Можно сделать в Казахстане, но расписание не позволяет приехать, и сложно подстроить это под наш график, учитывая то, что нужно получать две дозы».
В какую сторону завернула бы карьера Андрея Голубева, не прими он решение принять гражданство Казахстана? «Можно гадать, но это решение дало мне дополнительный толчок, стимул и помощь в развитии. Когда я принял гражданство в 2008-м и в тот же год финишировал в топ-100, сыграв свой первый финал в Санкт-Петербурге, пройдя с квалификации. Я до этого пять лет не был в России даже, если честно.
Может быть, если бы я не выступал за Казахстан, я бы туда не поехал, не сыграл бы в финале и все пошло бы совершенно по другому пути. Но тот уровень поддержки и заинтересованности однозначно дал мне дополнительную мотивацию. Многие говорят, что переход – это чистая экономика. Да, мы не скрываем, что есть помощь от федерации, и мы безмерно этому благодарны. Мы можем развивать себя как спортсмены и получать от этого плоды в виде результатов вроде того же финала «Ролан Гаррос».
Все знают, что был определенный период, когда я полтора года не играл. Потом я вернулся, и федерация мне оказывала поддержку, и никто от меня не отворачивался. Лично Булат Джамитович (Утемуратов – Sports.ru), когда говорил ему, что хочу вернуться, поддерживал.
В этом конкретном примере однозначно, что без помощи мы бы в этом финале не играли.
Хочу сказать, что мы – как верхушка айсберга. Огромная работа проделывается за кулисами. Мы играем на турнирах, мы играем в Кубке Дэвиса, находимся на виду. Но наша задача – помимо того, чтобы играть по максимуму, быть примером для представителей молодого поколения, чтобы они, приходя на корты, которые активно строятся, могли иметь перед глазами своих ребят, которые играют на крупных турнирах и показывают, что там можно играть. Главное – трудиться и работать, все в ваших руках.
Я вижу нашу миссию в этом. И при переходе, когда увидел эту картину, она меня простимулировала. Человек, если чувствует себя частью какого-то большого проекта по развитию тенниса, который мы любим и в котором находимся уже много лет, чувствует приятную ответственность и желание сделать как можно лучше.
Дай бог, чтобы такая преемственность поколений началась именно с нас. Понятно, что мы, скажем так, приезжие, не буду бояться этого слова. Но я очень надеюсь, что по нашим стопам пойдут уже выращенные в своих стенах игроки».
Голубев и Бублик были в двух мячах от победы на «Ролан Гаррос»
Фото: globallookpress.com/Rob Prange/Keystone Press Agency, Dppi/Jean Catuffe; REUTERS/Benoit Tessier