Шоколад «Казахстан» – легенда UFC и бокса (дарили Порье, Уайту, Пакьяо!) Его рецепт – секрет, какао-бобы закупают в Гане
Особенный вкус.
Казахстан обсуждают в UFC-тусовке не только благодаря боям в октагоне. Есть и сладкий вклад в промо нашей страны.
«Казахстан» – один из главных продуктов фабрики «Рахат». Знаковость ему придает не только вкус, но и упаковка в стиле национального флага. Выглядит эффектно: если подарить кому-нибудь такую плитку, получатель вряд ли сможет спутать страну дарителя с какой-либо другой.
В 2018-м эту фишку использовал Дамир Исмагулов. Казах с российским гражданством победил Алекса Горджеса на UFC Fight Night 142 решением судей, а после боя подарил австралийцу на память бейсболку и ту самую плитку.
Горджесу было приятно: он поблагодарил Исмагулова за презенты и пообещал сохранить их (хочется верить, что угощение все же попробовал).
Спустя два года алматинец Руслан Дзауров отправился поддержать своего друга, россиянина Мовсара Евлоева, в поединке с Нейтом Ландвером в рамках UFC Vegas 16.
Бой не состоялся, зато Дзауров пришел в зал American Top Team и раздал плитки спортсменам: в их числе Дастин Порье, Хорхе Масвидаль и Марлон Мораес.
«Ты съешь этот шоколад и станешь очень сильным, ты сможешь побить даже Франсиса Нганну», – обещал казахстанец Мораесу. Тот впоследствии проиграл Робу Фонту техническим нокаутом – наверное, потому что из-за диеты решил пробовать шоколад маленькими кусочками.
Зато Порье месяцем позже неожиданно для всех вынес Конора. Может, в этой сенсации есть казахстанский след?
В январе обычай продолжил Жумагулов, готовившийся к бою с Амиром Альбази. Сначала он угостил Даниэля Кормье, Пола Фелдера и комментатора Джона Аника.
Экс-чемпион UFC искренне порадовался: «Ты знаешь путь к сердцу человека».
Несколько дней спустя Жалгас успешно прошел взвешивание, после чего протянул плитку самому Дэйне Уайту.
Тот, кажется, не ожидал этого, но презент наверняка понравился. Может, вспомнит добрым словом, когда придется решать судьбу проигравшего два первых боя файтера из Актобе.
Казахстанским шоколадом угощают не только бойцов ММА: в 2019-м боксерша Аида Сатыбалдинова подарила его Мэнни Пакьяо (а еще оставила легенде свой автограф на сувенирной перчатке с флагом).
Бобиржан Моминов дарил чапан и шоколад (правда, другой – от «Баян Сулу») своему тренеру Мэнни Роблесу. «Теперь я – GGG», – шутил тот.
А гимнастка Мольдир Азимбай брала с собой сладости на лондонскую Олимпиаду – раздавать девочкам из соседних стран.
Фабрика постоянно экспериментирует с дизайном упаковки – даже делают коллаборации с художниками
«Рахат» – одна из старейших и крупнейших кондитерских фабрик Казахстана. Не единственная: есть также «Баян Сулу», «Хамле», «Конфеты Караганды», «Алматинский продукт».
Производить кондитерские изделия в Алма-Ате начали в 1942 году – на базе эвакуированных фабрик Москвы и Харькова. Пятьдесят лет спустя фабрика превратилась в акционерное общество.
По словам экс-директора Анатолия Попелюшко, название «Рахат» придумала в 1993 году десятилетняя дочь работника фабрики, получив за это премию.
В 2013-м основную долю акций за 156.6 миллионов выкупил корейский гигант Lotte: сначала его присутствие в предприятии составляло 76%, а спустя шесть лет доросло до 95.5%.
«Мы купили здание бывшей кондитерской фабрики в Шымкенте, заняли на это деньги у банка, добавив немного своих. И очень быстро достигли потолка – фабрика работала в четыре смены, то есть мощности были загружены на 100%. На дальнейшее развитие нужны огромные деньги (вместе с алматинской площадкой). Стали искать инвесторов – говорили с датчанами, турками, россиянами, «Нестле» сюда приезжал. У Lotte оказались наиболее интересные предложения. Мы с ними поначалу на 50% договаривались. Но после due deligence корейцы захотели купить компанию целиком», – объяснял Попелюшко.
Общественность была в ярости: мол, иностранцы поменяют рецептуру и испортят любимый продукт. Обида была крепкой, и услышать отдельные мнения, что «Рахат» скатился, можно даже сейчас. Но представители фабрики уверяют, что в технологию производства корейские владельцы не вмешиваются.
Как бы то ни было, рецептура рахатовского «Казахстана» держится в строгом секрете. Ингредиенты назвать местными не получится: например, какао-бобы закупают в Гане. Игроки в индустрии сильно зависят от иностранного сырья и оборудования.
Произведенные в Казахстане сладости пользуются спросом и за рубежом: например, «Рахат» экспортирует в Россию, Германию, Туркменистан, Афганистан, Китай (и это – неполный список). Продавали даже в иракский Курдистан. По состоянию на октябрь 2019 года поставки за рубеж составляли 25% от всех продаж компании (около 20 тысяч тонн в год).
В целом, в ноябре 2019-го сообщалось, что с начала года страна (включая не только «Рахат») экспортировала кондитерских изделий на 63.6 миллиона долларов (из них шоколада на 21 миллион). Но особого стремления ставить экспорт во главу угла у кондитеров нет. «ЕС мы любим, ЕАЭС – нет. Там каждый защищает внутренний рынок. На уровне межгосударственных отношений все хорошо, а на местах сразу включается административный ресурс, куча спорных моментов», – объяснял, например, сложности работы в ближнем зарубежье глава «Рахата» Константин Федорец.
Да и возможности ограничены: «Если китайцы распробуют наши конфеты, никаких мощностей не хватит», – говорил он в другом интервью.
Тем приятнее иностранцам получать сладкие презенты: не везде можно попробовать. Даже у классической плитки «Казахстана» знаковое оформление, а с дизайном шоколадок временами экспериментируют. Например, несколько месяцев назад сделали коллаб с современными художниками. Ограниченным тиражом выпустили такие плитки:
Помимо оригинальной плитки, компания выпускает пористый «Алматы» и горькую «Астану»: тоже с собственным дизайном.
«Казахстанский» от фабрики «Баян Сулу», который предпочел Бобиржан Моминов, имеет свои вкус и дизайн – на упаковку посреди красивых узоров нанесен контур страны. Похоже, плитка шоколада стала бренд-амбассадором Казахстана в мире. Как минимум, в мире UFC и бокса.