«Астана» теперь наполовину канадская. «Самрук Казына» больше не тянет бюджет (15-20 млн евро)
Главные вопросы о финансах велокоманды.
«Астана» объявила, что впишет имя нового совладельца в название: теперь команда называется не Astana Pro Team, а Astana – Premier Tech. Фонд «Самрук Казына» сократит финансирование в два раза.
Канадская промышленная компания поддерживает гонщиков еще с 2017-го, однако теперь она наращивает участие: отныне команда позиционирует себя как казахстанско-канадский проект (именно так написано в недавнем пресс-релизе).
Разбираемся, как так вышло (спойлер: проблемы были всегда) и что изменится.
Команда всегда была в государственных руках?
«Астана» возникла в 2007-м году на фундаменте Liberty Seguros-Würth (в разное время называлась ONCE, Liberty Seguros, Würth, Astana-Würth и Astana). Зарегистрированная в Испании команда вляпалась в «Операцию Пуэрто» (крупный допинговый скандал), и от нее отказались спонсоры.
Казахстан сначала помог команде доиграть сезон под столичным названием, а затем основал новое объединение, впоследствии получившее собственную лицензию.
Многие гонщики, выступавшие за ту команду, затем перешли в новую организацию: среди них были Александр Винокуров, Андрей Кашечкин, Даниэль Наварро и другие.
Фонд «Самрук Казына» начал спонсировать «Астану» едва ли не с момента учреждения в 2008-м году (изначально команду содержали промышленные гиганты Казахстана). Потом команду приняли в одноименный президентский клуб, объединивший все проекты по созданию казахстанских спортивных брендов международного уровня.
Подробнее о ППСК «Астана», недавно упраздненном, можно почитать здесь.
Во сколько обходится содержание команды?
«Астана» – один из трех участников минувшего «Тур де Франс» с государственным финансированием. В клубе также состоят команды Бахрейна и ОАЭ.
Ежегодно бюджет велокоманды колеблется в пределах 15-20 миллионов долларов.
Это достаточно много: «Астана» регулярно входит в подборки самых дорогостоящих команд Мирового тура, располагаясь где-то в топ-5. Ей далеко до таких гигантов, как, например Ineos Grenadiers (около 50 миллионов) или существовавший до 2016-го Tinkoff (от 25 миллионов), однако в элите есть команды, живущие и на 10 миллионов.
В целом бюджет казахстанской команды выше среднестатистического среди топовых команд велоспорта.
Другое дело, что этот бюджет не всегда удавалось выполнять: команду неоднократно мучали финансовые проблемы, из-за которых гонщикам задерживали зарплату или не могли предложить новый контракт.
Например, с деньгами было туго в 2009-м, когда команда не могла расплатиться с гонщиками. На горизонте маячило снятие «Астаны» с гонок и отзыв лицензии. Финансирование с горем пополам пришло – через пару дней после объявленного союзом дедлайна, но казахстанцев простили.
Еще одна громкая история случилась в 2018-м, когда фонд вновь задержал выплаты.
«Сезон уже вовсю стартовал, мы провели тренировочные сборы, участвуем в соревнованиях, но финансирование на этот год мы до сих пор не получили. Ездим на гонки из сэкономленных средств, ребята не получают заработных плат.
Ситуация просто критическая. Это 30 гонщиков, у которых подписанные контракты, у нас есть перед ними обязательства. Это более 50 человек персонала команды, включая тренеров, докторов, массажистов, механиков и так далее. Взять те же перелеты, проживание на гонках, логистику — все эти затраты не терпят отлагательств, любая отсрочка финансирования просто остановит работу команды, а впереди самые важные старты сезона.
Все это неминуемо приведет к закрытию проекта. 13 лет нашей команде. Очень жаль, что проект, созданный когда-то по инициативе главы государства и действительно приносящий как спортивные, так и имиджевые результаты, находится под такой угрозой», — говорил генеральный менеджер Александр Винокуров.
«Самрук» поспешил успокоить команду: пять миллиардов тенге на нужды спорта уже отправлены, следующие транши на подходе.
Интернет тогда раскололся. Блогеры и комментаторы спорили о том, стоят ли велогонки таких затрат.
Почему совладелец появился именно сейчас?
В последнее время произошло несколько неприятных событий как для «Астаны», так и для казахстанского профессионального спорта в целом.
Само собой, коронавирус не пощадил и эту часть жизни: помимо отмены соревнований и логистических трудностей, пандемия ударила по экономике. Казахстан потерял огромное количество денег из-за локдауна и падения цен на нефть.
Правительство задумалось о том, насколько рационально расходуются бюджетные средства. Общественность размышляла об этом уже давно: в частности, чрезмерные траты на профессиональный спорт критиковал блогер Денис Кривошеев, опубликовавший зарплаты игроков и персонала (позже «Астана» открестилась от этих данных).
Весной случился скандал с руководителями ППСК: директора клуба Аманбека Кульчикова и руководителя велокоманды Ляззат Шамшиеву задержали по подозрению в хищениях. Руководителя Astana Motorsport Ардавичуса объявили в международный розыск. По версии следствия, ущерб составил более двух миллиардов тенге (почти четверть годового бюджета велокоманды!).
В августе президентский клуб ликвидировали: команды стали финансироваться фондом напрямую.
Чуть позже президент Токаев в своем послании жестко прошелся по профессиональному спорту, объявив о переменах: «Нужно обратить внимание на спортивный потенциал подрастающего поколения: в условиях дефицита финансовых средств нет смысла содержать профессиональные спортивные клубы полностью за государственный счет.
Миллиарды средств из бюджета государственных и квазигосударственных компаний расходуется неэффективно. Приоритет нужно отдать массовому спорту, физкультуре и детям».
Месседж понятен – клубам пора слезать с госкормушки. Этим и занялись. Эффект чувствуется уже сейчас: из-за урезания бюджета ушел капитан Мигель Анхель Лопес (в 2018-м брал бронзу на «Джиро д’Италия» и «Вуэльте»), ходят слухи о том, что команду покинет Александр Власов (11-й в общем зачете этой «Вуэльты»).
Какие перспективы у команды теперь?
Экономика велокоманд такова, что рассматривать их содержание как приносящий непосредственную прибыль бизнес-проект – не самая хорошая идея.
Они сильно зависят от доноров, а те в свою очередь не отличаются стабильностью. По этой причине элитным велокомандам тяжело существовать долго и счастливо с одним лишь спонсором: почти половина команд Мирового тура не старше появившейся в 2007-м «Астаны» (восемь команд из восемнадцати).
C 2010 года лишь четыре команды (за вычетом казахстанской) не сменили спонсора.
Остается надеяться, что Premier Tech станет приятным исключением, и что «Астана» не вляпается в очередной допинговый скандал (иначе есть риск повторить судьбу предшественницы, или вновь крепко подсесть на иглу «Самрука»).
Олег Тиньков, потративший на свою команду около 50 миллионов евро, в конце концов бросил это дело: «В велоспорте нет никакой прибыли у команд, они держатся только за счет рекламных контрактов. Это неправильно. Вот, соответственно, все, что на майке написано. Например, в футболе это 10%, даже 5%. В хоккее – 3%.
Все настоящие лиги – баскетбольные, хоккейные, футбольные, автомобильные – они держатся за счет телевизионных прав. В велоспорте за телевизионные права команда ничего не получает. Соответственно, для того чтобы реформировать серьезным образом велоспорт, нужно создать лигу. Отдельную. Эта лига должна продать права какой-то большой телевизионной компании, например, Sky, или, я не знаю, NBC, и они должны эти деньги поделить с командами. Это если совсем просто. Сегодня никто ничего не платит командам», – сокрушался он в интервью.
Бизнесмен, называвший велоспорт игрушкой, рассказывал о двух плюсах содержания велокоманды. Первый – субъективен и связан с получением удовольствия от процесса.
Второй – про имиджевость проекта. Роль «Астаны» в популяризации Казахстана – тема для споров.
«Просто не могу представить, сколько раз куртка Astana Pro Team выручала меня. Мне открывали закрытый магазин в финской глубинке, принимали 500 евро в Швейцарии, даже прощали неправильную парковку во Франции. Итальянцы кричат мне: «Казахстан гранде Астана!», в Ницце – французы: «Алле Астана!», я могу говорить об этом бесконечно. Благодаря нашим победам бирюзовый флаг знают во всей Европе, в Испании живет девочка Астана», – писал, например, бизнесмен и журналист Бейбит Алибеков в 2018-м.
Кстати, совладельца пытались найти и раньше, но помешал именно вопрос имиджа. В 2015-м тогдашний президент федерации Дархан Калетаев рассказывал о попытках переговоров с представителями ОАЭ. Cтороны полгода потратили лишь на споры об имени команды (название столицы хотели убрать или сдвинуть во вторую часть). В итоге арабы выкупили итальянскую Lampre-Merida, переименовав ее в UAE Team Emirates.
Есть и другое мнение: прославлять страну можно и не за такие сумасшедшие деньги.
А как считаете вы? Нужна ли нам «Астана»?
Больше казахстанского спорта – здесь. Все про Головкина, Вагнера, Зайнутдинова и «Барыс»
Фото: globallookpress.com/imago sportfotodienst, Herbert Bucco/imago sportfotodienst, Wiese/face to face; facebook.com/AstanaTeam; Gettyimages.ru/Bryn Lennon; cycling.kz