Вспоминая матч ЦСКА – «Шербрук Биверс» 50-летней давности
В Твери на стадионе «Химик» прошла торжественная церемония открытия памятного знака в честь 50-летия встречи ЦСКА с сильнейшей любительской командой Канады «Шербрук Биверс». Эпохальный матч состоялся 13 января 1966 года.
Глава города Александр Корзин, выступая перед собравшимися, вспомнил, как полвека назад 13-летним мальчишкой пытался прорваться на тот матч: «Отец сумел попасть, а я нет, слишком уж велик был интерес, на стадион валили толпы народу, ведь хоккей у нас всегда любили, как любят и сейчас».
За подтверждением этих слов градоначальника далеко ходить не надо. Возьмем хотя бы Тараса Кузьмина, который вел церемонию. Искренняя любовь к хоккею заставила ведущего актера Тверского театра драмы, по некоторым источникам, старейшего в России, пропустить репетицию спектакля по известной пьесе американского драматурга Джона Патрика «Дорогая Памела, или Как пришить старушку» (московские театралы наверняка помнят, как в постановке Театра сатиры в этой пьесе блистала Ольга Аросева). Премьера состоится уже скоро, в первых числах марта, но что поделать, старушка подождет, раз уж в городе проходит «Русская классика».
Матч ЦСКА – «Шербрук Биверс», как мы уже отметили в предыдущем репортаже, был далеко не первой встречей наших и канадских хоккеистов на советской земле, но при этом имел колоссальное значение. И неслучайно он прошел именно в Калинине.
Анатолий Тарасов на протяжении многих лет вынашивал идею соперничества советских команд с канадскими профессионалами, но реализация этой идеи требовала тщательной подготовки. Ни при каких обстоятельствах советские спортсмены не могли потерпеть разгромное поражение от представителей капиталистического лагеря, поэтому требовалось убедиться в том, что они в состоянии вести равную борьбу, в том числе и физическую, ведь о силе, мощи и драчливости канадцев давно ходили легенды.
И матч с «Бобрами» рассматривался как своего рода контрольная проверка: наши должны были не только сыграть, но и побиться на славу. Позже сам Тарасов рассказывал, что в рамках этой «акции устрашения канадцев» включил в команду, наряду с хоккеистами, семерых настоящих бойцов – боксеров, умевших кататься на коньках. «К тому же у меня последние недели тренировки были очень жестокие», - вспоминал хитрый тренер.
Потому и вынесли этот матч в Калинин – подальше от высокого начальства и всеобщего внимания. Мол, не удастся устрашить или обыграть канадцев, это событие вообще можно будет обойти стороной, не придавать огласке. И к началу матча на трибуны «Химика» не пускали ни зрителей, ни журналистов – мало ли как дело пойдет… Лишь после того как армейцы повели 6:0, и стало ясно, что всё путем, запустили публику.
В результате – 15:4, полная безоговорочная победа как в игре, так и в драке, а значит, можно двигаться дальше. Следующие матчи прошли уже в Москве: молодежная сборная СССР обыграла «Бобров» со счетом 8:1, а встреча со «Спартаком» оказалась куда более упорной – 6:5 в пользу красно-белых. Здесь уже об устрашении речь не шла, и газетные отчеты подробно живописали грубость и разнузданность заокеанских гостей. До вывода «Такой хоккей нам не нужен» не дошло, он еще впереди, но изобличены канадские драчуны были по полной программе.
Увы, сейчас уже осталось немного свидетелей тех славных баталий, да и многое забывается, в чем признался участник матча, олимпийский чемпион Александр Гусев. Каких-то деталей сквозь годы вспомнить он уже не мог, помнил лишь о том, какую радость испытал, узнав, что Тарасов поставит его молодежное звено на этот матч.
Что ж, детали стираются из памяти, такое бывает, но суть остается. Тот матч стал настоящим прорывом в советско-канадских хоккейных отношениях, в определенном смысле предтечей знаменитых Суперсерий и популярных клубных противостояний с профессионалами 1970-80-х годов.
И об этом теперь на стене тверского стадиона «Химик» будет всегда напоминать красивый знак.
Мы же напомним, что впереди апофеоз «Русской классики», матч СКА МВО – ЦСКА. Начало в 19:00, не пропустите прямую трансляцию на КХЛ ТВ!