10 мин.

Бремя выбирать. 1974

Почему Брайан Троттье настроил Канаду против себя? Из-за кого была изменена конструкция хоккейных ворот? Кто кормил свою собаку из свежевыигранного Кубка Стэнли? Кого вытеснил из состава молодой Майк Вернон? В каком возрасте Дэйв Уильямс стал Тигром? Очередная серия блокбастера «Лиги выдающихся джентльменов» на Sports.ru.

Топ-5 попаданий

1. Брайан Троттье, «Айлендерс» (№22)

Перед драфтом 1974 года НХЛ, дабы защититься от конкурирующей ВХА, приняла решение о возможности выбора игроков, не достигших 20-летнего возраста, и одним из таких «недоростков» стал Троттье. Вероятно, именно молодостью объясняется относительно невысокий номер на драфте будущей суперзвезды.

Уже во втором матче за «Айлендерс» Брайан сделал хет-трик, присовокупив к нему две передачи. По окончании того сезона ни у кого не возникло сомнений относительно того, кому вручать «Колдера» – конечно же, новому рекордсмену среди новичков (95 очков).

Помимо высокой результативности, Троттье проделывал колоссальный объем черновой работы, считаясь высококлассным оборонительным форвардом. Именно он был ключевой фигурой суперзвена The Trio Grande, включавшего в себя добротного силовика Кларка Гиллиса (о котором речь ниже) и гениального снайпера Майка Босси (о котором речь в одном из следующих материалов). Однако 19-й номер Троттье (в честь которого единицу и девятку взял себе Стив Айзерман, в честь которого – уже Айзермана – берет эти цифры третье поколение форвардов) был официально выведен из обращения «островитянами» лишь в 2001 году – пятью годами позже Гиллиса и девятью – позже Босси. Виноват в этом сам Брайан, который никак не мог договориться с клубом о финансовом вознаграждении за оказанную ему честь.

Такого рода необязательные конфликты преследовали Троттье чаще, чем среднестатистического игрока. В 1984 году он настроил против себя всю Канаду, когда внезапно решил выступить на Кубке Канады за сборную США, объясняя это выражением уважения к стране, в которой проживает, и к жене-американке. Случайно или нет, но после этого Брайан резко сдал, впервые в карьере не выбив 30 шайб и набрав менее 80 очков в регулярном чемпионате.

Затем дела потихоньку наладились, но в 1987 году – новый скандал, хоть и значительно меньший: штраф в тысячу долларов за публичную критику судей, лояльно относящихся к таким нарушениям, как задержки и зацепы. После чего – снова спад: менее 20 голов и 50 очков в регулярке, опять же впервые; и первый (и последний) в карьере пролет мимо плей-офф.

Следующий сезон прошел еще хуже, и по его окончании генеральный менеджер Билл Торри выкупил контракт Троттье, который действовал еще два года, выплатив форварду без малого два миллиона. Кроме того, Брайану была предложена работа в клубном офисе, но он отказался, считая, что игроцкий ресурс еще не выработал.

И был прав: подписав контракт с «Питтсбургом», за два года Троттье добавил к имеющимся четырем перстням еще два. Нападающий хотел играть и дальше, но предложения о новом контракте не дождался, и был вынужден повесить коньки на гвоздь, получив какую-то мелкую должность в системе «Айлендерс». Мелкой была и зарплата, и ее Брайану не хватало, потому через год он вернулся. И, наверное, лучше бы этого не делал: 4 гола и 15 очков в 41 матче – явно не его уровень, даже и в старости…

В 2001 году Троттье завоевал свой седьмой перстень – уже в качестве помощника тренера «Колорадо». Самостоятельная же тренерская карьера не заладилась: «Рейнджеры» под его руководством показывали унылый хоккей, и после 54 матчей Троттье был уволен.

2. Марк Хоу, «Бостон» (№25)

Известен не только как сын своего отца, но и как вполне самодостаточный хоккеист – один из сильнейших «двусторонних» защитников восьмидесятых. К драфту 1974 года он подошел, как и Троттье, будучи «недоростком». Тем не менее Марк уже был чемпионом и самым ценным игроком лиги Онтарио, чемпионом и лучшим новичком ВХА (став впоследствии самым молодым игроком в истории лиги, забросившим 100 шайб), и имел в коллекции серебряную олимпийскую медаль, завоеванную еще в 16-летнем возрасте.

Выбор «Бостоном» Марка не особенно воодушевил, и он предпочел остаться в ВХА, где играл в одном звене со своим страшим братом и легендарным отцом за «Хьюстон». Позже из Техаса семья перебралась в «Нью Инглэнд», который в свою очередь в 1979 году вступил в НХЛ, став «Хартфордом». «Мишки» тогда подтвердил права на Хоу, но «китобои», воспользовавшись возможностью защитить троих игроков, сохранили Марка у себя.

Да, к тому времени он уже стал полноценным защитником, хотя начинал карьеру левым крайним (помните про 100 голов?), а с 1976 года играл на обеих позициях. Интересно, что в одном из чемпионатов ВХА в середине сезона Марк вошел в сборную на традиционном Матче звезд нападающим, а по окончании сезона был выбран в символическую сборную уже как защитник – случай уникальный.

В конце 1980 года Хоу получил серьезную травму, поскользнувшись и упав в собственные ворота. Задняя центральная стойка едва не проткнула ему позвоночник, оставив 13-сантиметровый порез. Именно этот случай послужил причиной изменения дизайна и конструкции ворот, ну а сам Марк едва не завершил карьеру. Но защитник вернулся в хоккей, хотя восстановление, в ходе которого Хоу потерял более 15 килограммов веса, было очень тяжелым. Кроме веса Марк потерял форму, и сильно сдал. «Китобои» же потеряли веру в него, и обменяли в «Филадельфию». И, как выяснилось, сильно поторопились.

Именно на «Флайерс» пришелся пик карьеры защитника, и он трижды номинировался на «Норриса». К сожалению, уступая его – то Роду Лэнгуэю, то Полу Коффи, то Рэю Бурку.

Последние три сезона Хоу провел в родном «Детройте». Последний год получился несколько смазанным, что немудрено – в 40-летнем-то возрасте, да при обилии накопившихся в последние 7 лет травм. Это был всего второй сезон во всей профессиональной карьере Марка, который он завершил в минусе (первый был в дебютном энхаэловском). Тем не менее его роль в качестве не только игрока, но и дядьки-наставника была очень велика, и в шести «Норрисах» Никласа Лидстрема, безусловно, есть заслуга и Хоу.

3. Кларк Гиллис (Жиль), «Айлендерс» (№4)

За три юниорских сезона в WCHL Кларк приобрел репутацию результативного силового форварда, каждый раз забрасывая не менее 30 шайб, раздавая не менее 40 результативных передач и чуть-чуть недобирая до 200 штрафных минут. Попав в НХЛ, он эту репутацию оправдал полностью, и даже улучшил, став одним из самых эффективных силовиков конца семидесятых – начала восьмидесятых. Удивительно, но при этом в своей энхаэловской карьере Джетро ни разу не набрал сотни штрафных минут за регулярный чемпионат.

Удивительно также, что будучи ярко выраженным лидером на льду, в раздевалке Гиллис почему-то утрачивал качества вожака: как ни смешно, слыл мягким и деликатным человеком. После трех сезонов в «Айлендерс» Кларк был назначен капитаном, после пяти – «низложен», и на следующий же год «островитяне» взяли свой первый из четырех кубков. Именно из этого первого кубка Гиллис кормил свою собаку в тот период, когда каждый из игроков имеет право держать трофей у себя дома.

После того, как с него сняли груз лидерской ответственности, сам нападающий, к слову, тоже прибавил – особенно в кубковых матчах. Характерно, что почти каждый шестой гол Кларка, забитый за 12 сезонов на Лонг-Айленде, был победным либо ничейным – 54 из 304.

К 32 годам продуктивность Джетро значительно снизилась, и на уэйвере перед стартом сезона-1986/87 «островитяне» не стали его защищать, чем воспользовался «Баффало». В «Сэйбрс» Гиллис провел полтора невыразительных года, после чего повесил коньки на гвоздь.

4. Реджи Лемелин, «Филадельфия» (№125)

После драфта пять лет провел в разъездах между тремя филадельфийскими фармами, за основную команду так и не сыграв. После этого не получил предложения о новом контракте, и на правах свободного агента подписался с «Атлантой». Где в течение двух сезонов также больше времени провел в фарме, хотя и за «Флэймс» сыграл несколько матчей.

Карьера пошла в гору, когда клуб переехал в Калгари. Три сезона Реджи провел вторым номером, но уже играющим достаточно часто; еще три – полноценным первым, а затем был вытеснен с позиции стартера молодым Майком Верноном. После чего снова не получил предложения о новом контракте – и подписался с «Бостоном».

В «Брюинс» сначала был основным кипером, затем делил игровое время с Энди Мугом почти поровну, затем снова стал бэкапом.

В 1993 году «мишки» попытались сослать вратаря в фарм, но Лемелин предпочел просто завершить карьеру – пусть и не выдающуюся, но добротную. На протяжении которой Реджи провел более 500 матчей, трижды доходил до финала Кубка Стэнли и один раз на пару с Мугом выиграл «Дженнингса».

5. Дэйв Уильямс, «Торонто» (№31)

Более известен как Тайгер, нежели Дэйв. Причем прозвище это получил еще в пятилетнем возрасте, и оно задало тон всем последующим выступлениям: Уильямс является единоличным рекордсменом НХЛ по суммарному количеству минут как в регулярных чемпионатах (3966), так и за всю карьеру (4421). И человек, который сможет этот рекорд побить – если кто-то вообще сможет, что не факт – еще на свет не родился.

Размахивание руками было хоть и любимым занятием Тайгера, но отнюдь не единственным – недаром по юниорам он играл в одной связке Брайаном Троттье. В двух регулярках Дэйв достигал отметки в 30 заброшенных шайб, и однажды даже стал лучшим снайпером «Ванкувера». В том году он вошел в историю «Кэнакс», став первым представителем клуба, выбранным голосованием болельщиков в стартовую пятерку Матча всех звезд. И играл в том звене не с кем-нибудь, а с Уэйном Гретцки и Майком Босси.

Всего за 14 сезонов в НХЛ, защищая цвета пяти клубов, Уилльямс провел более тысячи матчей в регулярных чемпионатах и плей-офф, в среднем набирая около одного очка за две игры.

Топ-3 промахов

1. Грег Джоли, «Вашингтон» (№1)

«Кэпиталс» появились в НХЛ как раз в 1974 году, так что Джоли – это их первый выбор в истории. К сожалению, неудачный. Энхаэловская карьера Джоли – это сплошная череда травм. Первый тренинг-кемп – травма ахилла. Сезон-1974/75 – дебют, голевой пас в первом же матче, травма колена. 1975/76 – первый гол команды в сезоне, травма лодыжки. 1977/78 (уже в составе «Детройта», куда его обменяли на опытного домоседа Брайана Уотсона) – перелом запястья в плей-офф. 1978/79 – травма спины. В итоге самым насыщенным у форварда получился сезон-1977/78, в котором Джоли сыграл 79 матчей (и установил личный рекорд результативности – 37 очков). Но вырасти в такого же бомбардира, каким Грег был на юниорском уровне, у него не получилось. Заканчивал карьеру он твердым игроком АХЛ, и дважды стал чемпионом этой лиги с «Адирондаком».

2. Кэм Коннор, «Монреаль» (№5)

«Канадиенс» сделали свою ставку на парня, который ухитрялся совмещать результативную игру с драками, что по тем временам было не такой уж и редкостью. Но откровенно промахнулись. Куда более успешного игрока такого формата «Торонто» выловил во втором раунде, и этот игрок в нашем успешном топе. Коннор добрался до «Монреаля» лишь через четыре года, поначалу решив поиграть в ВХА. Там он хотя бы стал игроком основы и провел один приличный сезон. В НХЛ ничего подобного ему не удалось. Однако первый же сезон в «Монреале» принес ему Кубок Стэнли. Говорят, Кен Драйден убедил Скотти Боумэна, что бесстрашный новичок поможет команде. Коннор сыграл 8 матчей, забил гол (победный, во втором овертайме третьего матча с «Торонто» в первом раунде) и ни разу (!) не удалился. Это был пик его карьеры – в НХЛ Коннор провел чуть больше сотни матчей, включая плей-офф.

3. Рик Хэмптон, «Калифорния» (№3)

Карьера универсала, игравшего в обороне и на левом краю атаки, тоже однажды пересеклась с великим голкипером. Именно Кену Драйдену Хэмптон забил свой дебютный гол в НХЛ. Вообще у него все неплохо начиналось – стал MVP команды в первом сезоне, лучшим ассистентом во втором. А потом, как водится, пошли травмы, которые и поставили крест на его карьере. Можно сказать, что для Рика Хэмптона она закончилась в 23 года, хотя официально он ушел из хоккея только в 30. Но в этом промежутке он провел три очень неполных сезона и три матча в НХЛ.

Самое дальнее попадание

Уоррен Миллер, «Рейнджерс» (№241)

В НХЛ Миллер появился только после двух лет в университете и трех сезонов в ВХА. Выдающимся форвардом не стал, но четыре года был игроком основы сначала «Рейнджерс», а потом «Хартфорда». Выступал за сборную США на Кубке Канады-1981 и двух чемпионатах мира (1977 и 1981).

Кстати

На драфте-1974 были выбраны Дуг Райзбро (№7, «Монреаль»), в прошлом году уволенный с поста генерального менеджера «Миннесоты»; экс-тренер «Виннипега» и «Оттавы» Джон Пэддок (№37, «Вашингтон»); экс-тренер «Финикса» и «Калгари» Дон Хэй (№193, «Миннесота Норт Старс»); генеральный менеджер «Анахайма» Боб Мюррей (№52, «Чикаго»).

Всего игроков на драфте: 247.

Сыграли в НХЛ: 98.