13 мин.

«Выхожу один я на дорогу». CHL против NCAA или поиск идеального пути в звезды НХЛ

"Выхожу один я на дорогу (выбор идеального пути в НХЛ)

 Сквозь туман кремнистый путь (драфт НХЛ) блестит;

Ночь тиха. Пустыня (аризонская, фаворит драфта-2016 Мэттьюс оттуда родом) внемлет богу (Уэйну Гретцки),

И звезда (Макдэвид) с звездою (Айкел) говорит..."

(М.Ю.Лермонтов)

Отъезд ряда лидеров юниорской сборной России-1998 в канадские юниорские лиги вновь оживил дискуссию об идеальном пути следования в НХЛ для молодого и талантливого игрока. Что лучше для будущей карьеры – расти дома и ехать за океан сложившимся мастером или же заранее перебираться на ту сторону Атлантики и завершать свое хоккейное образование там? Какой из двух дорог отдать предпочтение? Очень неоднозначный вопрос, где есть разные факторы влияния и зачастую сложно вывести какой-то общий идеальный маршрут. Для каждого игрока он может оказаться своим.

Впрочем, споры о правильном выходе из лабиринта юниорского хоккея ведутся и в самой Северной Америке, где перед талантливыми юниорами на пути в НХЛ также присутствует 2 больших магистральных пути. Один из них условно можно назвать «канадским» - это те самые юниорские лиги под общей эгидой CHL (Канадской Хоккейной Лиги), а другой, набирающий все большую популярность, «американским» - студенческий чемпионат NCAA.

Почему условно? Потому что четкого национального разделения у двух дорог нет - бывают ситуации, когда канадец едет играть за американский университет, а американец – в канадскую юниорку. Тем более, структура последних включает и несколько клубов из США, расположенных вблизи канадской границы. Классический пример такого «смешивания» – это связка трехкратных обладателей Кубка Стэнли из «Чикаго» Джонатана Тэйвса (канадец, учился в университете Северной Дакоты) и Патрика Кэйна (американец, играл за «Лондон» в юниорской лиге Онтарио).

Да что там далеко ходить – совсем недавно состоялся драфт НХЛ, на котором под первым был выбран представитель «канадского пути» Коннор Макдэвид, а под вторым - Джек Айкел, шедший по «американскому». И дискуссия о достоинствах двух лидеров драфта так или иначе затрагивала и выбранные ими карьерные пути. Да-да, выбор между CHL и NCAA присутствовал у обоих игроков. Макдэвид раздумывал над возможностью поехать в Бостонский университет, и тогда вообще мог стать одноклубником Айкела. Сам молодой американец тоже выбирал - между NCAA и юниорской лигой Квебека, клубы которой драфтовали его целых два раза.

И вот, сегодня «Полюса Хоккея» выступают в привычном для себя формате диалога, но на сей раз это – немного авторизованный перевод дискусии двух авторов сайта fiveforhowling.com Карла Патнэма и Ричарда Морина о том, какой из двух путей является более перспективным. Кроме того, она затрагивает и другие интересные моменты, которые являются животрепещущими и для российской хоккейной действительности, например, что принесет юниорам сокращение количества игр в МХЛ – пользу или вред.

***

Ричард: Как бы сильно я ни хотел, чтобы было наоборот, CHL сейчас – это лучший вариант для топ-проспектов отточить свои навыки и продемонстрировать свой талант скаутам клубов НХЛ. Главная причина – длина чемпионата. В прошлом сезоне команды из OHL провели 68 матчей регулярки, тогда как команды NCAA – всего порядка 21 матча, а потом у них начинаются разнообразные игры плей-офф.

Это просто огромное неравенство, за счет которого CHL опережает NCAA с точки зрения развития игроков. Большинство команд из NCAA играют только по пятницам и субботам, тогда как календарь команд CHL похож на тот, что есть у профессионалов. Это позволяет топ-проспектам заранее приспособиться к тому, что их ждет во взрослом хоккее. Я считаю, что это самый важный фактор, который определяет разницу между этими двумя путями.

Карл: Думаю, что ты ошибаешься в том, что количество игр – ключевой момент для развития игрока. Большинство тренеров скажут тебе, что основной фундамент развития закладывается на тренировках, будь то командные или индивидуальные, а не в играх. Те игроки, которые идут в NCAA, имеют в среднем около двух тренировок на один матч чемпионата.

Кроме того, меньшее количество переездов помогает юниорам уделять больше внимания тренировкам вне льда, которые также очень важны. Как ты думаешь, много ли времени той же физподготовке посвящает команда CHL, совершающая выездное турне? И это я не говорю о том, что колледж помогает парням развивать другие качества, которые помогают им в обычной жизни. Например, критическое мышление и навыки самостоятельной жизни. В CHL, где матчи следуют один за другим, с этим все гораздо сложнее.  

Кстати, авторы не упомянули о том, что средний возраст игроков в NCAA повыше - если в CHL играют до 20 лет, то в NCAA человек в 20 лет может быть только первокурсником. 

Ричард: Думаю, что большинство по-прежнему считает, что CHL – это лучший способ для топ-проспекта подойти готовым к НХЛ настолько, насколько это возможно. Как американец, я очень уважаю студенческий хоккей NCAA. Но сейчас он просто не на уровне той же лиги Онтарио или Квебека.

Возможно, появление в NCAA университета Аризоны поможет чемпионату продвинуться на пути к статусу всеамериканского. Я даже считаю, что это один из способов для NCAA когда-нибудь в будущем обогнать CHL. Но пока что взвесим оба турнира с точки зрения хоккейной демографии.

Ну вот допустим, ты - канадец, с чего вдруг тебе ехать в NCAA, когда есть CHL? Еще более показательна ситуация с европейскими игроками, которые в теории вообще должны являться наиболее объективными в оценке двух турниров. Но большинство из них по-прежнему выбирает CHL. Да, некоторые из них оказываются и в NCAA (хотя в среднем даже одного на команду не наберется), но по сути демография такова, что там в основном американцы, тогда как в CHL – канадцы и европейцы.  

Так что, в Канаде собран слишком большой массив сильных юниоров, чтобы пока рассуждать о полноценной конкуренции.

Ты вот упомянул о развитии личности и прочих преимуществах колледжа. Но будет ли тут какая-то решающая разница, если парень будет находиться в NCAA всего год или два перед тем, как отправится в НХЛ? Мне кажется нет, так что данное преимущество нивелируется. Ну а уровень CHL просто выше.

Карл: Я считаю, что приведенные тобой аргументы о мощи CHL относительно NCAA были бы верны для 1975 года, но сейчас на календаре 2015-й. За это время разрыв существенно сократился. Есть известная цифра – у 30% игроков НХЛ есть за плечами хотя бы один сезон в NCAA.

Если бы это был слабый турнир, число вышедших оттуда игроков НХЛ не возросло бы так резко. Сильные игроки, как Джонатан Тэйвс или Фил Кессел не стали бы идти в NCAA, если бы думали, что игра за колледж как-то повредит их развитию. Вот и на последнем драфте в топ-10 были выбраны три представителя NCAA – Айкел, Хэнифин и Веренски.

Что же касается развития личности... Я считаю очень важной проблему образования игроков, которую обязательно нужно рассматривать, говоря об этом. Высшее образование в XXI веке – это очень важное преимущество. В конце концов, даже тем игрокам, которые сейчас являются профессионалами, надо думать о будущем.

CHL де-юре имеет какую-то образовательную программу, но по сути это фикция. Большинство бывших игроков лиги ей не пользуется, потому что в ней заложены искусственные сдерживающиеограничения. Так, пособия, выплачиваемые игрокам, недотягивают до существующего уровня стоимости образования, а самое главное – лига оставляет это окно возможностей открытым в течение только полутора лет после завершения юниорской карьеры.

В результате, высшее образование получают порядка 20% процентов выпускников CHL, тогда как в NCAA успешно завершают обучение около 90%. И более того, студенты-хоккеисты имеют наивысший показатель успешности окончания обучения среди всех своих коллег из других видов спорта. Можно также упомянуть, что колледж может позволить игрокам завести полезные нехоккейные знакомства, которые могут им здорово помочь впоследствии.

Ричард: Да, то, что ты рассказал про образование – это очень заманчивый момент с точки зрения «продажи» NCAA топ-проспектам. Как я уже сказал, я сам люблю студенческий хоккей и с удовольствием наблюдаю за его развитием. Да, доля выпускников NCAA в НХЛ растет, а возможность получения образования – серьезный бонус.

Так что, ничего удивительного, что топовые американские игроки идут в колледж. Но большинство канадских-то топ-проспектов все равно пойдут в CHL. Да, есть исключения, как с теми же Кэйном и Тэйвсом, которые «поменялись ролями», но по большей части все происходит именно так.

Джонатан Тэйвс и Патрик Кэйн в юниорах

А это значит, что при существующей мощи канадского хоккея, NCAA пока что не может навязать полноценную конкуренцию. Для этого нужно, чтобы в дивизионе I играло больше команд. Сейчас он слишком мал, и там играется совсем небольшое количество матчей в сравнении с OHL или лигой Квебека. Эти лиги – это практически мини-НХЛ. И может быть, это действительно не лучший вариант для 17-летнего парня с точки зрения развития тела и ума, но для подготовки к профессиональному хоккею ничего лучше не найти.

Да, CHL не любому может принести пользу. Но если говорить о топовых юниорах, то для них это лучший шанс почувствовать ритм жизни профи и дать возможность себя оценить клубам НХЛ перед драфтом.

Карл: Я думаю, что ты во многом прав. Рост американского хоккея будет означать то, что еще больше игроков НХЛ будет выходить оттуда. И указанное тобой расширение числа хоккейных программ у колледжей – прямой к тому путь.

Но даже с меньшим количеством программ, чем в других видах спорта, студенческий хоккей невероятно вырос за последние 35 лет. Еще в начале 80-х я бы ни за что не поверил в то, что 30% игроков НХЛ будут выходцами оттуда. Сказывается, конечно, и то, что НХЛ стала куда более разнообразной с демографической точки зрения лигой чем раньше, в том числе и за счет притока европейцев.

Я готов признать, что CHL больше похожа на профессиональную лигу - по части выездов и расписания. Парням, которые на голову выше остальных, таким как Кросби или Макдэвид, это в самом деле подойдет. Но ведь таких мало. А всем остальным путь через NCAA может помочь найти правильный баланс между настоящим и будущим.

Вообще, мы оба согласимся в том, что лучшее решение для каждого свое. У каждого человека своя собственная ситуация. Достаточно посмотреть на фаворита следующего драфта Остона Мэттьюса – он вообще собрался в Европу. Кроме того, он может выбрать и CHL, или какой-то из пяти колледжей, которые им интересовались.

Остон Мэттьюс думает

Ричард: Да, ситуация с Мэттьюсом очень интересная. То, что даже у топ-проспектов встает реальный выбор между CHL и NCAA свидетельствует о том, что студенческий хоккей сильно вырос, о чем ты и говорил. Смотреть за развитием NCAA в следующие годы будет очень интересно.

Добавлю от себя, что в эпиграфе я не случайно связал Мэттьюса с Гретцки. Их объединяет не только Аризона, где первый рос, а второй работал тренером "Финикса", но и желание перейти в профи как можно раньше. Уэйну помогло то, что в его годы в Северной Америке существовала ВХА, которая брала игроков, начиная с 17, а не с 18 лет. Так Гретцки дебютировал во взрослом хоккее на год раньше, но в итоге никогда не был выбран на драфте НХЛ. 

Карл: Спасибо за дискуссию. Наблюдать, в каком направлении будет двигаться CHL (создание профсоюза?), также будет очень любопытно.

***

Здесь слово снова возьму я и внесу дополнение, потому что история с профсоюзом очень важна, а Карл упомянул ее только вскользь, потому что контекст обоим участникам наверняка известен.

Факт, что CHL в самом деле является «мини-НХЛ», в которой молодые игроки могут провести по 100 матчей за сезон, но при этом не получают ни адекватной зарплаты, ни возможности толком пополнять образование, давно уже вызывает в Канаде серьезные вопросы.

Вот как ситуацию, происходящую в CHL, описал бывший владелец одной из команд Марио Форжионе.

К этой проблеме тесно примыкает и история профсоюза CHL, который появился в 2012 году. Возглавил структуру известный в прошлом НХЛ-овский тафгай Жорж Ларак. Руководству лиги эта затея явно не нравилась и ассоциации не суждено было просуществовать и года, она даже не успела ратифицировать свой устав.  

Жорж Ларак в новой ипостаси

Что же предлагал еще как следует не созданный профсоюз?

Во-первых, изменить правила использования образовательной программы, расширив тот самый 18-месячный лимит, о котором говорил Карл, до 4 лет.

Во-вторых, включить в образовательную программу не только университеты, но и профессиональные школы.

В-третьих, ввести обязательные отчисления на образовательную программу с каждого проданного билета.

В-четвертых, разработать программу помощи бывшим игрокам в создании бизнеса.

В-пятых, ввести персональные гранты игрокам от лиги и федерации хоккея Канады.

Таким образом, все эти вопросы остаются актуальными и поныне. Профсоюза нет, а в октябре прошлого года на лигу подали в суд в связи с тем, что она якобы состоит с командами в сговоре, цель которого – заставлять юниоров подписывать контракты, нарушающие законы о минимальном размере оплаты труда. Понятно, что разбирательство займет весьма долгое время, да и перспективы неоднозначные, но уже сам факт свидетельствует о том, что в триедином королевстве не все благополучно.

Но тем не менее, CHL по-прежнему остается главным поставщиком кадров в НХЛ и главной витриной для скаутов, как говорит Ричард. NCAA пытается навязать ей конкуренцию, упирая в том числе и на слабые места канадской лиги по части заботы о тех, кому не суждено сделать блестящую карьеру в профессиональном хоккее. О них часто забывают, а ведь на самом деле среди выступающих в хоккее юниорском таких большинство.

Вот тут есть о чем задуматься и российским игрокам, кто стремится продолжать карьеру в Северной Америке. Ведь на самом деле в страшных цифрах того, что много уехавших игроков «пропадает», ничего удивительного нет (они и дома так же «пропадают») – просто из-за того, что количество рабочих мест в главных профессиональных лигах по обе стороны Атлантики ограничено. И в этом плане выступление в NCAA может помочь с созданием хорошего задела на будущее.

Кстати, успешные «европейские» примеры в этом смысле уже есть. Недавно обменянный из «Рейнджерс» в «Анахайм» шведский форвард Карл Хагелин пробивался в НХЛ по нетипичному для своих молодых соотечественников пути – приехал в Северную Америку в 18 лет, став первым представителем своей страны, игравшим за университет Мичигана. За 4 года, проведенных там, он окончил курсы спортивного менеджмента и психологии, а начав профессиональную карьеру, уже успел поиграть в финале Кубка Стэнли и выиграть серебряную медаль сочинской Олимпиады.

Так что, в НХЛ есть разные дороги, и каждый игрок, в конечном счете, проходит своей собственной, кто-то успешно, а кто-то – нет. Но самое главное, конечно – не сбиться с жизненного пути, даже если по каким-то причинам возникли препятствия на профессиональном. Недавно об этом писал Шон Эйври, и это применимо в том числе и к молодым талантам, которые только ищут свой путь в большом хоккее. 

Отличники учебы. Сен-Луи, Томас и еще 8 студентов полного курса в НХЛ

 Блог участвует в проекте "Новый Уровень". Свежий взгляд на хоккей от лучших блогеров Sports.ru