14 мин.

Без шести голов победа. Политические итоги ЧМ-2015

Вот и пришла пора подведения итогов сезона, который для российского хоккея во многом стал переломным и переходным. Лед тронулся, полюса скакнули, многие привычные парадигмы и установки нашей хоккейной действительности пережили слом, либо серьезно видоизменились.

Настало время попытаться осознать новые реалии и понять, в каком именно направлении двинулся ледокол российского хоккея.

Для начала попытаемся пройти от частного к общему, разобрав итоги ЧМ-2015, которые оказались во многом поучительными не только с игровой точки зрения, но и с политической. Более того, можно даже констатировать, что по политизированности восприятия итогов этот ЧМ установил своеобразный рекорд. Что особенно важно, ведь закончился он далеко не так, как в 2014 или же 2012 году.

Результат

Результат турнира, конечно, оказался двойственным. Чего стоит выход в финал, если там тебя громит извечный соперник, да еще в таком унизительном стиле? Но сладкие пилюли у этого выступления были, и они даже сумели сделать почти невероятное – в какой-то степени отодвинуть финальную катастрофу на второй план.

Во-первых и все-таки - сборная впервые после Быкова сумела дважды подряд выйти в финал. Между прочим, с двух финалов подряд в истории сборной России не стартовал вообще ни один тренер – даже сам Быков на своем первом турнире ограничился «бронзой».

Во-вторых – и это во многом предопределило базис восприятия ЧМ – сборная сумела выиграть важнейший матч у США в полуфинале. В результате, даже финальный погром от «кленовых листьев» воспринимался через призму победного результата стадией ниже. Прямодушного чиновника из Смоленщины можно обвинить в чем угодно, но не в игнорировании существующих конъюнктур.

Прямая речь: "Для меня любой чемпионат мира по хоккею заканчивается, когда российская сборная выкидывает Соединенные штаты Америки. Канадцам проиграть, законодателям этого вида спорта, хоккея с шайбой, это не зазорно. Главное - 4:0 с американцами.

Кто там будет чемпионом для меня уже становится вторичным. Мне главное, чтобы мы ни при каких обстотельствах не проиграли Штатам" (Алексей Островский)

Важнейшим этот матч был естественно, не из-за поражения от США в группе. Не из-за поражения от них на Олимпиаде в Сочи, и даже не из-за унижения в четвертьфинале ЧМ-2013. Все дело в том, что к этому ЧМ хоккей окончательно вернулся на идеологизированные государственные рельсы – в полном соответствии с тем, о чем предупреждал ваш покорный слуга.

"Хоккей вновь занял уникальное место в государственной системе и идеологии. Можно сказать, что в этом плане мы вернулись к тому, что было в брежневские времена. Вообще, тут все понятно и логично. Хоккей - это сборная, в последние годы регулярно побеждающая на чемпионате мира. При всей разнице статусов футбольного и хоккейного ЧМ - сравните две показательные сцены с участием нашего президента: победное шампанское из чемпионского Кубка в Минске и пресловутые "А я тоже не включал". 

Хоккей - это вторая лига в мире, славу которой куют, в отличие от футбола, в основном не легионеры. Хоккей - это противостояние с Северной Америкой, наконец. Да, у футбола есть мировая популярность и самая большая массовость, но с идеологической точки зрения для нашей власти у него крайне мало рабочего ресурса". 

На этом фоне и в существующей «сложной международной обстановке» матч с американцами (и абсолютно неважно, как они относятся к ЧМ и кого берут в состав) естественно становился рубежным. Резонанс от возможного поражения в полуфинале был бы куда больше, чем от позорных билялетдиновских 3:8. Резонанс же от победы не только позволил оценивать итоги чемпионата в условно-позитивном ключе, но и едва не превзошел тот, что был после победных турниров 2012 и 2014 годов. Все просто – в те годы мы не играли в плей-офф с североамериканскими командами, да и сама сборная была еще не «новой».

Важным моментом стал и очередной гала-матч с участием Путина, который пришелся ровно на день матча ЧМ с США (получилось символично даже если это простое совпадение), и после которого участники, «настроив свои телеприемники», прильнули к экранам, чтобы посмотреть игру. Концепция «хоккейного дня» сработала - президент забил 8 голов, а затем и сборная добавила свои 4. Везде победа. 

Кроме шести голов от Канады, конечно. Но на таком фоне вполне можно к успеху "родоначальников" отнестись отчасти даже и снисходительно. Не все же им проигрывать, надо для разнообразия и выиграть. 

 

Скандал с гимном

На этом инциденте, который еще более политизировал восприятие турнира, долго останавливаться не буду. Обвинять уже никого не хочется, тем более, что неидеально себя повели вообще все – и игроки, и делегация, и организаторы.

Отмечу лишь, что острота восприятия данного инцидента в России связана с глубинным пониманием того, что игроки допустили такую несправедливость, каковую мы привыкли видеть в отношении себя. Неслучайно сразу же на свет божий были извлечены подобные случаи с российскими командами, которым ставили неправильный гимн или отбирали заслуженный кубок и т.д. Мы привыкли быть «жертвами» подобной несправедливости, а не ее творцами. И поэтому было непривычно больно и обидно.

 

Штаб и состав

Этот ЧМ для тренерского штаба «новой сборной» оказался первым, проведенным после полноценного сезона. О принципиальном видоизменении концепции штаба, заключающемся в уходе от самодержца-главного тренера как минимум к системе с «командиром-комиссаром» уже как-то доводилось порассуждать. Пражский турнир во многом должен был стать для новой «модели» тестом.

Итоги чемпионата, однако, показали, что от системных политических ошибок, которые допускались прошлыми штабами, уйти не удалось и новому. Так, все последние годы наши тренеры стабильно попадали в одну и ту же ловушку с кодовым названием: «Ждем звезд из НХЛ».

Причем это как раз та ловушка, куда хочется попасть. Потому что она не объясняется какими-то личными мотивами того или иного тренера. Здесь просто сходится все – и «родовая травма» после многочисленных отказов в 90-е, которые теперь сошли на нет, но вдруг вернутся, если кого-то не подождать? И желание выиграть ЧМ, которое только усиливается возрастающей политизированностью восприятия турнира. И хорошие личные отношения с условной нынешней «первой пятеркой», целиком состоящей из нападающих – примета времени…

При этом, дела ведь могут идти и так, что ждать никого и не надо, лишь бы заокеанские паззлы сложились нужным образом. В прошлом году в основном так и получилось, а в этом – нет. И начались все те же истории, когда мы до последнего тянем с заявкой, позволяя себе выйти на стартовый матч в три звена. Поражение от Норвегии стало бы в этой ситуации хорошим уроком, но отчасти отголосок «заявочной суеты» настиг Россию в финале, когда из-за цепочки травм в заявке осталось всего 6 защитников, а у прилетевшего на крыльях Родины мессии Овечкина наступил пик акклиматизации.

Кстати, ситуация с Овечкиным, которого ждали как Германа из "Пиковой дамы" - до полуночи - очень хорошо характеризует штаб. Это ладно бомбардир прилетел и помог команде в полуфинале - а если бы нет? Ведь он не впервые прилетает на ЧМ в пожарном порядке сломя голову, и не всегда это бывало удачно. Ожидание Овечкина для штаба превратилось не в осознанную хоккейную необходимость (срочно нужен левый крайний и «пушка» в большинстве), а в иную категорию - если хотите, политическую. Ну там - «Капитан Россия», «своих не сдаем» и т.д.

Впрочем, дело-то как раз не в Овечкине как таковом. Читатель спросит – ну хорошо, есть ожидание игроков из НХЛ, в чем же здесь политическая-то ошибка? Ошибка есть, и о ней я уже упоминал. Подобное отношение штабов сборной к игрокам НХЛ подсказывает игрокам, какую карьерную дорогу надо выбирать, чтобы попасть в сборную через парадную дверь – в том числе и на Олимпиаду, и уж тем более на Кубок мира. Апофеозом стало включение в сборную на Олимпиаду 18-летнего Валерия Ничушкина, который с сопоставимой статистикой в «Тракторе», а не в «Далласе» и в кандидатах на поездку в Сочи не ходил бы.

Знарок, конечно, о примере Билялетдинова, который «слишком увлекся энхаэловцами» помнил. И того же Ничушкина на ЧМ не взял, как и еще ряд подобных ему «молодых да ранних», сделав упор на знакомых по Минску игроков. Но в ловушку ожидания все равно угодил.

Нанеся тем самым возможно, последний удар по той картине российской хоккейной идентичности, что сложилась в мае 2009 года после ЧМ в Берне. Там сборная с минимумом энхаэловцев в составе одержала в финале вторую победу подряд над Канадой, что вкупе с огромными надеждами на прогресс КХЛ после первого сезона и полностью русским списком номинантов на приз самому ценному игроку НХЛ породило иллюзии о возрождении «Красной машины» и самое главное - принципиальной возможности победы на двух фронтах. То есть - сборная может выигрывать ЧМ, а звездные энхаэловцы - свои Кубки, после чего они объединяются на Олимпиаде в монструозный хоккейный гештальт и топчут всех соперников. 

Однако, то было после первого сезона КХЛ, а после седьмого сборная усилиями штаба оказалась настолько НХЛ-зависима, что Знарок и К тем самым, еще и невольно кинули гирьку на весы сомнений «ехать-не ехать» для многих игроков, которые этим летом приняли решение отправиться за океан. 

Ах да, о том, что подобная стратегия штаба сборной ведет к автоматическим проблемам с отлаженностью командного механизма (те же канадцы, между прочим, по ходу турнира вообще ни одного человека не дозаявили) и жирно перечеркивает остатки практической необходимости Евротура применительно к ЧМ, можно лишний раз и не напоминать.  

Мы ведь упорствуем в том плане, что Евротур – это не про перспективу, не про привычку к воздуху сборной, а про насущное наигрывание звеньев к ЧМ. Звеньев, которые не первый год уже отсутствуют - были паузы или нет. Так что Евротур  давно стоит рассматривать не с практической точки зрения, а как составляющую какого-нибудь псведорелигиозного культа.

Что касается позиций штаба – раз итоги ЧМ условно-позитивные, то ему, конечно, ничего не угрожает. О каком-то пересмотре карт-бланша или реформе ситуации с совмещением постов Знарком (которой хоть отдельное исследование посвящай) можно будет говорить только в случае возможного углубления неудач в 2016 году, к которому мы еще вернемся ниже.

  

Пресс-атташе

Деятельность пресс-службы во главе с Игорем Лариным (о котором «ПХ» писали еще задолго до того, как это стало мейнстримом) стала самой наглядной иллюстрацией «нового» восприятия ЧМ, который теперь находится под прицелом орудий большой российской политики.

Все эти «спортивные майданы» и «санкции хоккейной фортуны» выполняли функцию своего рода «встраивания» хоккейного ЧМ в текущий общественно-политический концепт, его «приглаживания» под существующие лекала, под заданную повестку дня. Другое дело, что похоже, имела место крупная ошибка с целевой аудиторией, когда попытка противопоставить «интернет-боевичков» и тех, кто «пишет письма в Чехию» делалась в... интернете же. 

Тем не менее, «новой сборной» удалось обыграть на этом поле удалось даже советскую риторику, касающуюся ЧМ, которая хоть и была тоже политизированной, но от подобных приемов категорически воздерживалась.

Естественно, не обошлось и без откровенных курьезов, вроде заметки о счете 9:9 в матче со сборной США по окончании группового турнира. Здесь нужно отделять необходимость выполнения политического заказа от каких-то, по словам комиссара Сафронова (который и сам вносил посильный вклад в политизацию турнира), «фантазий». Впрочем, мы знаем, что потерять чувство меры обычно бывает проще всего – тем более, когда вступаешь на столь тонкое поле политики и дипломатии.

 

"Проблема-2016"

Сборные Канады и США своим сильным выступлением на ЧМ-2015 сломали сложившуюся в последние годы репутацию турнира как европейского междусобойчика. Дошло ведь до того, что в 2011 и 2014 годах начиная с полуфиналов ЧМ превращался в Евротур.

Таким образом, они грубо и бесцеремонно залезли на «нашу территорию», то есть «главный турнир года», как говорят в ФХР. Расставаться с привычками было настолько трудно, что перед четвертьфиналами в Праге многие рассчитывали на сборные Беларуси и Швейцарии как силы, способные отправить мировой империализм домой. Увы, не вышло.

Конечно, говорить о коренном переломе в плане отношения североамериканцев к ЧМ не приходится. У них тоже многое зависит от удачного совпадения НХЛ-овских мозаик, но там это заранее всем известные и принимаемые правила игры. В этом году многое удачно совпало – в следующем может и не совпасть, хотя пример сборных США-2013 и -2015 может говорить о том, что как минимум средний уровень этой команды на ЧМ по сравнению с прошлыми временами возрастает. Что касается канадцев, то там возросшую активность HockeyCanada связывают с приходом нового лидера Тома Ренни, а также празднуемым 100-летним юбилеем организации. 

Все это имеет важное отношение применительно к следующему году. ЧМ-2016 пройдет в России и уже озвучено, что его нужно обязательно выигрывать, в том числе и в качестве реванша за финальную оплеуху. Учитывая, что в Чехии два поражения из трех мы потерпели от сборных из Северной Америки, вопрос качества их составов на московско-питерский турнир перестает считаться умозрительным.

И здесь мы сразу же сталкиваемся с тенью Кубка мира, который пройдет осенью 2016 года в Торонто. Понятно, что нас это не особо касается – уж на домашний-то ЧМ штаб постарается собрать максимальное количество звезд. А вот как он повлияет на сборные Канады и США?

Захотят ли сильные игроки поехать на в Россию и лишний раз обратить на себя внимание перед турниром высших хоккейных градусов или предпочтут отдать долг Родинам только там? На этот вопрос ответ даст только следующий год, но скорее всего, от наших «заокеанских партнеров» стоит ожидать очень неплохих составов. Так, в годы прошлых Кубков мира – в 1996 и 2004 годах сборные Канады и США на ЧМ вместе завоевывали медали, что в новейшей истории турнира смогли повторить только в этом году.

Кстати, окончательное отношение к Кубку мира в российских хоккейно-политических кругах также будет сформировано только в следующем году. Революционные идеи с отказом от участия в силу того, что не учтены какие-то пожелания КХЛ вполне предсказуемо не прошли, но «своим» турнир от этого все равно не стал. Естественно, домашний ЧМ по значимости будет ставиться выше – но только лишь до самого турнира. А дальше уже своеобразная развилка в зависимости от его величества результата. Такова уж повышенная ситуативность российской хоккейной политики.

Итак, если на ЧМ побеждаем – к Кубку мира будет позиционироваться благодушное отношение с напиранием на «коммерческую» сущность турнира и его «заточенность» на НХЛ. Если проигрываем – то есть вероятность резкой смены вех и объявления Кубка «главным турниром года», на котором сборная России должна будет исправляться за  неудачи уже на двух ЧМ.

Да-да, Россия – как известно, страна с непредсказуемым прошлым, и возможная неудача на ЧМ-2016 рискует окрасить в черный цвет и условно-позитивно ныне принимаемый результат ЧМ-2015. Так что, ничего удивительного в удвоенной ставке на ЧМ нет. Но не думаю, что кому-то очень сильно хотелось бы утраивать ее перед Кубком мира – пример того же самого пушкинского Германа показывает, что в таких случаях всегда есть риск «обдернуться». 

 Блог участвует в проекте "Новый Уровень"

 Наш паблик ВКонтакте

Фото