Ради Славы. Почему сериал о Фетисове никто не заметил
Максим Гареев специально для блога «Профилактика» разбирает на молекулы спортивную премьеру Первого канала – сериал «Слава» о Вячеславе Фетисове.
Буквально на следующий день после окончания чемпионата мира по хоккею по Первому каналу прошла премьера мини-сериала «Слава». В этом продюсерском проекте Алексея Пиманова за четыре серии попытались воспроизвести основные вехи биографии легендарного хоккеиста, спортивного чиновника и сенатора Вячеслава Фетисова. Скажу честно, получилось так себе.
На волне кассового успеха «Легенды №17» появление подобных фильмов вполне ожидаемо, тем более что всенародно любимых и заслуженных спортсменов, чья жизнь так и просится на кинопленку, в нашей стране предостаточно. Однако «Слава» – это, скорее, подарок Пиманова своему другу и напарнику по игре в хоккей на катке МЧС. Малобюджетность картины видна невооруженным глазом, как и отсутствие мало-мальских звезд, за исключением, пожалуй, нескольких примелькавшихся в других сериалах актеров да Валерия Баринова, сыгравшего небольшую роль Анатолия Тарасова. Собственно, часто бюджет не так важен, ведь можно и на большие деньги снимать полную ерунду – Никита Сергеевич подтвердит. Но дело тут в другом.
В жизни Вячеслава Александровича хватало и хватает до сих пор самых разнообразных коллизий, так что четыре серии для полноценного байопика – это преступно мало, особенно если приличную долю экранного времени уделить абсолютно лишней, да к тому же еще и бездарно сыгранной сюжетной линии с двумя болельщиками сборной СССР. Ну вообще ей там было не место, и я в упор не понимаю, зачем ради нее выкинули (либо серьезно исказили) многие важные факты из жизни Фетисова, довольно подробно описанные в его автобиографической книге «Овертайм».
Сказалась на постановке еще и активная консультация с самим главным героем, в результате чего его экранное воплощение получилось каким-то плакатным. Фетисов в сериале выглядит на 150 процентов положительным, что, на мой взгляд, для байопика неправильно. Поймите меня верно, я никак не хочу чем-то очернять Вячеслава Александровича, которого на самом деле очень уважаю, но чем сложнее личность, о которой рассказывают, тем биография интереснее. Вот и получилось так, что главный герой при всей внешней схожести актера Евгения Пронина с Фетисовым не стал для меня полноценно тем человеком, кого я с самого раннего детства видел на страницах «Спорт-Экспресса» и по ТВ.
Еще в сериале мне не хватило трех моментов. Первый – это то, как здесь была показана легендарная пятерка Ларионова. Точнее, персонажа Алексея Касатонова мы могли видеть часто, так как с Фетисовым они до размолвки сильно дружили, но где же Макаров, Ларионов, Крутов? В сериале они как бы есть, но вот сейчас я вспоминаю только одно их появление на экране, да и то не в качестве киношных персонажей, а в показанном фрагменте выпуска программы «Взгляд».
Тогда в самом разгаре был конфликт между Фетисовым и Виктором Тихоновым из-за отъезда защитника за океан, и на чемпионат мира-1989 его, отлученного от ЦСКА и сборной, не брали. Но наша прославленная тройка нападения в отсутствие Касатонова, принявшего сторону тренера, отправилась в Останкино и в прямом эфире на всю страну объявила ультиматум – без Фетисова на турнир не поедет никто. И вот это их выступление вставили в сериал, за что создателям большое спасибо. Но все-таки хотелось бы более уважительного отношения к этим, без преувеличения, легендарным людям. Ведь их пятерка – лучшая в истории отечественного хоккея. Всякое между ними бывало, однако, по свидетельству многих людей, до отъезда в НХЛ они были как единый кулак. И этим не стоило пренебрегать.
Второй момент – это нашумевшая история с киевским арестом и избиением Фетисова. По одной версии, описанной в «Овертайме», он стал жертвой недоразумения, неоправданной агрессии и милицейского произвола, когда вышел из гостиницы, чтобы от киевских друзей получить подарок для сына Валерия Харламова. По другой – якобы Валерий Лобановский сказал Тихонову, что Фетисов в тот злополучный вечер активно нарушал режим с футболистами киевского «Динамо» – большими специалистами в этой области, кстати. В любом случае, история противоречивая, и было любопытно, как ее покажут в сериале. Получилось это, по-моему, довольно коряво и примитивно. Я не буду спойлерить, но скажу прямо – потенциально выигрышный эпизод безнадежно запороли.
Наконец, третий момент – это не менее нашумевшая история любви Фетисова и его жены Ладлены, которую он фактически увел у звезды футбольного «Спартака» и сборной СССР Вагиза Хидиятуллина. Выглядела она на экране поверхностно, как и многое в сериале, и очень сжато. К тому же персонажа Хидиятуллина лишь однажды показали мельком и назвали Игорем (а к нему действительно так обращались). Тема, конечно, очень щекотливая, и наверняка прошлое ворошить заинтересованным лицам не очень-то и хотелось. Но из песни, как говорится, слов не выкинешь, а от более подробного повествования, думаю, сериал только бы выиграл.
По этому множеству букв можно предположить, что итоговый вердикт мой будет неутешительным. Однако не все так плохо. В отличие от той же «Легенды №17», в «Славе» заметно не только бережное отношение к фактам, но и более-менее правильная хронологическая последовательность. Конечно, правда у каждого своя, и в автобиографии Фетисова тоже могут быть неточности, как сознательные, так и нет, к тому же и без чисто киношных ляпов не обошлось.
Но вот какая штука – у мало-мальски знакомых с историей отечественного хоккея зрителей увиденное вызовет радость узнавания, а тех, кто до сих пор к ней был равнодушен, заинтересует. И хотя бы за это поблагодарим авторов. Попытка, в общем-то, засчитана. Но те люди, та эпоха, та сборная заслуживают куда более масштабного и серьезного фильма.
Фото: kino.1tv.ru (1); 1tv.ru
Блог Максима Гареева о спортивном кино на Sports.ru
Русь уходящая. 7 вопросов о будущем бесплатного спортивного ТВ
Да и (поймите меня правильно) разница в байопиках "Легенда №17" и "Слава" в том, что Харламова нет в живых. Байопик - это своего рода памятник выдающейся личности, а памятники живым людям (относительно молодым, кстати - 57 лет) не принято ставить. Есть ведь и не менее (даже в чем-то более) выдающиеся хоккеисты: Борис Михайлов, Владимир Петров, Владислав Третьяк и т.д. А на фоне скандалов, окружающих персону Фетисова в последнее время, это еще более неуместно.
Понимаю, что будут несогласные, но это мое мнение.
Лучше б Пиманов всю эту муть в своей телепередаче рассказал, заодно мог бы растянуть на 10 выпусков
Это при том, что канадцы еще не сняли игровое кино ни про Ги Лефлера, ни про Ваню Гретцкого, ни про Марио (вот уж где пространства для драмы), ни про Бобби Орра.. И этот список можно продолжать.
Это больше вопрос не к конкретному фильму, режиссеру, актерам и т.д... Просто даже малобюджетное кино "про спортсменов" можно снять хорошо, если понимать ЗАЧЕМ ты его снимаешь. А если снимать ради того, чтобы было... Ну, результат немного предсказуем...
А сериал - 146%-ое говно. Небо и земля по сравнению с "Легендой №17".