Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева принадлежит к числу самых крупных и старейших в стране. Основанный в 1885 году, он на протяжении долгих лет являлся одним из немногих общедоступных художественных собраний в дореволюционной России.
![](http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9f16553e-f64d-43ef-9d63-ec24bc501f1a/[LI9RK_5-01]_[IL_01]-k.jpg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Александр Николаевич Радищев
Основателем музея был известный художник-пейзажист, профессор Академии художеств Алексей Петрович Боголюбов, внук писателя Александра Николаевича Радищева. Чём было вызвано намерение А.П.Боголюбова основать Радищевский музей именно в Саратове? Боголюбов родился в селе Померанье Новгородской губернии в семье военного. Однако на склоне лет, подводя итог прожитому, он напишет в своих "Записках моряка-художника": "По роду я саратовец, ибо эта губерния дала России Радищева".
![](http://f.rodon.org/p/1/070923173502.jpg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Алексей Петрович Боголюбов
Мать Боголюбова, Фекла Александровна, была дочерью А. Н. Радищева. С детства она
воспитала в своих сыновьях уважение к памяти их знаменитого деда. Это высокое чувство фамильной гордости Боголюбов сохранил на всю жизнь. Семейные предания называли Саратов родиной А. Н. Радищева. Это убеждение разделял и А. П. Боголюбов, считавший, что будущий писатель родился и провел первые годы в Саратовской губернии. Здесь находилось родовое имение - Верхнее Аблязово. Во второй половине XIX века оно принадлежало потомкам А.Н. Радищева. Боголюбов не раз бывал в Аблязове, путешествуя по Волге в 1860-е годы или приезжая в Саратов в связи с хлопотами по устройству музея, строительству здания и организации экспозиции. Создание Радищевского музея было делом всей его жизни, которому пришлось отдать немало сил и энергии. Одна из основных трудностей состояла в существовании так называемого "радищевского вопроса": на протяжении многих десятилетий, прошедших со дня трагической кончины великого просветителя, его имя оставалось под запретом. Понадобились упорство и целеустремленность А.П. Боголюбова, чтобы создать Радищевский музей, чтобы именно Саратову принадлежала честь первым в России свободно произнести имя Радищева - выдающегося мыслителя.
![](http://elsso.ru/cont/images/m2.jpg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Боголюбовское начинание было новым и необычным для Саратова, который в ту пору называли "столицей Поволжья". Крупный торгово-промышленный центр на Волге, он был типичным "купеческим" городом. В 1877 году саратовцам стало известно о намерении жившего в Париже профессора живописи Алексея Петровича Боголюбова передать в дар городу принадлежащую ему коллекцию произведений искусства и основать музей, назвав его в память деда Радищевским, чтобы навеки связать имя А. Н. Радищева с делом просвещения народа и художественного образования юношества. Саратовская дума получила предложение организовать не только музей, но и рисовальную школу при нем. Город же должен был предоставить для них "постоянное, неизменное, прочное и приличное помещение". Саратовским властям понадобилось известное время, чтобы вникнуть в смысл сделанного им предложения. Официальное согласие городская дума дала Боголюбову лишь в 1878 году. Тогда же последовало разрешение высших государственных органов. Однако и после этого еще более семи лет добивался Алексей Петрович воплощения своего замысла. Только в мае 1883 года состоялась закладка здания, которое должно было изменить облик старой Театральной площади. Сооружалось оно по проекту петербургского архитектора И. В.Штрома. Исполнял проект и руководил всеми строительными работами городской архитектор A.M. Салько. Сравнительно быстро было возведено внушительных размеров двухэтажное кирпичное здание, предназначенное для размещения обширных музейных коллекций, чуть больше года продолжалась отделка внутренних помещений. В начале 1885 года в Саратов прибыли экспонаты будущего музея, собиравшиеся Боголюбовым в течение многих лет. В первых числах июня он приехал в Саратов для организации музейной экспозиции. В ту пору "Саратовский листок" сообщал: "Вот уже несколько дней, как профессор Боголюбов проживает в Саратове, занимаясь разбором и установкой в Радищевском музее доставленных сюда из Москвы редкостей. Почтенный профессор увлечен своею работой, занят ею целые дни". Первая экспозиция музея была сделана А.П. Боголюбовым.
![](http://oldsaratov.ru/sites/default/files/photos/risunok_55.jpg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Наконец, все хлопоты по устройству музея кончились. 28 июня А.П. Боголюбов знакомил с музейной коллекцией общественность города, а 29 июня (по старому стилю) состоялось торжественное открытие музея. "30 июня музей был открыт для бесплатного обозрения публики, - сообщала одна из местных газет. - Еще с утра у здания... собралась огромная толпа народа в несколько тысяч человек. Ввиду невозможности одновременного доступа всех желающих осмотреть музей, впускалось по 500-600 человек".
![](http://i205.photobucket.com/albums/bb245/Gridassov/Saratov135.jpg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Уникальность Саратовского музея, включенного в список особо ценных объектов культурного наследия РФ, не только в богатейшей коллекции картин, скульптур и старинных книг. Его коллекции регулярно выставляются и в Москве, и в Петербурге, и в Париже. Когда-то музей оказался своего рода детонатором, взорвавшим культурную жизнь Саратовской губернии. Он не только открыл русское и европейское искусство жителям провинции, но и благодаря организованной здесь художественной студии дал мощный импульс для формирования целого направления: в юности здесь проводили немало времени художники рождавшейся на рубеже столетий «саратовской школы»: Кузьма Петров-Водкин, Павел Кузнецов, Виктор Борисов-Мусатов, чьи имена сегодня известны всему миру. Именно музей в одночасье сделал саратовскую «провинцию» одним из культурных центров России.
![](http://s017.radikal.ru/i417/1110/b7/dfc4c96cd6f0.jpg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
А ведь еще в середине позапрошлого века говорить о музее в Саратове никому не пришло бы в голову. Городу на Волге, живущему соляной и рыбной торговлей, было не до культурного досуга. Люди, жаждавшие просвещения, останавливалась здесь, чтобы накормить лошадей по дороге в Москву и Санкт-Петербург. Быть может, Саратов и не стал бы «столицей Поволжья», как его начали называть на рубеже XIX–XX веков.
![](http://culture.ru/ru/uploads/media/atlas/0001/05/thumb_4448_atlas_big.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Просьба назвать музей в честь сосланного в Сибирь автора «Путешествия из Петербурга в Москву», чьи книги все еще оставались под запретом, повергло губернские власти в растерянность. С ответом медлили, ждали разрешения высших государственных органов. Ведь Боголюбов не только настаивал, чтобы музей непременно носил имя Радищева, но и требовал постройки для своей (действительно бесценной) коллекции достойного здания за государственный счет.
![](http://culture.ru/ru/uploads/media/atlas/0001/05/thumb_4439_atlas_big.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Неожиданно для многих активную помощь в организации музея оказал обер-прокурор Святейшего синода Константин Петрович Победоносцев (чьего имени сторонники Радищевского музея боялись как огня), а император Александр III собственноручно утвердил проект здания и даже пожертвовал музею несколько полотен из своей коллекции.
Ведь музей задумывался Боголюбовым как подспорье художественной школе, как галерея образцов для художников, у которых нет денег для поездок в столицы и за границу (позднее с такой же целью профессор Иван Цветаев создавал Музей изящных искусств в Москве — и во многом он ориентировался именно на Саратовский музей). К сожалению, художественная студия при музее появилась лишь спустя несколько лет после смерти Боголюбского. Но уже в первые дни после открытия экспозиции ему суждено было убедиться, что усилия не пропали даром.
![](http://culture.ru/ru/uploads/media/atlas/0001/05/thumb_4440_atlas_big.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Когда 29 июня 1885 года Саратовский художественный музей открыл свои двери для всех желающих, только за первый день его посетило 2700 человек, а за первый год 62 000 — больше половины населения Саратова тех лет. Люди самых разных сословий собирались на центральной площади и были вынуждены ждать в очереди, чтобы попасть в здание: оно просто не могло вместить всех желающих. С тех пор популярность музея только росла, и не в последнюю очередь благодаря постоянным пополнениям его коллекции. Экспозиция дополнялась и частными коллекционерами (среди них такие известные, как П.М. Третьяков, А.П. Бахрушин, Д.А. Ровинский, А.Г. Рубинштейн), и государством: уже в XX веке сюда перекочевали некоторые полотна из Петербургской академии художеств и Эрмитажа.
![](http://culture.ru/ru/uploads/media/atlas/0001/05/thumb_4441_atlas_big.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Традиция завещать свои коллекции музею не прерывалась и спустя 100 лет: так, например, в 70-е годы прошлого века сюда поступила уникальная коллекция фарфора из собрания Ольги Гордеевой и картины Поленова, Корина, Нестерова из собрания ленинградского врача, академика Михаила Глазунова. Сегодня фонды Саратовского музея насчитывают более 25 000 экспонатов, и, как и во времена Боголюбова, здесь особенно впечатляет коллекция живописи. Без этих картин редко обходятся тематические столичные и европейские выставки, посвященные творчеству русских художников. И если вы пропустили одну из них — не отчаивайтесь. Экспозиция музея им. А.Н. Радищева в «столице Поволжья» открыта круглый год.
![](http://culture.ru/ru/uploads/media/atlas/0001/05/thumb_4442_atlas_big.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
![](http://culture.ru/ru/uploads/media/atlas/0001/05/thumb_4443_atlas_big.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
![](http://culture.ru/ru/uploads/media/atlas/0001/05/thumb_4444_atlas_big.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
![](http://culture.ru/ru/uploads/media/atlas/0001/05/thumb_4446_atlas_big.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
![](http://culture.ru/ru/uploads/media/atlas/0001/05/thumb_4447_atlas_big.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
(и даже не очень понятно - ехать и смотреть "в живую" или уже всё увидено тут ......... ).
Но работа автора очень понравилась.