10 мин.

Исторический сезон 18-летнего Аарона Экблада — аномалия или новый тренд?

Аарон Экблад

Автор The Hockey News Мэтт Ларкин рассказывает о дебюте в НХЛ Аарона Экблада и о трудностях, которые приходится преодолевать молодым защитникам при попадании в эту лигу.

Первый сезон Экблада в НХЛ предсказуем и шокирующ в равной степени.

С одной стороны, все, чего добился с «Флоридой» защитник-гигант, это именно то, что ожидалось от него.

Его перспективы оценивались достаточно хорошо, в возрасте 15-ти лет он был первым защитником, получившим особый статус и попавшим в Лигу Онтарио на год раньше, подобно Джону Таваресу. Экблад трудился как тягловая лошадь в команде «Берри Кольтс». Он был лидером команды, когда они пытались попасть в Мемориальный Кубок. Он играл за сборную Канады на МЧМ-2014 с самообладанием взрослого человека. Несколько месяцев спустя, «Пантерс» сделали Экблада (193 см, 98 кг) единственным защитником за восемь лет, выбранным под первым номером на драфте.

Экблад еще мал для того, чтобы пить алкоголь, и он едва получил право смотреть фильмы категории 18+, но он готов играть настолько, насколько это возможно для него, силен как танк и безупречен в интервью. Казалось бы, столь молодой парень только делает вид, что ему все легко дается, и, в значительной степени, это так. Его 24 очка в 40 матчах делают его третьим по результативности среди новичков и абсолютным лидером среди защитников-новичков. Только Дэймон Северсон опережает его по среднему айс-тайму среди новичков. Экблад совершил именно такой переход во взрослый хоккей, какой ожидался от него.

“Я действительно не чувствую себя испуганным,” говорит он. “У нас есть такие ребята, как Уилли Митчелл, и, в основном, у нас молодая команда, такие ребята, как Александр Барков и Ник Бьюгстад встретили меня с распростертыми объятиями. Поэтому, на мой взгляд, все получается довольно легко.”

Довольно легко? Хочется взять Экблада за его могучие плечи и потрясти его. Неужели ты не понимаешь, что ты сделал? Мы не свидетельствуем о превосходстве обыкновенного новичка. Контекст значит много, и когда мы говорим о нем, следует учитывать, что: а) он — защитник; б) 18-летний защитник. А тяжело ли игрокам подобного рода  сразу успешно заиграть в НХЛ? Согласно quanthockey.com, только лишь пять защитников в истории начали сезон в НХЛ в возрасте 18-ти лет и набрали при этом более 25 очков. Каждый из них отыграл 61 и более игр. После 40 матчей Экблад уже имеет восьмой результат среди всех 18-летних защитников всех времен. Если он сохранит подобный темп, то обгонит Бобби Орра и станет вторым после виртуоза Фила Хаусли с его 66-ью очками. (Даг Боджер, Петр Свобода и Джим Беннинг — другие 18-летние защитники, набравшие по 25 очков в свой дебютный сезон.)

Почему Экблад находится в такой почетной компании? Раньше всегда думали, что форварды быстрее адаптируются к НХЛ, и это действительно тяжелая задача для молодых защитников. В среднем талантливый проспект дольше по времени становится элитным защитником. Мы отобрали игроков, выбранных на последних 20-ти драфтах. Мы исключили игроков, выбранных на драфте в возрасте старше 20-ти, и исключили выборы драфтов в предлокаутные годы, поэтому в «последние 20» драфтов не входят 1994, 2004 и 2012 годы и включают в себя 1992 и 1993 годы. За это время 18,6% игроков начали сезон в составе клубов НХЛ сразу после того, как их выбрали на драфте. Среди форвардов-новичков таких игроков было 21,2%. А что же защитники? Лишь 13,1%.

Самая объективная причина подобной медленной адаптации защитников к НХЛ заключается в том, что они сражаются за шесть мест в стартовом составе, а не за 12. Но те, кому это удалось, верят, что есть нечто большее.

“Вы находитесь на последней линии обороны, и если вы ошибетесь, то скорее всего получите гол в свои ворота, тогда как если вы нападающий, то за вами все-таки есть еще защитники,” говорит защитник «Флайерз» Люк Шенн, 18-летним попавший в НХЛ в сезоне 2008-2009, будучи выбранным «Торонто» под общим 5-м номером. “На вас полагаются в разных ситуациях. Вы должны биться с большими, сильными и опытными нападающими в углах и перед воротами, эффективно двигать шайбу и быть готовым противостоять лучшим форвардам, играя против любой команды, в любом матче.”

 “Может, я немного предвзят в этом вопросе, но я определенно вижу, что молодым защитникам необходимо время, чтобы найти подход к игре против форвардов. Я не говорю, что форвардам так уж легко, но, очевидно, что на молодых защитников возлагается больше ответственности.”

Хаусли предлагает уникальную перспективу для 18-летних защитников в НХЛ. Не только потому, что он успешно отыграл свой дебютный сезон за «Баффало» 1982-83, но он также стал свидетелем очередного подвига, будучи ассистентом тренера в «Нэшвилле». Хаусли наблюдал за Сетом Джонсом, 4-м пиком Драфта-2013, игравшим в «Предаторс». Хаусли тренировал его и в команде-победителе МЧМ-2013, и сейчас Хаусли продолжает делиться с ним своим опытом. 

Фил Хаусли вместе с Питером Лавиолеттом на тренерском мостике

Хаусли считает, что для молодого защитника нет ничего важнее, чем изучение тех нападающих, против которых им предстоит противостоять. Лучшие нападающие такие, как Александр Овечкин или Рик Нэш, имеют выдающееся периферическое зрение, позволяющее совершать им неожиданные действия на льду, Хаусли говорит, что молодым защитникам никогда нельзя терять бдительность. Они должны тренировать тело, чтобы их не могли затолкать в ворота.

“Многие говорят, что настоящими защитниками становятся к 24 или 25 годам,” говорит Хаусли. “Нужно отыграть три или четыре сезона, прежде чем придет понимание играющих против тебя форвардов, их системы игры, что они делают при форчекинге, как преодолевать давление, используя ноги.”            

Защитники больше нападающих участвуют в процессе в каждой из своих смен. И, возможно, поэтому эта позиция психологически обременительна для молодых защитников. Джонс говорит, что он чувствовал себя уверенно в свой дебютный сезон 2013-2014, в котором он в среднем играл по 24 минуты в паре с суперзвездой Ши Уэбером, пока был травмирован Роман Йоси. Но Джонсу необходимо научиться массе вещей, чтобы противостоять взрослым соперникам. Даже Хаусли признает, что он слишком молод и играет слишком много.

“Я играл с большим адреналином первые 25 или 30 матчей, просто радуясь быть здесь, и это повлияло на меня,” говорит Джонс.

Джонс очень требователен к себе, чтобы быть конкурентоспособным игроком. Он уже отыграл 77 игр и набрал 25 очков. Но его точка зрения действует, и это то, на что следует обратить внимание «Пантерс» и Экблад в ближайшие месяцы. Следует учесть многое, ведь его дебютный сезон входит в самую горячую пору.

Хорошие команды ищут возможность использовать эту уязвимость молодежи. Шенн говорит, что многие опытные игроки считают, что имеют преимущество в физике и стараются навязать свою игру. Экблад говорит, что во время выездных матчей соперники отправляют на лед своих лучших нападающих против него и его партнера Брайана Кэмпбелла, чтобы испытать характер 18-летнего парня и сделать размен звеньями. В результате, Экблад на своем опыте понял, кто есть кто среди элитных игроков. Он говорит, что Седины впечатлили его, что скорость, мастерство и бросок Овечкина «сумасшедшие», что Евгений Малкин и Сидни Кросби действительно великие, и что Яромир Ягр просто дьявол для защитников из-за того, что “он постоянно маячит рядом с тобой, и удерживает шайбу как никто другой.”

Такая большая ответственность и хищнические нападки оппонентов, должны предостерегать проспектов-защитников, которые ломаются психологически, попадая в НХЛ. Адам Ларссон из «Нью-Джерси», выбранный под общим 4-м номером в 2011, потеряв уверенность после противоречивого дебютного сезона, провел плей-офф в ложе прессы. Только сейчас, три года спустя, в возрасте 22-х лет, он вернулся в НХЛ на постоянной основе. Генменеджер Лу Ламорелло думал, что Ларрсон заслужил место в основе в возрасте 18, так как он играл против мужиков в Шведской Лиге и созрел для взрослого хоккея, но Ламорелло знал, что есть определенный риск.

“Когда дела идут хорошо (в НХЛ), у вас нет права на ошибку и за тем исправится так, чтобы этого никто не заметил или это не стоило бы вам места в составе,” говорит Ламорелло. “В то время как в низших лигах, проходит процесс роста, можно учиться, потому что каждый понимает, что эта лига нужна для развития, и можно пройти сквозь трудности и неудачи, оставаясь в команде.”          

Когда ставки высоки, то защитники-новички, совершая грубые ошибки, усаживаются на лавку. Ламорелло говорит о том, что в зависимости от своего характера, некоторые начинают сомневаться в себе, ожидая следующего выхода на лед. Поэтому он предпочитает, чтобы они, первый год или два, начинали играть в АХЛ.  

“Уверенность играет большую роль,” говорит он. “Этими словами часто злоупотребляют, и, может быть, иногда их недооценивают. Мы думаем, что в 18 и в 19, они похожи на 30-летних. Ноэтонетак.”

«Лифс» также начали активно использовать Шенна в этом бешеном водовороте НХЛ. Он держался хорошо в свои 18, но в последующих сезонах временами сдавал и был обменян в «Филадельфию» в 2012. Он настаивает на том, что у него нет сожалений по поводу быстрого попадания в НХЛ, но он думает о том, что бы случилось, если бы он остался в звездной команде ЗХЛ «Келоуна» еще на год и поборолся бы за Мемориальный Кубок. А Сет Джонс, например, не любит оглядываться назад. Как он это видит, если бы он хотел вернуться в «Портленд» (ЗХЛ), он бы уже вернулся.

По словам Хаусли, для молодых игроков обороны, ключом к преодолению посттравматического расстройства является не только погружение в работу по предупреждению ошибок, что можно сделать с помощью просмотра максимально возможного количества видео, и изучения «арсенала» нападающих, но и обучение правильному питанию и отдыху.

“Не бывает так, чтобы все игры получались,” говорит он. “В молодом возрасте это очень тяжело при 82-х играх в регулярном сезоне. Все что вам следует делать в такие дни, если вы готовы на 85%, выложиться на все 85%.”

Шенн говорит, что он постоянно напоминает себе, что играет в НХЛ, после каждого пропущенного при нем гола или неудачной смены. Чтобы выжить в диком месте, нельзя показывать свой страх. И типичный пример случился уже в восьмой игре в НХЛ для Шенна. Силовик «Оттавы» Крис Нил атаковал Мэтта Стейджена в колено, и Шенн решил отомстить.

 

“Конечно, когда тебе 18, то Крис Нил это не тот парень, которого ты каждый раз будешь вызывать на бой, но в тот момент я почувствовал, что должен заступиться за партнера и показать, что могу противостоять более сильным и большим парням.”

Во многих отношениях, тот момент означал смену парадигмы. Из тех, кого выбрали на драфте в один год с Шенном, 5 из 12 защитников, выбранных в первом раунде, сразу начали играть в НХЛ, среди них были Дрю Даути, Алекс Пьетранджело и Зак Богосян. Это был самый успешный драфт для защитников за последние 20 лет, с вероятностью выбора в 41,7% в первом раунде. В последующие пять лет с тех пор, 18,2% выбранных защитников сразу начинает играть в НХЛ, тогда как форвардов 20,2%. Времена меняются? Разрыв сокращается? 

Экблад доказывает, что, кажется, все идет к этому. Ему помогает физическое развитие, находящееся на уровне 25-летнего, но, вместе с тем, что он так хорошо сложен, он еще и работает над этим. Он знал, что на него будут бросаться.

 “Лучший совет, который я получил — это быть готовым к этому, и я все лето тренировался,” говорит он. “И у меня не было никаких неожиданностей. Это позволяет быстрее адаптироваться и переход во взрослый хоккей до этого момента идет гладко.”

Психологическая тяжесть позиции и малое количество мест в ростерах всегда будут ограничивать количество молодых оборонцев, сразу начинающих играть в НХЛ, но следует ожидать, что тенденция продолжиться. Вместо того, чтобы ждать своего попадания в состав, молодые парни, имеющие такие физическую форму, как у Экблада, будут сами завоевывать свое место в основе. Как полагает Шенн, сейчас юноши в 13-14 лет занимаются так, как при нем занимались 17-18 –летние. Они имеют больший доступ к информации, чем все предыдущие поколения в НХЛ. Они могут посмотреть любую игру и любого оппонента, которому им предстоит противостоять. Они могут следить за собой правильным питанием, получая при этом максимальную энергию. Может, поэтому Экблад так не напрягается обо всем. Если НХЛ подчиняется законам Дарвина, то Экблад имеет все эволюционные преимущества, чтобы пройти естественный отбор. 

Статья опубликована на The Hockey News.

Фото: Getty Images; Mark Humphrey / AP.