5 мин.

К 105-летию клуба. Дидье Питр - летящее Ядро.

Питр

Первая - во всех смыслах первая, ведь она сложилась в самом начале истории команды - тройка нападения "Монреаль Канадиенс" времён её первого чемпионского Кубка имеет, как это положено в НХЛ, собственное название. Правда, в данном случае те, кто дал ей название, немного поленился: "Летающие французы" - красиво, не спорю, но можно было бы назвать и поостроумнее, например, очевидно напрашивались бы "Три мушкетёра"... впрочем, времена, когда поклонники будут состязаться в остроумии, называя своих любимцев, тогда были ещё далеки. Но - если бы первое звено "Монреаля" всё-таки кто-нибудь назвал бы "Тремя мушкетёрами", роль Портоса в нём досталась бы её правому крайнему нападающему, Дидье Питру.

И по праву: этот выдающийся хоккеист-"квебекуа" (кстати сказать, и единственный в тройке: его партнёры, Джек Лавиолетт и Ньюси Лалонд, хотя и были франкоканадцами, родились в провинции Онтарио) был подобен герою Дюма во многом: могучий (185 см и 84 кг - гигант по меркам начала 20 века!), надёжный, ставящий командные интересы превыше своих амбиций - таков был Дидье Питр. Вылитый Портос, разве что литературного мущкетёра - в отличие от мушкетёра хоккейного - никто не называл "Пушечным ядром". А за Дидье это прозвище закрепилось ещё до того, как он пришёл в новообразованный монреальский клуб. И неудивительно: представьте себе летящую к воротам махину под два метра ростом... действительно, то ли разогнавшийся локомотив, то ли выпущенное из пушки ядро. На пути которого лучше не оказываться, ни случайно, ни нарочно.

С будущим первым капитаном и тренером "Канадиенс" Джеком Лавиолеттом Дидье Питр был знаком ещё с начала 1900-х: хоккеисты четыре сезона отыграли бок о бок, сперва в "Мичигане", затем - в "Монреаль Шемрокс". Потом судьба развела игроков, но всего на год: когда в 1909 году Амброз О'Брайен создал новый клуб, который должен был стать лицом французской Канады, и доверил Джеку Лавиолетту собрать под его знамёна хоккеистов-франкоканадцев, Лавиолетт просто не мог не вспомнить о своём давнем товарище. Так Дидье Питр оказался в "Канадиенс". Где и провёл - не считая годичной отлучки в "Ванкувер" - 14 оставшихся лет своей хоккейной карьеры. Завидное даже в наше время достижение, согласитесь.

Питр Дидье

Возможно, у Дидье Питра не было тех сильных качеств, которые отличали других "Летающих французов": да, этому спокойному, чуть флегматичному на вид игроку, возможно, и недоставало лидерских качеств Джека Лавиолетта или нацеленности на ворота Ньюси Лалонда. Но у него была своя сильная сторона: стабильность. Число сыгранных в сезоне матчей у Дидье Питра почти всегда совпадало - или отличалось совсем чуть-чуть, в ту или иную сторону - с количеством заброшенных шайб.

Именно это качество очень пригодилось клубу, когда "Канадиенс" в первый раз в своей истории добились права играть в серии за Кубок Стенли. Их соперники из Портленда отлично знали о вспыльчивом характере главного бомбардира "Монреаля" Ньюси Лалонда и использовали это знание по полной программе, провоцируя центрального нападающего соперников с завидным упорством. Своего они добились - Лалонд в той серии больше дрался, чем забивал, пропустив из-за диквалификации 2 матча из 5 - но, к счастью, не учли того, что Лалонд - пусть и главная, но не единственная звезда команды. В третьем матче серии, когда из за учинённой портлендцами драки - чтобы разнять драчунов, пришлось даже вызывать на поле полицию - можете себе представить, что творилось на площадке! - Лавиолетт и Лалонд были удалены до конца матча, роль первой скрипки взял на себя именно Питр. Трижды поражал он ворота соперника, принеся клубу победу со счётом 6:3 - и победу в серии. Деморализованный "Портленд" с трудом одолел Хабс в следующем матче, но на пятую, решающую игру сил у гостей просто не хватило. "Монреаль" выиграл матч - а вместе с ним и свой первый главный трофей лиги.

Не менее отличную игру Дидье выдал в первом матче финальной серии следующего года, когда "Монреаль" со счётом 8:4 одолел "Сиэтл": ровно половину из восьми шайб Хабс забил именно могучий правый край первого звена. К сожалению, партнёры не поддержали его начинание, да и "Сиэтл" тогда находился в великолепной форме. Следующие 3 матча были за клубом с Западного побережья и Кубок уехал в Сиэтл.

В 1919 году в феноменальном по нынешим меркам матче - "Монреаль" принимал соседей из "Оттавы", а встреча закончилась с общим счётом 10:6 - Дидье Питр стал соавтором рекорда, продержавшегося 87 лет: в первый раз в истории лиги хоккеисты обеих команд-соперников сделали по хет-трику. В тот год "Канадиенс" в третий раз в истории дошли до финала кубка, но эпидемия "испанки" прервала розыгрыш. Трофей так и не был вручён - в первый и единственный раз в истории Кубка Стенли.

ДП

На излёте карьеры постаревший - ему всё-таки было уже под 40 - и погрузневший Дидье Питр перешёл в оборону. В 1923 году последний из "Летающих французов" - Лавиолетта и Лалонда уже не было в команде - повесил коньки на гвоздь. Всего года не доиграв до второго в истории клуба триумфа в Кубке Стенли.

В 1934 году Дидье Питра не стало: как многих здоровяков, бывшего хоккеиста подвело внезапно отказавшее сердце. Жозефу Жоржу Дидье Питру было всего 50 лет... 

в 1963 году НХЛ, отмечая заслуги того, кто вошёл в её историю как "Пушечное ядро", ввело Дидье Питра в Зал хоккейной славы. Вместе с Джеком Лавиолеттом: "Летающие французы", много лет вместе выходившие на лёд, вместе сделали и свой последний шаг в хоккее. Шаг в историю.