7 мин.

Обзор игр выездной серии на Средний запад

За последние две недели Канадиенс проиграли столько же матчей, сколько за предыдущие 22 игры, и опустились с первого места в лиге на 11-ое. Начало сезона было изрядно приправлено удачей, и регрессия должна была начаться в какой-то момент, но кризис последних недель нельзя списать только на удачу. Команда набрала 33 очка из первых 46-и, а потом - только 3 из 12. Никакая удача не создаст настолько существенную разницу, только если, конечно, кто-то не заключил договор на перекрестке. Скорее, начавшаяся регрессия обнажила и обострила зерна болезни, которые, наконец, дали всходы. Всего этих зерен три.

Первое, самое глобальное. За шесть последних игр команда вышла на лед всего дважды. Это было в домашней игре с Баффало и в матче против Чикаго. Обе этих игры Монреаль проиграл, и это единственные игры, поражение в которых можно списать на невезение. Или карму, если говорить про игру с Сейбрз. В игре с Колорадо, единственной выигранной Хабс с начала декабря, команде откровенно повезло

Во всех остальным матчах команда либо не появлялась на льду вовсе, либо выходила на половину периода, как было в выездной игре против Баффало, что привело к ожидаемому результату - каждый вечер противник переигрывал Монреаль, как физически, так и тактически.

С начала сезона у меня иногда возникало чувство, что Хабс не знают, что делать на льду, что у них нет плана на игру. Я упоминал это в нескольких обзорах, но не придавал большого значения. Теперь я полностью уверен в том, что у Монреаля просто-напросто нет плана на игру. Хоккеисты выходят на лед с общей установкой, никак не адаптированной к сопернику, без детального плана, как добиться победы. Возможно, именно этим объясняются медленные старты команды - в первом периоде Канадиенс пытаются понять, как играть с соперником и раскачиваются только ко второму периоду.

Не помогает и то, что общий план на игру называется “как бы чего не произошло”. При нулевом счете команда играет зажато, если не сказать запуганно, и лишь когда приходится догонять, Монреаль начинает “рисковать”, раскрываясь в полную силу. Совершенно не важно, это сознательная установка тренеров или следствие накачки, но порочный круг надо прерывать - Канадиенс являются одной из лучших команд в лиге во вторых и третьих периодах, но они настолько плохи в первых, что в сумме являются в лучшем средней командой на фоне остальных.

Второе зерно болезни закопано на синей линии. Я уже писал о том, что всего за два месяца невероятно быстрая и талантливая оборона команды превратилась в черти что. Было бы неправильно говорить, что за две недели ничего не изменилось. Все стало гораздо хуже. На данный момент защитная линия Хабс выглядит так:

Андрей Марков - Пи Кей Суббан

Катастрофа

Брайан Аллен не может ввести шайбу из зоны и даже отдать пас. Каждую игру я с болью наблюдаю за тем, как он беспорядочно хитует соперников за своими воротами, ловит шайбу, не может с ней ничего сделать, теряет шайбу, снова беспорядочно хитует, падает на лед, катится по нему, вскакивает, пытается беспорядочно хитовать…

Алексей Емелин не может вывести шайбу из зоны и позволяет объезжать себя кому угодно.

Сергей Гончар может вывести шайбу из зоны и умеет отдавать пасы, но он медленный и не становится быстрее. К тому же Сергей слишком полагается на свой бросок. Несколько раз я видел, как Хабс закрепляются в зоне, шайба попадает к Гончару и он, вместо того чтобы отдать пас под более удобный бросок, бьет сам, попадает в блок соперника, после чего шайба оказывается у противника, который вылетает в среднюю зону, где Сергей просто не успевает за прорывом.

Майк Вивер подает тревожные сигналы приближающейся регрессии. Однолетний контракт был невероятно дальновидной идеей со стороны Марка Бержевена.

Том Гилберт через игру сидит в запасе.

Натан Болье пятый защитник в лиге по показателю владения шайбой, но он играет в Гамильтон.

Джарред Тинорди второй защитник в лиге по владению шайбой, но угадайте, где он играет.

Решить значительную часть проблем с обороной можно, отправив Аллена в Гамильтон (или выстрелить им в Солнце из гигантской пушки), вызвав оттуда Болье и прекратив играть Маркова и Гончара по 20 минут за матч. Оба не развалятся от того, что пропустят игру-другую. Даже наоборот, будут свежее в плей-офф.

Третье зерно проросло там, где болело меньше всего. После того, как Ларс Эллер получил травму в игре с Чикаго, оказалось, что в команде нет центров. Да, я знаю, как смешно это звучит при пяти натуральных центрах в составе и еще пяти в Гамильтоне, но на деле получается, что Эллер играет в команде еще более значительную роль, чем могло казаться.

До травмы Эллер со своим звеном получал одни из самых тяжелых минут игры, освобождая легкие минуты для Давида Деарнэ и Томаша Плеканеца. При этом третье звено не только отбивалось от атак соперника, но и забивало, порой являясь единственной продуктивной единицей на льду.

Потеря Эллера тут же сказалась на показателях третьего звена (Иржи Секач провел против Далласа худшую игру сезона), но не меньше она ударила по другим звеньям. Кто-то должен взять на себя минуты Эллера, и учитывая загруженность четвертого звена, это должен быть либо Деарнэ, либо Плеканец. В игре со Старз Террьен попробовал разделить нагрузку в равной степени между тройками, и это не сработало. И без того буксующий Дернэ едва не провалился под лед, а зачем-то оставленный в центр звена Свен Андригетто выглядел не лучше.

Последний момент остается для меня загадкой до сих пор: Андригетто никогда не играл в центре, он прирожденный левый форвард, но его зачем-то ставят в центр, где он откровенно не может играть. При этом, стоило Свену оказаться на краю, как он забил первым же броском по воротам.

Вероятно, в следующей игре все тяжелые минуты снова лягут на плечи Плеканеца, но кто тогда будет набирать очки, мне совершенно не ясно. Первое звено парализовано упорным желанием Террьена сделать так, чтобы Деарнэ смог, тогда как он, откровенно, не может. На данный момент Деарнэ набирает меньше оков за 60 минут, чем все центры команды, включая Брендона Праста. При этом он получает легкие старты, лучшего вингера команды и все время большинства, которое только пожелает. Когда команда проигрывала 3-0 Далласу, Террьен, наконец, разбил неразлучную пару Макса и Дейви, и теперь можно делать ставки, как долго продлится уже этот эксперимент.

Производительность не единственная проблема форвардов команды. Они, почему-то, совсем забыли о том, что защищаться должны все пять хоккеистов на льду, а не только вратарь. Проиллюстрировать эту ментальность проще всего на примере Дейла Уиза. Сразу отмечу, что я испытываю к Уизу бесконечную симпатию и считаю, что он один из лучших форвардов четвертого звена в команде. При этом ему совершенно нет места в первом звене, и это один из самых защитно-безответственных игроков команды.

Уиз очень часто оказывается на острие атаки, влетает с шайбой на вратаря и вообще играет очень ярко и агрессивно. Но он добивается этого не скоростью, не талантом, не чутьем игры, а жульничеством. Когда команда защищается, Дейл бросается со всех ног из своей зоны, едва только дело пахнет перехватом шайбы. Та еще находится на крюке у соперника, а Уиз уже бежит в атаку, оставляя своих партнеров, фактически, в меньшинстве. Когда шайбу все же удается отобрать, это приводит к прорыву. Иногда это даже приводит к голу. Но очень часто команду просто запирают в своей зоне, что нередко заканчивается голом уже в ворота Монреаля.

К сожалению, эта ментальность стала тактикой команды. Когда кто-то из защитников получает шайбу, тройка нападающих тут же бросается в атаку, пролетая среднюю зону за секунды. Защитники должны распасовать шайбу, отдать длинный пас через всю среднюю линию нападающим, которые после этого идут на ворота. Если соперник перехватил длинный пас, он получает возможность для контратаки против двух вынужденных откатываться защитников. Если пас был неточным, получается проброс или шайбу подбирает соперник, и мы возвращаемся на первую точку.

Первую четверть сезона Хабс выигрывали вопреки всему вышеперечисленному, но всему однажды приходит конец. Похоже, что спина верблюда дождалась последней соломинки, и мы готовимся рухнуть в пропасть. Самое болезненное в том, что это далеко не первый раз, когда у команды Террьена возникает подобная ситуация. Вот цитата из статьи, которая недавно попалась мне на глаза. Я не буду просить вас угадать точную дату написания, но попробуйте предположить год.

У Террьена больше нет игроков, подходящих для игры в выгрызание шайбы. У него есть талантливые форварды в топ-6, отличное третье звено и хорошее четвертое. Однако, положение команды в чемпионате не отражает этого. Почему?

Причина в неспособности Террьена адаптировать свою систему под тех игроков, которые у него есть. Его звездные игроки не набирают очки из-за того, что система игры не подходит им. Какое-то время игроки терпят и справляются с этим за счет таланта и силы воли, но всякому терпению приходит конец.

Сейчас в Монреале происходит то, что случилось в Питтсбурге в 2008-ом, а до этого в Монреале же в 2003-ем. Говорят, в одну и ту же воду нельзя войти дважды. Мы наблюдаем попытку номер три.