7 мин.

2 тур. Фиолетовая группа. История. Stigmata - Николай Данковский / Чем занимается сценарист «Легенды №17»?

    

  

   

Создателей фильма «Легенда №17» можно благодарить за разное. Кто-то ощутил гордость за российское кино и за хоккей страны, которой уже нет на карте мира, но которую почти все мы считаем своей родиной.

Кто-то заряжался эмоциями на вечерних кинотеатральных сеансах, аплодируя каждому голу сборной СССР, будто матч суперсерии с Канадой шёл в прямом эфире.

А кто-то впервые в жизни всерьёз заинтересовался хоккеем. Лично знаю одну прекрасную девушку, которая настолько впечатлилась увиденным, что ближайший Чемпионат Мира провела у экрана ноутбука, переживая за команду Билялетдинова.

харламов

Посоветовав «Легенду» своей крёстной, серьёзной тётеньке с двумя высшими образованиями, я не рассчитывал на особенный успех затеи. Но вскоре после окончания вечернего сеанса я, удивляясь и радуясь, слушал по телефону её восторженную речь о том, как же хорош оказался фильм, как она в юности из-за матчей с канадцами ходила в университет невыспавшейся, почему это было так прекрасно, как та страна жила хоккеем и как здорово вновь ощутить это.

Поэтому я благодарен создателям картины ещё и за минуты, когда я услышал голос близкого мне человека таким, каким он был много лет назад - озорным и молодым до всеобъемлющего счастья.

цветы

Эмоциональной наполненности, лёгкости «Легенды», сочетающихся с высочайшим качеством исполнения и идеологической нейтральностью, особенно остро не хватает, когда пытаешься смотреть новое российское кино о спорте.

Говорят, некоторые особо чувствительные барышни плачут после просмотра «Поддубного». Уверен, если их слёзы попробовать, почувствуешь вкус ядрёного русского кваса.

Этот текст - об одном из людей, которому мы должны адресовать свои «спасибо», о сценаристе «Легенды №17» Михаиле Местецком.

Как это было

Кажется, фильм о том, как писалась «Легенда №17», получился бы не менее остросюжетным, чем сам байопик о Харламове. Дуэт Местецкий-Куликов заработал право писать для фильма в тяжёлой борьбе с мастерами сценарного дела. Наши герои были этакими андердогами в группе смерти: за право переписать изначальный, исторически точный в каждой мелочи, но невыносимо скучный сценарий, им пришлось бороться в том числе и со спецами из Голливуда.

А перед этим заинтересовать продюсеров заявкой удалось только благодаря тому, что она не предполагала смерти Харламова в конце фильма. Другие претенденты не устояли перед искушением грустного, но трогательного финала: сборная СССР в память о погибшей легенде выигрывает Кубок Канады-81.

После того, как добро от студии «Тритэ» было получено, сценарий создавался, вновь и вновь переделывался год. Тысячи страниц прочитанных книг, десятки часов просмотра архивного видео и документальных фильмов, обязательный спортзал пару часов в день («нельзя писать о великом спортсмене, если ты сам не получаешь нагрузок, а пролёживаешь бока на диване»), плотная работа с продюсерами и режиссёром.

меньшиков

А итог вы и сами знаете. Сотрудничество режиссёра Лебедева, продюсера Верещагина и сценаристов Местецкого/Куликова привело к появлению одного из самых коммерчески успешных российских фильмов. Одинаково любимого зрителями и кинокритиками.

Серьёзные претензии «Легенде» предъявляет только особая каста правдолюбов, обвиняющая кино в подтасовке исторических фактов. Что ж, Местецкий охотно отвечает на вопросы недовольных:

Зачем украли сцену из фильма «Чудо»? И ещё пять вопросов к сценаристам картины «Легенда №17»

Мой друг, художник и поэт

Местецкий

- Человек с бородой, кто ты без своего сценария? - Музыкант, режиссёр, композитор, поэт

Но «Легенда №17» - это не главное событие взаимоотношений Местецкого и кино, а всего лишь этап на пути к построению собственной режиссёрской карьеры. Ещё до того, как байопик вышел в прокат, Михаил не только писал сценарии к короткометражкам, но и сам их режиссировал.

Пока самая известная его работа - уморительные десять минут, пародирующие штампы псевдонаучных документалок, которые оккупировали ТВ-эфир.

 Обязательно посмотрите, это невероятно смешно. Страница на «Кинопоиске»

За «Ноги-атавизм» Местецкий получил приз на фестивале «Кинотавр». Сейчас он работает над своим первым полнометражным фильмом. Ждём крутое кино.

ещё местецкий

Зачарованный такой киноцентричностью жизни Местецкого, уже не удивляешься, когда узнаёшь, что его музыкальная группа - она называется «Шкловский» - работает на стыке музыки и кинематографа.

Видеоряд как одна из ключевых составляющих песни, актуальный жанр «застольной музыки» (меломаны могут искать переклички с любым коллективом, творящем в жанре - от Кустурицы до Gogol Bordello), лирика, которая задаёт острые вопросы. Первый клип «Шкловского» стал настоящим событием:

А сейчас уже готов первый альбом, не такой драйвовый, как его главный трек, но очень любопытный. За лирику отвечает сам Местецкий, за музыкальное наполнение - вся группа. К слову, почти все участники проекта - с академическим образованием. Выпускники Гнесинки бессовестно и безбашенно отрываются, как какая-нибудь школьная панк-группа - где вы ещё такое увидите и услышите?

Говорящая фамилия

Виктор Шкловский - советский сценарист, киновед, критик, литературовед, не достигший успеха ни в одной из многочисленных сфер своей деятельности. Известная только студентам-филологам, его фигура в равных долях трагична и комична. Группа «Шкловский» названа именно в его честь - Местецкий иронично напоминает себе, что нельзя сильно распылять свой талант. И, конечно же, продолжает заниматься всем на свете и кое-чем сверх того.

Очень хочется верить, что хотя бы у него всё получится.

 

Фотографии из официального сообщества группы Шкловский

счётчик