Финал. Хоккей нового времени. Меняя ментальность
Начать хотелось бы немного издалека, со стороны.
В опросе Фонда общественного мнения (ФОМ) «Кого из российских спортсменов вы назвали бы человеком года?» двукратный олимпийский чемпион Евгений Плющенко набрал больше всего голосов.
Его назвали спортсменом года 5 процентов опрошенных. Фигуристки Юлия Липницкая и Аделина Сотникова набрали по 4 и 2 процента соответственно. У шорт-трекиста Виктора Ана также 2 процента голосов.
По одному проценту набрали биатлонисты Ольга Зайцева и Антон Шипулин, хоккеист Александр Овечкин, футболисты Андрей Аршавин и Игорь Акинфеев, лыжник Александр Легков и легкоатлетка Елена Исинбаева.
При этом 64 процента опрошенных не смогли ответить на вопрос («Затрудняюсь ответить, нет ответа»).
Результаты этого опроса столь же ужасны, как и посещаемость Флориды. Конечно, можно выпячивать губу по отношению к социологическим опросам (мол, а кого из присутствующих здесь спрашивали? Никого? Ну вот и фуфло ваш опрос!). Но, тем не менее, против социологической выборки не попрешь. А она показывает то, что Россия - совсем не спортивная страна и уж тем более не хоккейная
Один Очень Хороший Блоггер Из Челябинска уже поднимал вопрос о хоккейном сообществе пару лет назад. Увы, с тех пор ситуация совсем не изменилась. Хоккейное сообщество и в России, и на данном сайте в частности все больше напоминает посиделки типа Грушинского фестиваля — людей, которые сидят в своем узком кругу, разговаривают о чем-то там своем, никому не интересном за пределами сообщества.
Футбол давно и прочно занял своей увесистой тушей самые сочные места в спортивной прессе и на телевидении, отпихнув парней с клюшками. Более того, ситуация в последние годы еще ухудшилась — прежде безраздельно царствовавший зимой хоккей получил нового зубастого конкурента, поднявшегося буквально за десять лет — биатлон. Рейтинги принадлежат ему, и несчастный зритель уже не денется от еженедельных рассказов о том, ЧТО ЖЕ ПЬЮТ БИАТЛОНИСТЫ СБОРНОЙ ФРАНЦИИ НА ТРАССЕ? СМОТРИТЕ ТОЛЬКО У НАС!!!
Место хоккея телевидением было показано в январе, когда бронзовый матч МЧМ-2014 Россия — Канада (!!!) был потеснен биатлоном, где, если я не ошибаюсь, даже не было наших спортсменок. Сколько бы мы не говорили о «протекционизме» Губерниева, но телевидение показывает то, что дает рейтинг. Хоккей уже не дает такой рейтинг, как биатлон, даже на уровне сборных (!) Пусть и молодежных
По существу, Россия — хоккейная страна две недели в мае. Но даже чемпионаты мира не имеют у нас такой аудитории, что в Финляндии и Словакии- в обеих странах рядовые матчи ЧМ смотрит по миллиону человек. Это при населении стран в 5 миллионов. Когда у нас не финальный матч ЧМ будет смотреть 29 миллионов человек — это еще вопрос.
Окей. Это были несколько абзацев сплошного нытья о том, как у нас все плохо. К этому времени оно уже должно надоесть читателю. Поэтому перейдем к причинам того, почему все у нас такое, как оно есть.
На самом деле когда автор слышит слово «совок», он готов схватиться за пистолет. Но иначе эту ситуацию не назовешь. Нравственная установка о превосходстве сборной над всем прочим появилась именно в советское время, что принижало и ценность внутреннего первенства, на котором, как теперь выяснили статистики, далеко не собирались полные арены. Да и само первенство из-за безоговорочного преимущества ЦСКА над всеми прочими как-то теряло в зрелищности, мягко говоря
Хорошо ли или плохо то, что интересы сборной так довлеют над всем внутренним хоккеем — вопрос другой. Но тем не менее, хоккей в общественном сознании начинал тихонько перетекать куда-то в категорию небожителей. В советское время спасала массовость — коробки во дворах, Золотая шайба, доступность секций, поэтому интерес к игре помимо международных турниров сохранялся.
Потом наступили «лихие девяностые», когда большинству было как-то не до хоккея, и сытые нулевые, когда выяснилось, что мир стал достаточно интересен, чтобы на хоккей не ходить. После провала на ЧМ-2000 федеральное телевидение аж до 2008 не показало ни одной игры даже на чемпионатах мира (ТВЦ и «Спорт» не в счет). Массовый хоккей выпал из общественного сознания и занял в умах место где-то рядом с проблемами овцеводства в Карачаево-Черкессии. Только никуда не исчезнувшая советская установка и подогреваемые государственным телевидением патриотические настроения оставили место в умах чемпионату мира и Кубку Первого канала — но скорее как очередному поводу подогреть любовь к Отечеству успехами на площадке, но не как к игре
Что делать? Как поменять общественную ментальность? Есть два пути: путь сверху и путь снизу. Первый путь с успехом использовали белорусы — президент встал на коньки и приказал построить везде ледовые дворцы. Немного топорный метод, но в результате минское Динамо — самая популярная команда лиги, белорусы захватывают первые позиции в голосовании к Матчу Звезд, а ЧМ-2014 бьет рекорды посещаемости
У нас тоже пытаются использовать «передовые зарубежные разработки», и Путин тоже встал на коньки. Люди, приближенные к президенту, контролируют топовые клубы лиги, а теперь и ФХР. Тем не менее, в наших масштабах это не срабатывает, да и вряд ли сработает. В наших условиях надо идти снизу.
Чтобы в каждом дворе была коробка, и кумирами пацанов были не чертовы рэперы, а парни из городского хоккейного клуба.
Чтобы отделы рекламы на местах не спали, а ежечасно напоминали горожанам, что у нас есть классный хоккейный клуб.
Чтобы бизнесмены были мотивированы вкладывать деньги в наши хоккейные клубы, а не в очередную яхту
Все это звучит очень декларативно, но поверьте, все это абсолютно реально. Все решает только хороший пиар. Пиар — то, чего у нашего хоккея просто нет. А хоккей должен стать повседневностью. Люди должны знать, что игроки — не какие-нибудь зажравшиеся миллионеры, а такие же ребята из их двора. Нужны открытые тренировки, регулярные показы матчей, рекламные акции.
Хоккей нового времени — это хоккей для всех и каждого, часть национального менталитета.
Спасибо организаторам, жюри и соперникам за прекрасно проведенные полтора месяца
UPD: Хоккейные войны-8 только на НТВ!
UPD: А ведь в анонсе даже висит фотка из ЛДС Сибирь! (не попытка подмазывания, просто так вышло"
Понятно, что повторить не выйдет - хотя бы потому, что даже в госпакете ЦТВ уже не 3 канала, а 20. Но "Первый" и "Р-1" - это все равно столпы.
И второе. Как можно повлиять на появление таких школ?
UPD: Будем надеяться. Очень интересная комбинация с этим Чернышенко...
Как сделать это массовым?
Хотя бы с чего начать?
Детский хоккей дорогой вид спорта. Кто хотя бы оплатит амуницию?
1. Массовый хоккей. Тут ничего не попишешь, если нет массового детского, подросткового, студенческого хоккея, ничего не получится.
2. Повышение уровня жизни обычных людей. Это значит, что они смогут больше платить за билеты на хоккей. Смогут купить детишкам экипировку, оплатить тренерам за работу.
3. Строительство больших арен.
4. Превращение хоккея в шоу, а не в унылое зрелище с желтым льдом и мутной картинкой.
5. Наконец, выход хоккейных клубов хотя бы в самоокупаемость. Но это, при нынешних условиях, не очень скоро будет, мягко говоря.
Вообще финал крутой.
Единственное, что было лишним в этой статье - это про Флориду и ее посещаемость. )
http://www.sports.ru/tribuna/blogs/about_nhl/584151.html
В России вся инициатива исторически идет сверху, так что влиять видимо будет "сборная ротенбергов")