11 мин.

Ноябрьские игры Канадиенс. Часть первая

За то время, что у меня не было возможности писать, прошло много игр и произошло много событий, вместить которые в одну статью просто невозможно, да и, наверное, не нужно. Поэтому, во-первых, этот обзор будет разбит на две части, а, во-вторых, будет носить более аналитический характер. Посмотрим, что из этого получится.

Во время каждого турне по западной Канаде я отмечаю поразительный для себя факт - болельщиков Монреаля на трибунах обычно не меньше, чем фанатов родной команды. Я привык наблюдать подобное во Флориде или даже Баффало (запасном домашнем стадионе Торонто), но когда трибуны в Эдмонтоне или Ванкувере скандируют ‘go, habs, go!’ громче, чем аналогичные призывы к хозяевам, я на миг забываю, что мы не дома. Возможно, причина в том, что Канадиенс остаются самой успешной канадской командой лиги, даже несмотря на 20 лет без побед. Возможно, причина в чем-то другом (например, Ванкувер совершенно спокойно можно считать вторым домом Хабс, учитывая, сколько у нас игроков из Колумбии), но для меня причина не так важна, сколько само удовольствие видеть красные джерси среди синих или желтых трибун.

Под эту неожиданно домашнюю поддержку, Хабс начали игру с Ванкувером в том же стиле, в котором провели обе игры с Кэнакс в прошлом сезоне - позволяя сопернику переигрывать себя на всех отрезках игры, но надеясь в итоге выиграть матч. Однако на этот раз Ларс Эллер не смог “забить” гол, сидя на скамейке, и к середине третьего периода хозяева вели в счете с двумя шайбами против нуля у Монреаля.

Продолжая тренд отвратительного судейства, первый гол Ванкувера был забит с нарушением правил. Алекс Берроуз ударил Алексея Емелина локтем в голову прямо на глазах линейного арбитра, после чего Ник Бонино подхватывает шайбу, распасовывает ее с Дереком Дорсеттом и отправляет в пустой угол.

Согласно правилам, если лайнсмен видит пропущенное судьей нарушение, сразу после которого был забит гол, он должен сообщить судье о нарушении, после чего гол отменяется. В этот раз ничего подобного не произошло и гол засчитали, хотя Берроуз в итоге получил трехматчевую дисквалификацию за грубый хит. Емелин, похоже, не был сильно травмирован, так как вскоре вернулся на лед, но после того эпизода назвать его игру иначе как ужасной нельзя. Возможно, врачам команды не стоило так быстро отпускать Алексея, нужно было дать ему время прийти в себя.

Второй гол Кэнакс был забит чисто, и это была одна из немногих шайб полностью на совести Кэри Прайса, который не смог остановить кистевой бросок Брэда Ричардса.

На этом исход матча можно было считать решенным, если бы Алекс Гальченюк в очередной, 729-ый раз по ходу этого сезона, не удивил своим талантом. На 13-ой минуте третьего периода Алекс мастерски перенаправил бросок Пи Кей Суббана в ворота и сократил преимущество Ванкувера вдвое.

 

В этот момент я почувствовал себя, простите, фанатом Бостона. В хорошем смысле. Если такое возможно. В этом сезоне Канадиенс отыгрывались также часто, как было с Бруинз в прошлом сезоне, когда они с легкостью забивали две или три шайбы за период и вырывали победу. Поэтому, едва почувствовав камбэк, я был уверен в том, что команда своего не упустит. Мои ожидания оправдались тремя минутами после гола Гальченюка, когда Дэйл Уиз точным пасом отправил шайбу Максу Пачиоретти, и тот уже не промахнулся.

К сожалению, полноценного камбека не случилось. В середине овертайма Том Гилберт был удален за нарушение на Александре Эдлере (хотя минутой спустя за аналогичное нарушение на Томаше Плеканеце никто удален не был), и Канадиенс остались втроем. Убив большую часть штрафа, Хабс пропустили контратаку Ванкувера, и Даниэль Седин красивым наскоком забил победный гол.

На этом завершилось выездное турне Монреаля по западной Канаде, в котором Хабс получили три очка из шести возможных. Это несколько ниже ожиданий (мы должны были брать как минимум 4 из 6), но очень неплохо, учитывая, какую игру демонстрировала команда.

Лучшим игроком матча был, без сомнения, Гальченюк, который продолжает показывать все те качества, которые ждут от будущего центра первого звена. Это касается не только атакующих характеристик - мастерство Алекса в этом аспекте было очевидно с самого начала - но и остальной игры. Гальченюк возглавляет команду по числу хитов, он играет во всех трех зонах с равной самоотдачей, обрывая начинающиеся атаки противника, и борется за шайбу до последнего момента. Если Алекс продолжит играть в так, то ничто в этом мире не сможет отлучить его от звена с Пачиоретти.

Остальные игроки провели этот выезд очень неровно, как и вся команда, поэтому хотелось поскорее перевернуть страницу и начать практически непрерывную серию домашних игр. В ноябре Канадиенс ждали 14 игр в Белл-центре, а также очень сумрачные перспективы.

Мишель Террьен снова обратился к своей волшебной шляпе, из которой он тянет комбинации игроков для звеньев, результатом чего стала тройка Пачиоретти-Деарнэ-Уиз. Я не могу представить, в каком измененном состоянии нужно находиться, чтобы решить поставить игрока четвертой линии в первую, даже если этот игрок случайно отдал счастливый пас лучшему снайперу твоей команды. Тем не менее, на протяжении трех игр “первое” звено команды выглядело именно так, что, фактически означало, что у нас больше нет первого звена.

Это не новая тенденция, Террьен всегда менял звенья, особенно когда команда начинала проигрывать, но изменения в расположении игроков давно перестали походить на аккуратные эксперименты или хирургическое вмешательство, а напоминают панику человека, который кидает все подряд в разгорающееся пламя в надежде, что огонь как-то потухнет. Результат подобных действий предсказуем и неизменен, что произошло и на этот раз - и без того забуксовавшая связка Пачиоретти-Деарнэ просто остановилась.

Эта пилюля была подслащена тем, что Ларс Эллер перешел на фланг к Плеканецу, поменявшись местами с Гальченюком. Я не знаю, что именно двигало Террьеном - желание увидеть Ларса с нормальными хоккеистами, дать возможность Алексу поиграть в центре или веление волшебной шляпы (я склоняюсь к последнему варианту), но результат в очередной раз доказал, что Эллер один из самых недооцененных игроков команды, который постоянно страдает от этого.

Ларс провел на льду против Флеймз 11 минут, и за это время по воротам Прайса было нанесено два броска, а сам Эллер забил гол. При том, что Канадиенс были ужасны, а Ларс играл меньше чем Уиз.

У Деарнэ за аналогичное количество игр всего на одно очко больше в равных составах, при том, что Деарнэ играет с лучшими вингерами и получает больше стартов в зоне противника, чем Эллер. Иными словами, проблемы Ларса - лишь зеркало общим проблем команды, отягощенное тем, что он вынужден играть с игроками вроде Борка. Стоит дать Эллеру возможность играть, как он становится не хуже команды в целом, а местами значительно лучше. И это единственное позитивное, что я могу сказать о игре с Калгари. Все остальное было кошмаром.

Проще всего описать игру против Флеймз словами Плеканеца о следующей игре против Чикаго: “на льду была всего одна команда”. Более точного описания матча придумать нельзя.

Конечно, у всех команд случаются плохие игры, а иногда даже откровенно ужасные игры. Но когда на фоне слабой игры команда, играя против Калгари, владеет шайбой только треть игрового времени, это перестает напоминать случайность и становится тревожным знаком. Суббан предложил оставить эту игру в прошлом и готовиться к следующей, но поскольку я уже знаю результат следующей игры, то поступить так не могу. Так что сейчас будет довольно пространный текст, посвященный команде в целом, нежели двум домашним играм Канадиенс, в которых команду перестреляли со счетом 2-11.

Подпись: "начинай паниковать"

За последние два года Монреаль практически полностью изменился. Сменилось руководство, сменился тренер, сменились игроки и сам подход к подбору игроков. Конечно, ростер не обновился целиком, и если сравнить состав 2014 и 2010, найдется много совпадений, но будет достаточно новых имен, да и немногие из ветеранов продолжают играть на своих старых позициях. Поэтому можно и нужно судить только этот, новый Монреаль, который показывает очень противоречивые результаты. Укороченный локаутный сезон был выдающимся. Команда сделала рывок вперед, вышла в плей-офф, где проиграла только из-за травм и стечения обстоятельств, начала следующий сезон с такой же высокой планки, а затем резко ухнула вниз. По странной, невероятной случайности, точка отсчета падения совпадает с моментом выхода на лед защитника Дагласа Мюррея. Вряд ли в этом есть какая-то закономерность, но назовем этот момент “точкой Мюррея”. От этой точки результаты команды пошли вниз. Команда побеждала и проигрывала, но раз за разом победы становились все более и более блеклыми, неуверенными, а поражения все более и более обидными. Монреаль мог забить три шайбы за первый период, а потом во втором пропустить столько же за минуту, как было в новогодней игре с Каролиной и еще несколько раз. Все чаще победы становились результатом героизма отдельных игроков (читай “Кэри Прайса”), а не командных усилий или тактики. На это было больно смотреть, а сейчас об этом больно вспоминать.

Если начать искать очевидную причину этих результатов, она быстро находится в составе команды. В прошлом сезоне Канадиенс были отягощены Мюрреем; стареющими Франсисом Буйоном и Брайаном Джионтой; Джорджем Парросом. Последний, например, собственноручно проиграл выездную игру Миннесоте в прошлом сезоне, когда за две минуты, что он был на льду, Вайлд забили три шайбы. Во многом, Хабс побеждали не благодаря, а вопреки, что показывает успех в плей-офф, где команда вынуждена была избавиться от всех якорей, чтобы пройти Бостон.

Генеральный менеджер Марк Бержевен понимает все это не хуже меня, поэтому в межсезонье команда избавилась от проблемных игроков, заменив их молодыми, талантливыми хоккеистами. Под большим вопросом оставался Емелин, но Алексей играет нормально, чего более чем достаточно в паре с Суббаном. Все остальные позиции стали моложе, быстрее, талантливее. У Канадиенс просто-напросто больше нет оправданий для посредственности. И вместе с тем, в этом сезоне, несмотря на феноменальный старт, команда прочно сидит в отрицательной разнице пропущенных и забитых шайб, тогда как в прошлом сезоне к этому моменту у Хабс было +20. А если учесть, что четыре победы Канадиенс одержаны по буллитам, то 10-4-1 легко могли бы быть 6-4-5, и Монреаль даже не попадал бы в плей-офф. И все это при том, что ворота защищает Прайс, способный на подобные трюки:

Куда стоит смотреть, если с составом полный порядок, но команда продолжает проигрывать? В таких случаях все внимание само собой оказывается на тренерской скамейке и, в случае Монреаля, на фигуре Мишеля Террьена. О том, какой он тренер, было сказано много, и хорошего, и плохого. От меня можно, в основном, услышать плохое, но я не отношу себя к ненавистникам Террьена. Сложно представить, но я не испытываю никакого удовольствия от постоянной критики тренера своей команды. И больше всего я бы хотел, чтобы Террьен смог вернуться к уровню 63 первых игр своего второго срока с Канадиенс. Но, к сожалению, пока что ситуация выглядит так, будто Мишель окончательно потерял команду.

Помимо упомянутого выше соотношения побед и поражений, стоит упомянуть, что из 15 игр Канадиенс пропустили первыми 11 раз, шесть раз отставали от соперника на две и больше шайбы и не вели в счете в течение пяти полных игр. Хабс худшие в лиге по игру в большинстве - дальше только Миннесота и Баффало, меньшинство не отличается сверхнадежностью и, ко всему прочему, Дейл Уиз играет в первом звене. Встречайте новых контендеров!

Сам Террьен считает себя больше мотиватором, нежели тактиком, но команда, которая хронически пропускает первой, проваливает целые периоды и не может играть дисциплинированно, даже если от этого будут зависеть жизни игроков, не выглядит мотивированной. Канадиенс выглядят дезориентированными, не понимающими, куда им бежать и что делать. Это очень плохая ситуация, потому что Канадиенс просто не могут играть настолько плохо, чтобы менеджмент команды начал принимать меры. Прайс продолжит тащить матчи, у Пачиоретти случится стрейк на 12 голов в 11 играх, Суббан будет Суббаном, и в итоге Хабс вползут в плей-офф, где проиграют в полуфинале или даже раньше, после чего команда уйдет на новый год, так и не изменив ничего.

Команда уже прошла через это в декабре-январе прошлого года. То же самое повторяется и сейчас, с одной разницей: все стали на год старше. Сколько еще лет Андрей Марков сможет играть на нынешнем уровне, проводя по 25 минут на льду? Сколько лет Плеканец сможет забивать по 20 голов за сезон? Куда уходят лучшие годы Пачиоретти, Суббана и Прайса? Эти парни могут выиграть кубок. Могли выиграть его в прошлом году, могут выиграть его в том и, наверное, смогут в следующем. Дальше - неизвестно. И если из-за глупого упорства тренера и неспособности перестроиться под современный хоккей Марков завершит карьеру без кубка, я этого команде простить не смогу.