1 тур. Зеленая группа. История. Like a G6 - M_M_Utikeev/ Вячеслав Махренский: «Агент - не воспитатель, а защитник»
Эпизод первый
Время действия – 1999 год. Место действия – кабинет директора Кондопожского целлюлозно-бумажного комбината (ЦБК)
Действующие лица:
Вячеслав Махренский – менеджер хоккейной команды «Русшина-Карелия», выступавшей во второй лиге Чемпионата России (Зона Северо-Запад)
Иван Гурицану — владелец хоккейной команды «Русшина-Карелия»
Виталий Федермессер – директор Кондопожского ЦБК, единственный в Карелии миллиардер, по сути дела, «хозяин» (в хорошем смысле этого слова) города Кондопога, в котором находится единственный в Карелии Ледовый дворец спорта.
ИГ: Виталий Александрович, команда хочет тренироваться и проводить домашние матчи в вашем Ледовом дворце.
ВФ: Боюсь, не получится. Время у нас все расписано – свободного нет.
ВМ: А если команду будет тренировать Евгений Мишаков - двухкратный олимпийский чемпион, четырехкратный чемпион мира…
ВФ: Что-то не верится...
ВМ: Так сейчас позвоню ему.
Вячеслав набирает московский номер Мишакова (предварительной договоренности о звонке не было): «Митрич, приедете в Карелию тренировать нашу команду?» На том конце: «Когда выезжать?» Вячеслав передает телефонную трубку Федермессеру, тот слушает, кивает…
ВФ (по внутренней связи): Директора Ледового – ко мне!
Через некоторое время входит директор.
ВФ: Ираида Леонидовна, этим ребятам дайте льда, сколько попросят.
На фото - Евгений Мишаков в раздевалке команды "Русшина-Карелия"
Эпизод второй
Время действия – апрель 2013 года.
Действующие лица:
Вячеслав Махренский – известный российский хоккейный агент
Максимилиан Утикеев - автор этого поста
Звонит мобильный, номер неизвестный.
ВМ: Максим?
МУ: Да…
ВМ: Мы лично незнакомы. Это Слава Махренский. Я знаю, что ты сможешь помочь. У вас ведь только начался прокат «Легенды №17». Я готов привезти в Петрозаводск Сашу Харламова, надо будет решить некоторые оргвопросы, так как сам пока приехать не могу.
МУ: Надо попробовать.
ВМ: Значит получится…
Через 10 дней после российской премьеры «Легенда №17» в Карелию приехал сын легендарного Харламова, он же консультант и продюсер фильма. Александр Харламов за день провел открытую тренировку с юными хоккеистами (на фото внизу), представил фильм и дал интервью автору «Блога регионального журналиста»
Эпизод третий
Время действия – 31 октября 2013 года. Раннее утро.
Действующие лица:
Вячеслав Махренский – агент Семена Варламова
Семен Варламов – вратарь «Колорадо Эвеланш», арестованный в Денвере по обвинению в «похищении второй степени 4-го класса, и в нападении третьей степени 1-го класса»
У Вячеслава звонит мобильник, определитель высвечивает американский номер Семена Варламова.
ВМ: Семен! Я уже в курсе... Спокойно, ничего страшного не случилось - все будет хорошо.
20 декабря 2013 года суд Денвера снял все обвинения против Варламова по инициативе прокуратуры
В этих трех эпизодах весь Слава Махренский. Весной ему стукнул полтинник, но называть его Вячеслав Борисович язык не поворачивается. Вот, что делает с людьми хоккей и рок-музыка. Хоккеем, правда, как игрок Слава серьезно не занимался, в отличии от рока. За плечами у него игра в группе «Земляне», нынче он тоже изредка берет в руки гитару дабы присоединиться к петрозаводской рок-группе «16 тонн». Вот и сейчас именно поэтому он в Петрозаводске – готовится к совместному выступлению «тонн» и «Арии», причем на равных условиях – по минимум часу сольного выступления на каждую группу.
Хоккей вошел в жизнь Махренского в самом конце 90-х, когда он вновь после окончания музыкальной карьеры в «Землянах» (на фото - Махренский крайний справа) вернулся на историческую родину. Пригласили друзья «побегать по вечерам» на одной из дворовых ледовых коробок в Петрозаводске. Друзья – это хоккеисты петрозаводской команды «Пульс», которая когда-то в начале-середине 90-х выступала на уровне зональных российских турниров, а потом и исчезла вместе с этими турнирами. А игроки то были в самом соку хоккейном – 25-30 лет. Вот и решил Слава попробовать воссоздать команду: обратился за финансовой поддержкой к местному предпринимателю Ивану Андреевичу Гурицану. И вскоре на деньги Гурицану новая команда отправилась в Мурманск на «Праздник Севера» проверять свою конкурентноспособность…
- А на обратном пути в автобусе родилась идея. Команда есть, надо под нее турнир сделать. Поехал я в Питер к Леониду Владимировичу Михно, руководителю Федерации хоккея Северо-Запада. Вернулся с его решением, что первенству Северо-Запада России быть. Первый сезон мы играли в Петрозаводске под открытым небом на коробке, которую опять-таки благодаря финансовой поддержке Гурицану, сами же и построили, практически силами хоккеистов. А перед вторым сезоном мы с владельцем команды отправились к директору кондопожского ЦБК.
В 2003-м «Русшина-Карелия» победоносно прошла турнир, став чемпионом Северо-Запада, потерпев по ходу сезона лишь 1 поражение. Команда переросла уровень регионального чемпионата и нуждалась в шаге наверх. Но, как это часто бывало в Карелии со многими видами спорта, на взлете необходимой поддержки для команды не нашлось.
- Оставаться на том же уровне и без развития я не могу, поэтому рванул в Москву к Митричу (Евгению Мишакову). Второй раз я, по сути дела, сбежал от рутинного засасывания: от игры в петрозаводских ресторанах к «Землянам», от хоккея любительского к профессиональному.
Год понадобился Вячеславу, чтобы освоиться на рынке хоккейных агентов. В 2006-м он открыл свою фирму. Умение вести переговоры с нужными людьми, нежелание сидеть на месте, неуемная энергия и холодная голова – вот составляющие его работы. Как показатели, клиенты Махренского – Семен Варламов, Сергей Бобровский, Михаил Анисин, Виталий Коваль, Олег Яшин, Виктор Козлов, Евгений Скачков…
- Когда случилась последняя история с Войновым, тут же мне стали названивать журналисты для комментариев. Ну я свое мнение высказал, но в ходе перепечаток первоисточника я из агента Варламова (типа «эксперта по таким случаям») превратился уже в агента Войнова. Так что прошу не путать — у Славы другой агент, а мне лишь иногда везет на такие случаи.
Ну а если серьезно, то наставлять и воспитывать – это то, чем агент заниматься не должен. Во-первых, и так «воспитателей» хватает – от болельщиков до прессы, а во-вторых, любой хоккеист складывается из двух составляющих – умение «пахать» и то, что заложила в детстве семья. Препятствий в жизни – выше крыши, но если ты увлечен своим делом, то это выведет тебя на нужный путь.
- Михаила Анисина вывело уже?
- У Миши будет все нормально. Все его конфликты в прошлом, и я связываю их с эдаким юношеским максимализмом. У него просто обостренное чувство справедливости. В этом и должен быть талант тренера и руководителя клуба – знать подходы к каждому игроку, а не так, как у нас часто бывает, - всех под одну гребенку.
- У тебя ведь кроме хоккеистов, и тренеры были в подопечных. Они тоже нуждаются в агентах?
- Да, был агентом у Андрея Хомутова, трехкратного олимпийского чемпиона. Он четыре года работал в России: тренировал команды КХЛ. Сейчас вернулся в Швейцарии, к более спокойной работе с детскими командами. Тренерам тоже нужна юридическая защита, их ведь уволить можно гораздо легче, чем игроков. Вот только год назад в КХЛ наконец-то появились тренерские контракты, защищенные компенсацией в случае досрочного увольнения наставника команды.
- Хоккейный рынок – честный рынок?
- Абсолютно. Здесь нет и никогда не было криминала. Так уж сложилось, что в отличии от футбола, хоккей все-таки в нашей стране был спорт, которому покровительствовали властьпридержащие и, что, наверное, и определяющий фактор, силовые структуры – МВД и армия.
С другой стороны, сейчас в рыночных условиях это накладывает свой отпечаток. За океаном любая хоккейная команда – это бизнес, это, говоря простыми словами, некий ларек, который должен давать прибыль. И на это все там заточено – привлечение зрителя, баланс и потолки зарплат, продажа атрибутики. У нас есть клубы, где прибыль никому особо не нужна, а нужен имидж и результат - «Газпрому», РЖД и аналогичным структурам.
- Аппетиты не только у структур растут, но и у игроков. Я имею в виду больше, конечно, футболистов. Историю с Дзюбой слышал?
- Детали, естественно, мне не очень известны, но если бы такое случилось в хоккее, я точно был бы уверен, что агент знает, что делает. Любой игрок, его талант, игровые качества имеют свою цену. Навряд ли агент будет просить за своего подопечного какую-то нереальную зарплату без альтернативного варианта. Блеф здесь неуместен: есть оценка игрока, есть чувство, когда надо пойти на уступки, когда стоит занять жесткую позицию. Уверен, что без большого футбола Дзюба не останется. Хотя в Европе, конечно, ему такие деньги, которые просит агент, никто платить не будет – в этом я тоже уверен. Значит, есть альтернатива «Спартаку» в России.
Любой игрок оценивается нами, агентами, как произведение художника. В этом мы, поверьте, разбираемся. Все-таки профессиональный спортсмен – произведение штучное, а учитывая, что век спортивный недолог, его надо ценить по достоинству. Хотя, соглашусь, деньги людей портят…
- Чего не хватает нашему хоккею?
- Внимания к детскому хоккею. Мое мнение, что Федерация должна, в первую очередь, заниматься детскими спортшколами на местах, и не только в тех городах, где есть монстры российского хоккея. Должна быть пирамида, в основе которой массовость, а вершина - те самые бриллианты, доведенные до совершенства. Посмотрите заокеанский вариант – юниорские лиги Квебека, Онтарио… Да там такое количество игроков, которое нам и не снилось.
Верхушку мы создали в виде КХЛ, и такая лига должна быть. Это вершина, к которой дети должны стремиться, но создать условия для тех, кто будет туда стремиться – вот первостепенная задача ФХР.
Времени на разговор нам, как всегда, не хватило… Славе было пора на репетицию. Предстоящий в начале декабря концерт «16 тонн» и «Арии» для Карелии – это некий аналог хоккейного Матча звезд, а рок-публика, равно как и хоккейная, требует от исполнителей полной отдачи. А для этого надо пахать и пахать – на тренировках и репетициях.
И бонусом кавер "Nazareth" от группы "16 тонн". Гитара - Вячеслав Махренский.
Чуть поострее - и быть бы этому интервью на главной:)