5 мин.

Корсика. История названия самого популярного хоккейного статистического показателя

Сначала немного рекламы: моя новая книга «Хоккейная кухня» выходит 14 октября.

Я буквально уже не могу ждать, когда она выйдет, потому, что чувствую необходимость поделиться одной из историй, написанных в книге прямо сейчас, за считанные дни до начала сезона НХЛ.

Книга – это сборник историй о людях из мира хоккея. Известные функционеры делятся об опыте близкой катастрофы в клубе; тафгай рассказывает, что по-настоящему такое наносить и принимать удар; звезда лиги рассуждает о сути заброшенных шайб; феноменально талантливый молодой игрок и его семья объясняет, как оказаться на виду хоккейного мира в Канаде. А также несколько историй о жизненных дорогах, изобилующих такими темами, как жизнь, смерть, семья, щедрость. Темами, которые затмевают спорт.

Впрочем, глава 4 озаглавлена "#модныештучки", и в ней рассказывается то, чем мне не терпится поделиться с апреля. Я изнывал от невозможности рассказать эту забавную историю, особенно на фоне повышенного интереса к продвинутой статистике.

В общем смысле, глава – устная история развития статистического движения. В процессе написания этой главы я сделал то, что до меня никто не делал – взял интервью у загадочного Вика Феррари, чей сайт «Irreverent Oiler Fans» в 2006-08 годах стал колыбелью цивилизации статистики, местом рождения показателей Корси, Фенвик и PDO. 29 апреля с провел с Виком 35-минутный телефонный разговор, и это было бы крутым сюрпризом в вышедшей книге, если бы мой коллега и друг Эллиотт Фридман не сделал бы то же самое в августе и не написал бы об этом на сайте CBC шестого августа.

С тех пор многие взяли интервью у Вика. Его настоящее имя Тим Барнс, он финансовый аналитик, ныне живущий в Чикаго.

К счастью для меня и моей книги, Вик – или Тим, называйте его как вам больше нравится – не рассказал в августе того, что он поведал мне в апреле, а именно подлинную историю того, как Корси обрел свое название.

Эти пять букв стали самыми обсуждаемыми в хоккейном мире за последний год. Думаю, теперь, более менее все знают, что это за показатель – сумма всех бросков команды, сравнимаемая с такой же суммой команды соперника и выраженная в процентах. Доказано, что Корси отлично отражает командное владение шайбой, но существуют споры насчет значимости этих цифр.

Также более менее все из мира продвинутой статистики точно знают, каким образом этот показатель был назван. Согласно легенде, Вик Феррари услышал, как тренер вратарей Баффало Джим Корси рассуждает о измерении объема вратарской работы с помощью не только бросков в створ, но также и бросков в сторону ворот и заблокированных бросков, затем Феррари удалился в свою эдмонтонскую берлогу, собрал цифры, добавил немного магической пыли, бух, и родился показатель Корси, названный в честь тренера и бывшего учителя математики. 

Неа.

Феррари рассказал мне, что по радио он услышал не Джима Корси, а Дарси Регира, тогдашнего генерального менеджера Баффало. По сути, на тот момент, Феррари даже не знал о существовании Джима Корси. Далее слова Вика:

«Я хотел назвать этот показатель "Регир". Но это не звучало, это было неверно. Затем я хотел назвать его "Рафф" (в честь главного тренера Баффало, Линди Раффа), но это, очевидно, звучало ужасно. Тогда я зашел на сайт клуба и увидел там фотографию некоего Джима Корси, и его фамилия отлично подошла. И я стал говорить людям, что услышал тогда слова Корси, а не Регира. Вот так вот».

Постойте. Феррари сказал, что Корси стал Корси потому, что ему понравилась фотография Джима Корси, его усы, а также звучание его фамилии?

Верно, так он и сказал.

«Я всегда готовился к тому, что, если этот показатель станет широкоизвестным, когда-нибудь ко мне подойдет Джим и спросит: "Эй, ребята, о чем это вы разговариваете и почему вы используете мое имя?". Я решил для себя, что в таком случае принесу извинения и продолжу жить дальше. И я был очень удивлен несколько лет назад, когда я прочитал в USA Today слова Корси о том, как во время отпуска в Альпах на него снизошло озарение насчет нового способа измерения бросков по воротам, и подумал "б*я, да это на меня снизошло озарение, когда я увидел на сайте фотографию твоих усов!"».

Хорошая история становится еще лучше, а?

Феррари не имел тогда понятия, как и во время нашей апрельской беседы (пока я не сказал ему), что персональной обязанностью Джима Корси в Баффало была измерение объема работы вратарей.

«Нет, я не знал. Мне просто приглянулись его усы».

Серьезно. С таким не шутят.

Когда я пересказал эту историю Дарси Региру, который теперь работает помощником генерального менеджера в Аризоне, я испугался, что он уедет в кювет, так сильно он смеялся.

«Я всегда подшучивал над тем, что Джим провозгласил себя этаким покровителем всех вратарей. Он всегда был в поиске статистики, которая даст его вратарям преимущество. В том числе и суммирование всех бросков соперника. За все время нашего знакомства, он не пытался извлечь выгоды из этого нововведения. Он был заинтересован только в помощи своим подопечным. Могу вас заверить, если я говорил об этих вещах на радио, то это потому, что Джим мне про это прожужжал все уши».

Эта история вызвала еще больший смех у самого Джима Корси, когда он ее услышал.

«Вы серьезно? Очень интересно, что все это всплыло только сейчас, после стольких лет. Вы правда разговаривали с Виком? Потрясающе. Я всегда говорил, что я польщен, что этот показатель назван моим именем, но для меня было загадкой, как и почему это произошло».

Как сказал Регир, и подтвердил Корси, одаренный тренер вратарей никогда не пытался стяжать славу за показатель, разработанный Феррари. Он просто думал немного шире во время своей работы с вратарями, другими тренерами и менеджментом клуба.

«Вот почему мы с Дарси так долго работали вместе», говорит Корси, который проведет первый сезон в статусе тренера вратарей Сент-Луиса после долгого периода в Баффало. «У Дарси, как и у меня, аналитический склад ума. Так что, может быть, когда Вик называл свой показатель, сыграла роль его интуиция? Забавно было узнать всю историю, и невероятно, что Феррари не знал о том, чем я занимаюсь в Баффало. Кто бы мог представить такое?».

Оригинал