12 мин.

«Трактор»: переходный сезон на пороге капремонта

В Континентальной хоккейной лиге стартовал новый, седьмой по счету сезон. Сегодня в Нижнекамске свой первый матч проведет и челябинский «Трактор». Чего болельщикам ждать от команды в ближайшие восемь месяцев – в материале slo-vo.ru.

 

Смена власти

Главная перемена в «Тракторе» носит не совсем спортивный характер. Впрочем, вы всерьез считаете что спорт - вне политики? В Челябинской области обновился губернатор – фанатика хоккея Михаила Юревича, не жалевшего для команды ресурсов, сменил Борис Дубровский, человек несколько другой закалки и жизненного опыта. 

Практически полностью поменялась и структура клубного руководства. Вместо единственного и неповторимого Гендиректора, формально отвечавшего, по сути, за все – от подбора игроков до наличия полотенец в раздевалках (и отчитывавшимся только перед губернатором лично), теперь клубом руководит целая система, в том числе сдержек и противовесов. 

Исполнительным директором, в чью зону ответственности входит техническое обеспечение и работа с финансами, стал Денис Телих. Экс-гендиректор «Трактора» Владимир Кречин остался на посту вице-президента, и на пару с генменеджером Евгением Губаревым отвечает за селекцию.

 

Реальным же первым лицом клуба де-факто стал его куратор в областной власти – руководитель администрации губернатора Иван Сеничев, который по факту и отвечает перед главой региона (ставшим президентом клуба), а в теории - и перед болельщиками - за состояние дел во всей системе челябинского профессионального хоккея.

Плюс в клубе был проведет аудит, сменился главный бухгалтер, и весь тренерский штаб главной команды.

Понятно, что властно-кадровая пересменка, к тому же проводимая не в самое удобное время, наложила определенный отпечаток на то, что сейчас происходит в клубе. Людям надо притереться друг к другу, разобраться в делах и первые месяцы – явно не для выстраивания долгосрочных планов и стратегий. К тому же довольно долго было не совсем понятно, на какой бюджет может рассчитывать «Трактор» в наступающем сезоне.

Селекция

Ее, по сути, практически не было. «Трактор» покинули всего четыре игрока – Евгений Кузнецов, Петри Контиола, Дмитрий Рябыкин и Йэн Уайт. Из них серьезными потерями нужно считать пару форвардов, которые реально делали погоду в нападении. Рябыкин же, увы, сдал под давлением возраста, а Уайт – кто-то про него ещё помнит?

Что же касается пополнения, то «чистых» новичков в команде всего трое. Это Мартин Ружичка, Кайл Уилсон и Виталий Атюшов. Толковый форвард Ружичка, видимо, призван заменить Кузнецова в роли одной из первых скрипок атаки, Уилсон взят вместо Контиолы (пусть и пришлось это делать в авральном порядке), а Атюшов, вероятно, брался на роль «Рябыкин минус четыре года», и не только как игрок, но и как «лидер в раздевалке».

Остальные приобретения «черно-белых» - знакомые все лица. Вернулись в команду после недолгого отсутствия Дерон Куинт и Дмитрий Костромитин, да был оперативно прибран из «Донбасса» Олег Пиганович, вновь оказавшийся в Челябинске спустя шесть лет.

 

Отдельно надо говорить о Станиславе Чистове и Андрее Костицыне. Их сначала из команды попросили, причем с уничижающими формулировками от Владимира Кречина «проблемы с режимом» (Чистов) и «не показывает той игры, которой от него ждут» (Костицын). А через месяц - вернули, причем Чистов написал (сам?) письменное покаяние в стиле «я больше не буду». Руководство же «Трактора» сообщило, что форвардам урежут зарплату, но они способны «принести много пользы». Публичные объяснения - вновь за Владимиром Кречиным, который во всей этой ситуации выглядит, кхм… неловко. Впрочем, кого-то сейчас действительно всерьез заботит, как выглядит в своих высказываниях первый вице-президент клуба?

Возможно, прибегнуть к услугам опальных было форвардов руководство «Трактора» заставили собственные трансферные неудачи. Было известно об интересе челябинского клуба к экс-«трактористам» Максиму Якуцене и Евгению Дадонову, однако те в итоге выбрали соответственно магнитогорский «Металлург» и СКА. Вероятно, посмотрев оставшийся в распоряжении состав, верхушка клубного руководства решила перестраховаться. Насколько это решение было верным, покажет сезон. Несмотря на серьезное урезание контрактов, Чистов и Костицын остаются одними из самых высокооплачиваемых игроков в команде (по некоторым данным, чуть меньше 100 миллионов рублей на двоих за сезон). И если белорусский форвард, вроде бы пересмотрел отношение к себе и к игре, став лучшим снайпером «Трактора» в межсезонье, то про Чистова пока нельзя сказать ничего определенного.

Тренер

Карри Киви – главное приобретение клуба в межсезонье. Та самая «прокладка между рулем и сиденьем», важнее которой нет ничего ни в автомобиле, ни теперь в «Тракторе».

 

Относительно молодой по тренерским меркам, но уже опытный и успешный у себя на родине финский наставник, считается, прежде всего, специалистом по работе с молодыми хоккеистами. Собственно, за этим его сюда вроде бы и звали – развивать многочисленные молодые таланты. 

Однако по факту тренер попал совсем в другую ситуацию, когда бОльшая часть команды – суровые ветераны за 30, у которых на всё есть свое мнение, и желание (или нежелание), а также привычка играть именно так, а не иначе.

Кроме того, финский наставник, по сути, пришел в уже набранную команду, причем набранную без него. Позиция Киви, который в интервью slo-vo.ru заявлял, что он не из тех тренеров, которые все время требуют новых игроков, и готов работать с тем материалом, что есть в распоряжении, не может не вызвать уважения. Но… Его предшественник Валерий Белоусов за полтора сезона дважды менял по полсостава, прежде чем нашел то сочетание игроков, которые затем за два года принесли Кубок Континента, а также бронзовые и серебряные медали.

Не забываем, что Киви – первый иностранный специалист в истории «Трактора», к тому же и он сам нигде, кроме Финляндии, не работал. Говоря автомобильным языком – для пилота это совершенно новая машина и новая гоночная серия, а тестов – всего полтора месяца. Будь Карри Киви семь раз Михаэлем Шумахером в его лучшие годы – гарантировать результат он в этих условиях вряд ли сможет. В рычагах и кнопочках бы разобраться…

Пока по тем играм в межсезонье, что показывали по телевидению и в интернете, видно, что рисунок игры «Трактора», прежде всего в организации атакующих действий, заметно меняется. Однако остались проблемы, и прежде всего – неспособность большинства защитников к выполнению своих прямых обязанностей. Вратарей «Трактора» расстреливают с «пятачка» с такой регулярностью, что впору им только посочувствовать. Свою роль (прежде всего на игре в неравных составах) сыграли и изменения в правилах, а также новый стиль поведения судей, которые стали карать за любую, даже незначительную провинность.

Сможет ли Карри Киви заразить игроков своими идеями, своей системой, убедить их в правильности пути, или богатое на мимику лицо тренера станет лишь поводом для ухмылок суровых и своенравных челябинских хоккеистов в возрасте и с большими окладами? Победит ли иностранец наметившееся было в команде безразличие, вирус которого (самый страшный в спорте) заразил в прошлом сезоне значительную часть игроков, переставших биться и за себя, и за товарищей по раздевалке? На чью сторону в случае возможного конфликта встанет руководство клуба? Во многом именно от этого зависит и будущий результат.

Состав

При анализе сегодняшнего состава «Трактора» выясняется некоторое противоречие между целями, заявленными не так давно руководством клуба, и реалиями.

С одной стороны, руководство команды не раз заявляло о том, что в «Тракторе» будут делать ставку на молодежь, благо хоккейная школа одна из лучших в мире, и талантами просто брызжет, как перезрелая ягода соком.

На деле же – основной состав «Трактора» один из самых возрастных в лиге, причем предел игровых возможностей большинства хоккеистов не просто известен – он остался далеко в прошлом. И Карри Киви не зря говорил о том, что в команде много опытных игроков, которые дольше набирают форму. Давайте проверим цифры.

 

Всего в составе «Трактора», судя по официальным сайтам команды и КХЛ (в заявленных в них составах есть различия) числится 29 хоккеистов – три вратаря, 10 защитников и 16 форвардов.

Из низ девяти игрокам уже больше 30 лет: Куинт (38), Булис (36), Атюшов (35), Заварухин (скоро 34), Панов (34), Васильченко (33), Гарнетт (32), Кондратьев (31) Чистов (31).

Еще пять игроков – Уилсон, Абдуллин, Ружичка, Пиганович, Костицын – на пороге 30-летия.

К молодым, пусть даже с поблажкой, можно отнести лишь шестерых – Пеньковского (19 лет), Основина (20), Хлыстова (21), Демченко (20), Мошарова (20) и Мокина (которому, вообще-то, уже 22 года). Еще есть Губарев и Бородкин, которым по 22,5 года – возраст уже не столько юности, сколько ближе к времени спортивного расцвета. Из этой восьмерки лишь Бородкин да с натяжкой Основин и Мокин относятся к твердым игрокам главной команды. Демченко – запасной вратарь, остальные же лишь в ближайшем резерве либо еще дальше.

Тех же, кто должен по идее быть становым хребтом команды, чей возраст приходится на пору игрового расцвета и пик физических возможностей – всего семеро: Костромитин (24 года), Глинкин (почти 26), Попов (26), Кокуев (скоро 27), Величкин (27), Катичев (28) и Фокин (28). Причем Величкин, Костромитин и Фокин – скорее игроки ближайшего резерва, нежели основы. Но все, кроме Кокуева и Величкина – воспитанники челябинского хоккея.

В итоге средний возраст вышеупомянутых 18 хоккеистов – почти 28 лет, а если исключить тех, кто в составе будет появляться периодически – то уже за 29 лет. Это довольно критический показатель, особенно учитывая плотность графика регулярного чемпионата и серии по три-четыре игры через день, в том числе на выезде.

 

Оптимисты, конечно, напомнят, что сегодня и уровень комфорта в быту, и возможности медицины, и методики по восстановлению, и качество тренировочного процесса значительно выше нежели пару десятилетий назад. Но это одинаково верно для всех команд лиги. А что касаетя профессионализма игроков – то, как себя повели некоторые из них в прошлом сезоне, в том числе самые высокооплачиваемые, трудно назвать образцом для подражания.

Пессимисты же непременно напомнят, что за последние два сезона команду покинула (пусть и по разным, порой не игровым и не зависящим от клуба причинам) целая плеяда молодых звезд – Кузнецов, Карпов, Бурдасов, Дугин, Нестеров, Ничушкин… Да, хорошая была бы банда… Уж точно не нужно было бы держать в составе ребят типа Абдуллина, который к 29 годам сменил шесть клубов за карьеру, и нигде, судя по статистике, выше третьего-четвертого звена не поднимался, забрасывая за сезон по одной –две шайбы и проводя на льду по семь минут за матч, когда попадал в «основу» (исключение – сезон в екатеринбургском «Автомобилисте», тогда безнадежном аутсайдере, где Абдуллин провел весь сезон в первом-втором звене и добрался до 12 шайб – лишь подтверждает правило). При всем уважении к этому, говорят, трудолюбивому игроку, уж лучше на его месте натаскивать молодых да голодных. И перспективнее, и дешевле. А сколько таких «условных Абдуллиных» или не менее «условных Величкиных» в «Тракторе» сегодня?

Впрочем, как показывает практика, с молодыми игроками тоже есть проблемы. В ближайшем резерве у команды, который, если что, сможет прийти на подстраховку – вратарь Данилишин, защитники Артамонов и Войнов, форварды Черкасов, Саюстов и ветеран Валеев из «Мечела». Плюс нападающие Ионин, Закарлюкин и Севанькаев из «Белых медведей», уже который сезон считающиеся суперталантливыми юниорами, однако к своим 19-20 (уже!) годам еще не нюхавшие взрослого хоккея, и даже близко не подпускавшиеся к основному составу. Остальные игроки системы клуба, при всем уважении, никак не могут всерьез претендовать на попадание в «Трактор». Совсем никак.

Про уникальных для своего возраста 16-летних талантов Виталия Абрамова и Александра Подкорытова пока и вовсе не вспоминают. Может, зря? Евгений Кузнецов и Валерий Ничушкин, если кто не помнит, вышли на лед в майке «Трактора», когда им было всего 17…

Прогноз

Челябинский клуб - наверное, одна из самых непредсказуемых команд лиги. Как он выступит, зависит слишком от многих факторов, неизвестных и переменных. И этот сезон, в силу гигантских изменений, для «черно-белых» по факту – скорее переходный.

Если Карри Киви сможет выстроить игру у команды и правильно выбрать стратегию на сезон... Если опытные игроки захотят и смогут показать свой настоящий уровень и будут при этом режимить... Если молодежь поддержит... Если не будет травм, особенно таких обидных, как у Гарнетта и Попова, пропускающих первые игры сезона)... Если команда сумеет грамотно распределить силы в ходе регулярного чемпионата... Если игроки и тренерский штаб быстрее других приспособятся к изменениям в правилах…

Если все это совпадет и «срастётся» - от «Трактора» можно и нужно ждать выского места в Восточной конференции и попадания в плей-офф с преимуществом своей площадки как минимум в первом раунде. Если же нет – кошмар сезона 2013-14 покажется старым фильмом ужасов, уже давно и совсем нестрашным.

Важнее другое. Сегодняшний «Трактор», выражаясь языком автомеханика, представляет из себя машину, большая часть основных деталей которой близка к износу и пределу пробега. Конечно, какое-то время на этом транспорте можно покататься еще сезон, подлатав и заменив что-то. А если залить правильное масло и хорошее топливо, то в умелых руках еще можно выдать и приличную скорость и хорошую управляемость. Но в скором времени все равно придется делать капремонт с заменой основных узлов и агрегатов. Это же показывает и контрактная ведомость «Трактора» – судя по данным КХЛ, как минимум у 14 игроков из 28, числящихся в основе, этот год последний в их соглашениях с клубом. И как не оттягивай этот капитальный ремонт (читай – перестройку команды), делать его все равно придется.

Если, конечно, цель - сохранить клуб в числе ведущих в стране...