5 мин.

Сиреневый туман. Как Чехия обставила Россию в хоккее

Пока в России оправдывают кошмарный Мемориал Глинки туманом, в Чехии вовсю работают с подножием пирамиды профессионального хоккея, одерживая над ненавистными им русскими знаковые победы.

Счет на табло.

Недавний абсолютный провал юниорской сборной России на Мемориале Глинки примечателен не столько тем, что команда показала худший результат (7-е место) за все 24 года, что турнир проводится под разными названиями, сколько тем, что россияне установили несколько собственных антирекордов, из которых выделяется «самое крупное поражение» – позорные 2:11. Причем не от Канады или, там, США, всегда собирающих мощные коллективы, а от чехов, обычно не являющихся конкурентами россиянам на юниорском и молодежном уровне.

Есть что-то правильное в том, что это были именно наиболее близкие по состоянию хоккея чехи, которых все давно списали со счетов. Ведь пока Чешская хоккейная Ассоциация занимается тем, чем и должна заниматься, взявшись за детско-юношеский хоккей, Федерация хоккея России возвращает на пост главного тренера Юрия Румянцева, изначально сомнительного персонажа, да еще и поручает ему проучить решивших перебраться за океан ребят, отказавшись от их услуг под лозунгом «чтобы дорога в низшие североамериканские лиги наконец-то заросла».

Собственно, система сборных стараниями нового генерального менеджера теперь увешана лозунгами, как новогодняя елка, но одними только пафосными речами сыт, как ни крути, не будешь. Хотя двух зайцев одним выстрелом убить смогли: опозорились, подорвав и так не шибко-то большой авторитет юниорской сборной, ну, и талантливых заокеанских уже парней от нее отвадили. Про то, что в очередной раз пнули давно потерявший в России на этом уровне доверие принцип «в сборной должны играть сильнейшие», можно и не говорить.

Что до чехов, то они в последнее время тоже начали баловаться борьбой с легионерами и установлением других ограничений, не прекращая обвинять канадские юниорские лиги в своих бедах, чем, в общем-то, всю дорогу занимается ФХР. Но они еще и работают над реальными проблемами, и их хотя бы можно понять, учитывая совсем другие, весьма, к слову, скромные финансовые возможности и полное отсутствие стремления догнать и перегнать НХЛ, да даже хотя бы претендовать на статус второй лиги мира.

Что интересно, ограничения, введенные в чешской Экстралиге чуть более года назад, практически не работают. Легионеры проблемой не были и так, да и после введения лимита (6 человек) более половины команд полностью его даже не использовали. А если и использовали, то сплошь братьями-словаками. На более дорогих просто нет денег. Обязательное включение в заявку молодых игроков (3 игрока моложе 24 лет и 2 моложе 20) тоже ничего не дало: чуть ли не все перешли на игру в три звена. И совсем не исключено, что уже через год все эти правила смягчат ввиду неэффективности, а еще через пару лет – вовсе отменят за ненадобностью.

Почему – потому что реальная работа кипит и приносит плоды: весной чехи впервые в истории завоевали серебро юниорского чемпионата мира, а на прошлой неделе полностью обновленной сборной (лишь 1 игрок принимал участие в обоих турнирах) впервые за 9 последних лет добрались до финала Мемориала Глинки, носящего статус неофициального чемпионата мира среди юниоров. Причем «Глинка» считается более представительным турниром, чем ЮЧМ, ведь туда приезжают все сильнейшие игроки этого возраста.

К тому, чтобы работа вообще началась, чехи пришли лишь в 2010 году. Потребовалось вылететь из элитного дивизиона ЮЧМ (единственный случай в истории с участием команды так называемой «большой шестерки»), растерять все позиции на драфте НХЛ (чехам предпочитали словаков, швейцарцев, норвежцев и датчан) и зафиксировать обвал в количестве зарегистрированных хоккеистов в возрасте до 20 лет – если в 2005-м их было 38 тысяч, то сейчас – всего 23 тысячи, хотя стабилизировать ситуацию в последнее время все же удалось.

Так вот, такая, мягко говоря, безрадостная ситуация привела к тому, что в 2010-м был сформирован институт сборных, возглавленный Славомиром Ленером. Он незамедлительно взял за образец шведскую систему подготовки – безусловно лучшую в мире в плане отдачи – и начал внедрять ее в хоккейные школы по всей стране, занимаясь разработкой методик подготовки и образованием тренеров.

Приоритет был отдан детско-юношескому хоккею, юношеским и юниорским сборным стали уделять куда большее внимание – им с тех пор организуют постоянную практику по всему миру; талантливых ребят ищут, находят и начинают с ними плотно работать в специальных лагерях и прямо на местах, и если в году так еще 2011-м одаренные пацаны к 16 годам думали только о том, куда бы свалить из Чехии и подальше, то сейчас все больше и больше парней предпочитают получать хоккейное образование на родине. Потому что отношение кардинально поменялось. И это неплохо сказывается на результатах.

Чехия по-прежнему третья в мире по количеству зарегистрированных хоккеистов (108 тысяч) и по-прежнему худшая по количественному соотношению хоккеистов в возрасте до 20 лет – их всего 22% от общего числа, тогда как у всех других стран «большой шестерки» (Россия, Канада, США, Финляндия и Швеция) этот показатель как минимум превышает 60%. Но чехи знают, что делают, и через несколько лет об этих цифрах вряд ли кто-то вспомнит. Как и о том, что их считали начисто лишенными будущего.

Хорошо бы провал сборной России на Мемориале Глинки стал хотя бы первой вехой на пути к появлению пусть даже подобным же образом выстроенной системы. Она давно напрашивается, но в ФХР предпочитают лозунги и смертельную битву с легионерами реальной работе. Вот и получается, что 10-миллионная Чехия дважды становится второй в мире, а 140-миллионная Россия – 5-й и 7-й. Причем ее главный тренер объясняет кошмарные результаты смехотворным «туманом» (чехи с противотуманками играли? Туман, кстати, появился, когда счет уже был разгромным) и тем, что команда «была под нагрузками». Какова же квалификация этого тренера, если у него подопечные к финишу турнира находятся под нагрузками?

Фото: