13 мин.

Сколько стоит «Трактор»? Часть 1: расходы

Директор хоккейного клуба «Трактор» Владимир Кречин редко дает большие интервью – говорит, что не любит публичности, что рассуждать об игре команды и игроках – дело тренерского штаба. Однако есть область прямой ответственности любого директора любого предприятия – это экономика. В разговоре с главным редактором slo-vo.ru Владимир Николаевич рассказал о структуре клуба, структуре затрат на все команды, входящие в систему ХК «Трактор», а также о том, сколько команда зарабатывает

«Трактор» — это не только первая команда

— Что из себя представляет структура хоккейного клуба «Трактор»? Какие структурные подразделения в него входят?

— Я бы начал с основ, с корней нашего хоккея — со школы «Трактор», которая каждый год выпускает из своих стен большое количество молодых и талантливых игроков. Она никак не относится к клубу юридически, является муниципальным учреждением, но «Трактор» финансирует ее примерно наполовину. Это зарплата тренеров, премиальные, форма для тех, кто попадает в сборные своих возрастов и так далее. В этом году мы примерно по такой же схеме работаем еще с одной хоккейной школой — «Сигнал». Доплачиваем премиальные тренерам, стараемся помочь с экипировкой. Дальше — команда МХЛ «Белые медведи». Затем — команда ВХЛ «Челмет», которую мы заново создали после того, как «Мечел» отказался от финансирования своего клуба.

Кроме того, теперь под нашим крылом и женская команда «Факел». Они фактически самостоятельны, но через нас проходит их финансирование. И на своем уровне их результаты впечатляют — из нынешнего состава «Факела» четверо игроков попали в олимпийскую сборную России и едут на игры в Сочи.

Есть ещё и база «Трактора», которая построена много десятилетий назад, и недавно прошла серьезный ремонт, реконструкцию. Она в собственности клуба, и мы несем расходы на её содержание, текущий ремонт, коммунальные платежи, зарплату сотрудникам.

Наконец, собственно команда «Трактор» — вершина всей структуры. Структуры, в которой каждая ступень — важная, в своем роде ключевая. Эта структура, на мой взгляд, практически идеальна для нас и с хоккейной точки зрения, и с финансовой, и даже с точки зрения логистики — все команды находятся в одном городе, не надо тратиться на командировки игроков из города в город, на гостиницы, аренду жилья и так далее.

— А как насчет административных подразделений? Кто-то же работает и обслуживает все это хозяйство? И — сколько всего человек, не считая игроков, работает в структуре клуба?

— Давайте считать. Бухгалтерия — пять человек. Маркетинговая служба — четыре человека, одна из самых небольших среди клубов лиги, но ее работа дает хороший эффект. В том же КХЛ-маркетинге работают, наверное, в десятки раз больше людей, но... Давайте скажем так: если бы клуб мог распоряжаться бОльшим количеством рекламных площадей на льду, бортах, арене (где чья реклама расположена, и кто имеет право ее продавать, определено в регламенте КХЛ — прим. редакции) — мы бы зарабатывали едва ли не в разы больше.

Затем — директор клуба, ваш покорный слуга, мой заместитель Алексей Петров, отвечающий также за «Челмет», генменеджер Евгений Цыбук, секретарь, пресс-служба — три человека, «Трактор-ТВ» — два человека. Еще есть офицер по безопасности, юрист, руководитель музея клуба.

Отдельно — водители. На легковых автомобилях задействованы четыре человека. Это при том, что и я, и многие другие сами за рулем. У водителей много работы — ведь только приезжающих к нам на матчи КХЛ, ВХЛ, МХЛ судей надо в аэропорту встретить, отвезти в гостиницу, на матчи, с матчей, назад в гостиницу, опять в аэропорт и так далее. Также в клубе два автобуса, на каждом работают еще по два водителя. При этом мы с этого года не арендуем автобусы для нужд команд, входящих в структуру клуба — если раньше автобус «Трактора» был только для нужд «Трактора», то теперь, когда главная команда на выезде, ее автобусом пользуются остальные, и так далее. Так в том числе дешевле.

Непосредственно с командой «Трактор» работают: главный тренер, три его помощника, два администратора, видеооператор, два доктора, три массажиста, инженер сервиса. В «Челмете» — два тренера, администратор, врач, массажист. Про врача «Челмета» хочу сказать отдельно. Олег Таскаев — это большая находка для всего клуба. Знаю, что у него есть желание уйти, так как зарплата пока просто не соответствует его высочайшей врачебной квалификации. Но постараемся сделать все, чтобы оставить его у нас. «Белые медведи» — это тренер, его помощник, администратор, врач, массажист. У каждой команды теперь отдельный человек, который отвечает за заточку коньков.

На базе «Трактора» в общей сложности 28 сотрудников — охрана, два повара, прачки, администратор, инженер, электрик и так далее... Получается, примерно 80 человек.

Мы сейчас не говорим о ледовой арене  — это отдельное, и также весьма крупное предприятие, со своими расходами и путями заработка, а значит, тема для отдельного разговора.

Чартер за 10 миллионов

— Хорошо. Давайте теперь обозначим основные статьи затрат хоккейного клуба. Больше всего на слуху у болельщиков зарплатная ведомость игроков «Трактора». Перед началом сезона КХЛ ее озвучила — около 878 миллионов рублей...

— Сейчас, после того, как мы расстались с частью игроков (и к счастью, нам не пришлось платить им компенсации за разрыв контрактов) эта часть сметы меньше — примерно 700 миллионов, если исходить из расчета на сезон.

— Эта самая крупная статья расходов?

— Да, но обслуживание инфраструктуры всех команд системы «Трактора» стоит немногим меньше. Мы должны обеспечить их всем необходимым, чтобы ребята ни о чем кроме игры не думали.

— А именно?

— Начнем с выездов «Трактора» на гостевые мачти. Во многие города, где расположены другие клубы КХЛ, мы летаем чартерами — хотя бы потому, что из Челябинска туда нет регулярных авиарейсов. К тому же после трагедии с ярославским «Локомотивом» мы летаем только самолетами уровня Boeing или Airbus. Безопасность людей должна быть на первом месте, это справедливо. Пусть и накладно.

Вот наша главная команда отправилась на выезд по маршруту Новосибирск — Новокузнецк — Хабаровск — Владивосток, после чего вернется назад в Челябинск. Игры — через день. Не через Москву же летать. Но чартер на эту серию из пяти перелетов нам обошелся примерно в 10 миллионов рублей.

— ?!

— 10 миллионов. Это самый дорогой выезд. Всего же за сезон перелеты «влетят» нам примерно в 52,5 миллиона рублей.

Далее — гостиницы. Требования к ним не столько в уровне их «звездности» (скажу сразу — никаких «люксов», обычные номера), сколько к номерному фонду и расположению по отношению к месту проведения матчей. К счастью, мы обслуживаемся в одном крупном центре бронирования, и поскольку мы работаем на предзаказе, и большими объемами, то имеем существенные скидки.

— Живут игроки как? По двое?

— По-разному. Молодые ребята в основном по двое, но ряд игроков (кое у кого это даже прописано в их личных контрактах) живут поодиночке. Может быть, так даже лучше — кто-то ведь храпит, кто-то в приставки играет, музыку слушает... Каждый год есть инфляция, но в этом сезоне нам гостиницы обойдутся в 17, 8 миллиона рублей. И все это — без учета плей-офф, куда, надеюсь, мы попадем.

— Идем дальше. Какие еще затраты?

— Зарплата всему персоналу клуба. Это примерно 1,8 миллиона рублей в месяц. Без учета контракта главного тренера «Трактора» — там отдельная сумма. Не могу ее озвучить, скажу лишь, что Валерий Константинович Белоусов, без сомнения, стоит каждую копейку тех денег, которые он получает.

— А налоги?

— И налоги. В том числе с зарплат. За 2012-й календарный год клуб заплатил 232 миллиона рублей налогов и сборов, за 2013-й - 277 миллионов. 

— Сколько стоит традиционный двухнедельный предсезонный сбор в Швейцарии?

— Примерно 10 миллионов вместе с дорогой.

Шесть миллионов «Трактору» на клюшки

— Амуниция, экипировка игроков?

— Здесь самая серьезная статья расходов — клюшки. Хорошая, профессионального уровня клюшка стоит от 7 до 10 тысяч рублей. Особенно если это клюшка, изготовленная по персональному заказу, и нужным именно этому игроку загибом, длиной и так далее. Такими «персональными» у нас играют не только игроки главной команды, но и некоторые ребята в «Челмете» и «Белых медведях».

— Сколько клюшек уходит у хоккеиста за сезон?

— У нас в клубе есть строгий лимит — 30 клюшек полевому игроку. Это то, что оплачивает клуб. Если не лимитировать — хоккеисты народ щедрый: дарят друзьям, знакомым, с подписью... Я ведь и сам играл — прекрасно всё знаю (улыбается).

Перемножаем — 30 клюшек в среднем по 8 тысяч рублей. 240 тысяч на сезон на одного хоккеиста. А их только в «Тракторе» примерно 25 игроков (с учетом предсезонки). Итого — около 6 миллионов за сезон.

— На клюшки «Трактору»?

— Только «Трактору». А ведь есть еще «Челмет», «Белые медведи», школы, которым мы также помогаем по мере возможностей... Далее — коньки. В среднем за сезон у профессионального игрока уходит две-три пары. Одна пара хороших профессиональных коньков — 15-20 тысяч рублей. Перемножаем — около 1,5 миллионов только «Трактору». Краги — пара на сезон. Средняя цена — пять тысяч за пару. Перемножайте сами. Остальная форма — щитки и прочее — дешевле. Многие ребята в одном комплекте могут не по одному сезону играть (вратари — история отдельная).

— Но есть ведь и специальные вещи, связанные с защитой от травм, и восстановлением после них — наколенники, налокотники, наплечники, корсеты и так далее...

— Медицина — это всегда очень дорого. Начнем с того, что если у нашего игрока достаточно серьезная травма, требующая оперативного вмешательства, то мы отправляем хоккеиста за рубеж, чаще всего — в Германию. Так надежнее.

По условиям контрактов игроков, как правило, лечение оплачивает клуб. В среднем одна операция средней тяжести, скажем, на колене, стоит в хорошей клинике около 10 тысяч евро. Плюс расходы на перелет и проживание. Плюс, если необходимо, наколенник, который будет поддерживать связки. Само собой, сделанный по персональной мерке, будь то титановый или из карбона — это еще как минимум две тысячи евро.

Не буду говорить, сколько у нас ребят нуждаются в такой защите, но возьмите любой клуб КХЛ — минимум несколько парней наверняка найдутся. Это часть профессии. Клубу это обходится как минимум в пару миллионов рублей за сезон. Плюс расходы на эти цели «Челмета» и «Белых медведей».

— А прочая фармакология и медицина — тейпы, витамины, биодобавки, протеины, питание и так далее?

— С начала предсезонной подготовки на эти цели потратили примерно два с половиной миллиона рублей. Опять-таки — плюсуйте к ним расходы «Челмета» и «Белых медведей». Хотя там суммы поменьше.

— Вы говорили, что много работы у водителей...

— На бензин уходит от 50 до 90 тысяч рублей каждую неделю, в зависимости от того, едет ли «Челмет» или «Белые медведи» на выездной матч на автобусе, или играет дома. За год миллиона на два с половиной накатываем. Плюс страховка автотранспорта — от 40-45 тысяч за год на легковой автомобиль, до 100 тысяч за каждый из автобусов. В сумме тоже неплохо.

Отдельная строка — техническое обслуживание хоккейного матча, который проходит на арене «Трактор» — оплата видеокуба, помощников, артистов, нашего талисмана Медведя. В сумме — тысяч 30-40 за матч. Только в регулярном чемпионате — 27 домашних игр. Итого — миллион рублей без учета плей-офф.

Плюс услуги охранников на матчах — по регламенту лиги, их должно быть по одному на каждые сто зрителей. Итого — еще по 20 тысяч за матч, или полмиллиона на регулярный чемпионат.

— А собственно аренда ледовой арены?

— Раньше это стоило клубу 20 миллионов в год. После того, как меня назначили директором не только клуба, но и ледового дворца, я снизил эту цену вдвое — до 10 миллионов. Скажу отдельно — доходная часть арены не пострадала — она стала больше зарабатывать концертами и представлениями. Но, опять-таки, это отдельная история.

— Аренда жилья для приезжих игроков?

— Нет, в «Тракторе» мы уже три года этим не занимаемся. Да, мы обязаны предоставить бесплатное жилье игрокам — нет вопросов, живите на базе, там все условия. А так — у вас, ребята, неплохая зарплата, можете себе позволить то, что хотите. Игроки с агентами сначала, конечно, поныли, но потом смирились. Кто-то, как Васильченко, живет напротив арены в квартире за 15 тысяч в месяц и не горюет, а кто-то с женами, многочисленными детьми, нянечками, кухарками-поварами и так далее живет где-нибудь в самом центре Челябинска.

— Даже Иэну Уайту гостиницу не оплачиваете?

— Нет. Он сам решил там жить, сам за нее и платит. Другое дело, что есть иногородние ребята в «Челмете» — там не очень большие зарплаты и премиальные, потому с жильем помогаем.

— Кстати, о премиальных. Слухи про разного рода бонусы ходят самые невероятные...

— Давайте скажу так. Есть определенная система их начисления. Величина командных премий в «Тракторе» одна из самых низких в лиге. Да и в этом году результаты команды таковы, что пока их величина в разы меньше, чем сезоном или двумя ранее, когда мы выигрывали регулярный чемпионат или доходили до финала Кубка Гагарина. Тогда ребята заработали серьезные суммы. Сейчас — пока нет.

Расходы на «Челмет» себя полностью оправдывают

— Вы все время упоминаете про расходы на «Челмет» и «Белые медведи». А во сколько они обходятся из расчета, что называется, «по кругу», за сезон?

— «Челмет» — у нас была при создании этой команды заложена планка: не более 100 миллионов. В прошлом сезоне сэкономили, уложились в 89. В этом сезоне также не выйдем за 100.

Учитывая то, что основная задача команды — готовить игроков для «Трактора» (хотя и собственные результаты никто не отменял), то «Челмет» — один из ключевых элементов всей системы клуба, и полностью оправдывает свое существование как с игровой, так и с финансовой точек зрения.

Судите сами —пусть из-за разных обстоятельств, но в этом сезоне в основе «Трактора» выходили больше десяти игроков, которые играли или играют сейчас за «Челмет». Заварухин, Филиппов, Данилишин, Цыбин, Кокуев, Артамонов, Демченко, Валеев, Бородкин, Мокин, Основин (последний вообще из «Белых медведей»).

Контракты у этих ребят, как правило, «двусторонние» — играя за команду КХЛ они по регламенту лиги не могут получать меньше трех миллионов рублей за сезон, или, условно, 250 тысяч в месяц. Примерно так в итоге у них и выходит. А при игре за «Челмет» суммы другие. Самая высокая зарплата в нашей команде ВХЛ — 140 тысяч рублей в месяц, или около 1,5 миллионов за сезон. Заработная ведомость всех игроков команды — 14 миллионов. Путешествуют часто на поезде, автобусе. Поэтому пробиться в основной состав «Трактора», закрепиться там — огромный стимул для ребят из «Челмета». И игровой, и финансовый.

«Белые медведи» «стоят» еще немного дешевле — около 60-70 миллионов. Фонд заработной платы — около 10 миллионов, большие суммы уходят на переезды.

По зарплатам молодых игроков — во многом она зависит от того, был ли выбран игрок на драфте в КХЛ, и если да, то в каком раунде. Некоторым, самым перспективным, платим отдельно, по личным контрактам.

Особая статья расходов — премии тренерам школы «Трактор», которые подготовили перспективных ребят, попавших на драфт. Суммы зависят от того, сколько лет какой тренер занимался с игроком и в каком раунде в итоге парень был выбран. Но в итоге может получиться очень неплохая прибавка к зарплате.

Общая величина нашей доли расходов на школу «Трактор» — около 10 миллионов за сезон. На школу «Сигнал» поменьше — в районе 2,5 миллионов. Женская команда «Факел» — порядка 35 миллионов. Но, повторюсь, мы лишь перечисляем деньги, которые нам выделяют отдельной строкой. Все свои расходы они оплачивают сами.

— Подытоживая все-все-все расходы. Владимир Николаевич, так сколько же тратит хоккейный клуб «Трактор» за сезон?

— В этом году — пока планка в районе 1,2 — 1,3 миллиарда. В прошлом сезоне было больше, прежде всего за счет премиальных игрокам.

Источник