10 мин.

Да будет свет

Вопрос о проблемах с освещенностью «Татнефть-Арены» в Казани поднимался многими и неоднократно. И кажется, воз наконец сдвинулся с мертвого места. Представляю вашему вниманию статью Тимура Латыпова и Елены Фадеевой из газеты «Бизнес-Онлайн».

Эксперты КХЛ, проведя испытания осветительной установки ледового дворца спорта «Татнефть-Арена», выяснили, что освещение площадки, на которой выступает прославленный «Ак Барс», не соответствует техническому регламенту КХЛ. Если арена не выполнит требования лиги, ее могут не допустить до следующего игрового сезона. Эксперты нашей газеты отмечают, что вопросы к свету на домашней площадке казанского клуба были всегда, однако сетуют на то, что иногда в своих требованиях КХЛ перегибает палку.

Обследование казанского дворца спорта проводило ЗАО «Компания «БИНА» – официальный эксперт КХЛ. Заключение (датировано 26 ноября 2012 года) к протоколу фотометрических испытаний осветительной установки ледового дворца спорта «Татнефть-Арена» гласит: «Осветительная установка спортивного технологического освещения не соответствует требованиям, предъявляемым к спортивным сооружениям техническим регламентом КХЛ в сезоне 2012 - 2013 годов». Хорошенькая новость в преддверии плей-офф (стартует 20 февраля). Указаны и параметры, по которым поставлен «неуд». Первый – средний уровень вертикальной освещенности на высоте 1,5 м над поверхностью хоккейной площадки по направлению к главной камере при проведении соревнований с цветной телетрансляцией. Второй – коэффициент неравномерности освещенности…

Эксперт в спортивных кругах РТ на условиях анонимности признал, что претензии КХЛ небеспочвенны. «По регламенту, со всех проходящих в Казани матчей КХЛ должны быть трансляции, – разъяснил источник «БИЗНЕС Online». – И, положа руку на сердце, неважная телекартинка была всегда. При строительстве на нормальный свет денег пожалели. Провалы в картинке по свету бывают сумасшедшие, очень трудно настроить аппаратуру. По требованиям КХЛ, первые два зрительских ряда обязательно должны быть в цвете, но на деле они темные, будто команда играет в темном зале, болельщики видны только на крупных планах, на общем плане – черный зал. Есть зоны провала, например, в центре света больше, чем в зонах атаки… То есть трансляции ведутся с нарушением регламента. Арена обязана принять меры. В регламенте даже прописано, что она в таком случае может быть не допущена к сезону. Теоретически могут быть проблемы. Практически – как договорятся».

Выясняется, что проблема в «Татнефть-Арене» достаточно типична для таких комплексов и во многом зависит от того, что закладывалось в первоначальный проект. Как рассказали газете «БИЗНЕС Online» в московском дворце спорта «Мегаспорт», они знают о проблемах казанских коллег и даже давали им консультации. «Проблемы с освещением возникают довольно часто, – сообщили в «Мегаспорте». – Ситуацию вряд ли можно назвать проблемой, это периодическое обновление регламента КХЛ и, соответственно, изменение требований. У нас пока этого нет и, вероятно, не будет, поскольку достаточно большие запасы были заложены в проект изначально. Нет, это не мы предусмотрели, а правительство Москвы».

(фото Татар-Информ)

«Мне знакома такая проблема, – рассказал газете «БИЗНЕС Online» главный инженер «Арена 2000» (Ярославль) Сергей Гололобов. – Мы, не дожидаясь, когда нам на это укажет КХЛ, самостоятельно сделали замеры и поняли, что у нас существует проблема со светом, и, опять-таки не дожидаясь замечаний КХЛ, устранили проблему два года назад. Просто мы отдавали себе отчет в том, что наш комплекс – одна из самых старых современных арен, а санкции за невыполнение требований регламента, в том числе технического, совершенно четко прописаны в дисциплинарном регламенте. Мы понимали, что оборудование за 12 лет изнашивается, отражатели светильников теряют определенные свойства. Поменяли старые светильники на новые и увеличили их количество… (Странно, но к картинки из Ярославля по прежнему есть вопросы, она осталось темной – прим. ГпЕ)

Регламенты КХЛ изменяются постоянно. Несмотря на то, что лига утвердила один регламент на три года, она не может удержаться от внесения изменений. Могу предположить, что лигу не устраивает качество телекартинки. Один из критериев, влияющих на качество трансляции, – освещенность… Сколько может стоить модернизация? Новая система освещения может стоить более 10 миллионов рублей. Лучше реконструировать старую, как мы и сделали».

Газета «БИЗНЕС Online» попросила заинтересованные стороны прокомментировать ситуацию.

Наталья Чайковская – руководитель департамента телевизионных проектов КХЛ:

– Летом 2012 года Континентальной хоккейной лигой был принят новый технический регламент, устанавливающий повышенные требования к освещенности ледовых арен клубов-участников чемпионата КХЛ. После проведения в ноябре минувшего года фотометрических испытаний осветительной установки ледового дворца спорта «Татнефть-Арена» официальным экспертом КХЛ – «БИНА» - было установлено, что освещение ледовой площадки, на которой выступает хоккейная команда «Ак Барс», по двум параметрам не соответствует новому техническому регламенту. Протокол фотометрических испытаний был передан дирекции «Татнефть-Арены». Генеральный директор ОАО «ЛДС-1000» (так официально называется арена – авт.) Андрей Святов выразил готовность провести после окончания хоккейного сезона 2012/2013 годов модернизацию осветительной установки основной арены в целях устранения выявленного несоответствия требованиям технического регламента КХЛ.

С учетом того, что изменения в технический регламент были приняты незадолго до старта сезона, и у дирекции «Татнефть-Арены» не было физической возможности привести световое оборудование в соответствие с новыми требованиями, КХЛ разрешила «Ак Барсу» провести матчи сезона 2012/2013 при текущих технических параметрах светового оборудования «Татнефть-Арены»… Перед началом сезона 2013/2014 годов будет проведена экспертиза освещенности «Татнефть-Арены» на предмет полного соответствия нормам технического регламента КХЛ.

Игорь Смирнов – технический директор хоккейного клуба «Ак Барс»:

– Я в курсе этой проблемы, на совещании на днях этот вопрос затрагивали. Насколько знаю, приезжала с проверкой комиссия КХЛ. Она заявила, что у нас в арене недостаточно чего-то, свет какими-то пятнами. Но, насколько знаю, сейчас дворец спорта этими вопросами занимается. Ощущаются ли недостатки со светом во время матча? Говорят, якобы темно, и КХЛ заставляет переделывать этот свет.

Комиссия КХЛ приезжает почти ежегодно, но замеры по свету проводит не всегда. Если не ошибаюсь, последний раз это было два-три года назад. И, понимаете, грубо говоря, три года назад они уже проверяли и говорили, что должно быть то-то и то-то. Все, закупили оборудование, поставили дополнительные лампы. Они вновь приезжают: «О! Все здорово!» А через два года говорят: «Это уже никуда не годится». И сейчас получается, если по-новому все покупать, это ж бешеные деньги! Руководство дворца говорит: «Мы запросим средства, все переоборудуем, а нам через два года скажут опять, что извините, ребята, опять недоработочка вышла». Я не знаю, на чем все остановились, меня они трясут, но, чувствую, весной они будут заниматься этим вопросом.

Тагир Миннекиев – главный инженер «Татнефть-Арены»:

Проблема – недостаток света «поляны». Насколько это критично? Немножко пятнистость есть во время трансляций. Будем ли решать проблему? Если вы позвоните 1 июня, возможно, мы ее решим - мы никогда не оставляем без внимания замечания КХЛ… Какие средства на это будут выделены, не знаю. Пока у нас идет вопрос по закупке новых светильников. Но это все. Пока процесс идет. Можете написать: мы решим этот вопрос к 1 июня. Нет, вердикт экспертизы не повлияет на проведение хоккейных матчей. Вето не накладывается. Просто они написали: у вас ребята так немножко все плохо. Мы сказали: ладно, все исправим. К следующему сезону – сто процентов. Но мы еще хотим все это сделать к Универсиаде.

Но, как выясняется, ситуация не столь очевидна, как может показаться на первый взгляд. Любопытное видение проблемы предложил другой источник «БИЗНЕС Online» в спортивной отрасли:

– Главная проблема нынешнего российского хоккея в плане организации взаимодействия лиги, команд, дворцов состоит в том, что все права на проведение официальных матчей принадлежат КХЛ. А раз так, появляются две стороны: КХЛ, которая диктует условия, и клубы, сооружения. Система ущербная. Права КХЛ получила от федерации хоккея России (только ФХР тут не хватало – прим. ГпЕ). На мой взгляд, арбитром между клубами и лигой должна выступать федерация. Сегодня же идет игра в одни ворота. Все, что сейчас обдуманно или необдуманно придумает лига, остальные обязаны безоговорочно выполнять. А лига может придумывать все что угодно. Каждый год мы сталкиваемся с анекдотичными требованиями. Чиновник придумает новшество, и десятки клубов и сооружений тратят большие деньги, чтобы его реализовать. Последнее веяние: предполагаю, что в следующем году появится требование, обязывающее красить лед белой краской – опять же для улучшения картинки.

Обсуждать такие моменты с лигой бесполезно. Обсуждается только то, что хочется в конечном результате получить. А давайте лед красить! Боюсь, что это новшество будет обязательным. Но в погоне за красивой картинкой не думают об экологии и качестве льда. Чтобы лед был супербелый, они хотят добавлять в него несколько сот килограммов краски. Но наступит время, когда лед потребуется растопить, и краска выльется в канализацию, а дворец спорта попадет на штраф. К тому же ученые доказали, что микроскопические дозы краски в воде меняют свойства льда в худшую сторону, а тут собираются ведрами добавлять краску. Но контраргументы в КХЛ не воспринимаются. Отвечают: вам лишь бы не работать, у вас другие цели, у нас должны быть общие цели, надо популяризировать хоккей, надо делать хороший продукт и продавать права трансляций. Только клубам деньги от этих трансляций не попадают. И обе стороны это прекрасно знают и понимают. К сожалению, нет арбитра.

От себя добавлю, отрадно, наконец, признали, то, что итак было всем очевидно. Но это еще не все, дело сдвинулось с мертвой точки, о чем информирует тоже издание в своей следующей статье.

Сегодня руководство «Татнефть Арены» отреагировало на публикацию газеты «БИЗНЕС Online». Генеральный директор ОАО «ЛДС-1000» (владелец арены) Андрей Святов рассказал корреспонденту нашего издания, когда и как будет решена проблема, грозившая домашней арене прославленного клуба недопущением до стартовавшего сегодня плей-офф.

Сегодня генеральный директор ОАО «ЛДС-1000» Андрей Святов рассказал газете «БИЗНЕС-Online», что конкретно будет сделано.

Андрей Александрович, каковы конкретные требования КХЛ по освещенности во дворцах? Что мы имеем в «Татнефть-Арене»?

– КХЛ периодически меняет свои требования к освещенности дворцов. По новым, которые появились в конце прошлого года, освещенность арен должна быть не менее 2 тысяч люкс. Замеры, проведенные в «Татнефть-Арене» компанией «Бина» –  официальным экспертом КХЛ – показали, что у нас 1 950 люкс, после чего было принято решение провести модернизацию светового оборудования.

Мы объездили лучшие площадки: были в Москве, Балашихе, с тем же «Мегаспортом», который упоминается в вашей статье, консультировались, пытались найти решение, которое нам в дальнейшем позволило бы избежать постоянной гонки за требованиями КХЛ, (а они с каждым годом все жестче). Отправили запросы в КХЛ и «Татмедиа», чтобы выяснить, насколько могут быть ужесточены требования по свету. На основании ответов этих организаций приняли решение: установить оборудование, дающее 2,3 тысячи люкс с возможностью повысить освещенность до 3 тысяч люкс – на тот случай, если таковыми будут требования КХЛ или представителей телевидения. Дополнительный свет мы сможем подключить в любой момент.

В какие сроки планируете провести модернизацию?

– К Универсиаде нам это не нужно, поскольку в «Татнефть-Арене» будут проходить соревнования по дзюдо, и имеющийся свет всех устраивает. Ну а к началу следующего сезона КХЛ свет, безусловно, будет поставлен. «Татнефтью» уже выделены средства.

Когда это произошло?

– Несколькими днями ранее, до публикации в газете «БИЗНЕС Online».

Какова цена вопроса?

– 22 миллиона рублей. Было несколько предложений, в том числе и от московских компаний, стоимость доходила до 30 миллионов. Мы выбирали, исходя из соотношения «цена – качество» и соответствия компании тем параметрам, которые мы выставляли в техзадании. Допустим, если бы подрядчиком стала московская компания, которая не имеет филиалов в Казани, она не смогла бы в экстренном случае, который прописан в гарантийных обязательствах, в течение двух часов приехать и устранить неполадки. Поэтому была выбрана казанская компания, которая смогла выдержать наши жесткие требования и по цене, и по качеству, к тому же мы с этой фирмой уже работали.

Каков срок гарантийного обслуживания оборудования?

– Пять лет.

Троекратное «ура», товарищи!