МЧМ через призму дуэли СССР и Канады. Приквел. Часть 10
Продолжаем исторический экскурс в раннюю историю МЧМ. В срок уложиться не удалось, но теперь уже разницы нет - осталось не так много до торжественной смычки.
Ранее в этой серии:
Часть 1 (1974), Часть 2 (1975), Часть 3 (1976), Часть 4 (1977), Часть 5 (1978), Часть 6 (1979), Часть 7 (1980) , Часть 8 (1981), Часть 9 (1982)
Сегодня - о турнире 1983 года, в котором сборная СССР взяла убедительный реванш, а Канада выиграла только бронзу, несмотря на наличие в составе Лемье и Айзермана.
1983. РЕВАНШ В РОДНЫХ СТЕНАХ.
Ленинград, СССР.
СССР – 1-е место.
Канада – 3-е место.
Личная встреча: СССР – Канада 7:3 (Трухно-2, Немчинов-2, Штепа, Горбунов, Волгин – Иглс, Айзерман, Деркач)
Лидеры сборной СССР: Андрей Карпин, Илья Бякин, Валерий Ширяев, Герман Волгин, Олег Старков, Сергей Харин, Леонид Трухно, Евгений Штепа. Сергей Немчинов. Также в составе были Владимир Тюриков, Сергей Пряхин, Игорь Болдин, Сергей Агейкин.
Лидеры сборной Канады: Майк Вернон, Ларри Трейдер, Пол Бутилье, Дэйв Андрейчук, Марио Лемье, Дэйл Деркач, Сильвен Тарджон, Майк Иглс. Также в составе были Стив Айзерман, Пат Вербик, Пол Сир, Тони Танти.
В этом году чемпионат вернулся в «колыбель революции» (а заодно и «колыбель МЧМ»), так что сборной СССР предстояло не просто реабилитироваться за неудачное выступление в Канаде, но порадовать собственных болельщиков как игрой, так и результатом.
Формат турнира остался прошлогодним, как и состав участников, за исключением традиционной уже смены главного аутсайдера – вместо Швейцарии на турнире в Ленинграде сыграли норвежцы.
Сборную СССР возглавил тандем в лице Анатолия Кострюкова и Игоря Тузика. Команду на этот раз решили доверить более опытному тренеру, у которого за плечами был уже не один год клубной работы. Тем более, Кострюков (на заре отечественного хоккея игравший за «Крылья Советов» и известный, как человек, с которого вылепили образ хоккеиста для Кубка СССР), принёсший первые в истории медали чемпионата СССР челябинскому «Трактору», славился как адепт жёсткой дисциплины.
Человеку-легенде Анатолию Кострюкову в прошлом году исполнилось 88 лет, он всё ещё активно принимает участие в разных хоккейных мероприятиях.
Анатолий Кострюков: Я никому спуску не давал. Когда я во время перестройки в Югославии тренировал (кстати, тренировал там один из патриархов отечественного хоккея клуб «Медвешчак», который ныне играет в КХЛ - прим. ред.), там меня вообще Сталиным прозвали. В хоккее, да и вообще в спорте, без железной дисциплины ничего не добьёшься. Второе — это тренировки, с высокими нагрузками. И третье — вопросы тактики. Разбор игр, надо под каждого соперника свой план разработать.
В состав были включены многие из тех, кто набил шишки в Канаде – Бякин, Старков, Трухно, Штепа, Пряхин.. Став на год старше, все они сыграли куда увереннее. Но как и всегда в молодежных командах, немало было и новичков – в воротах первым номером стал динамовец Андрей Карпин, в защите выделялся Валерий Ширяев из «Сокола», в нападении – два Сергея из «Крыльев Советов», Немчинов и Харин и Герман Волгин из рижского «Динамо». Молодёжка традиционно сохраняла широкую географию – и на этот раз в её составе были представлены игроки девяти различных клубов высшей и первой лиг.
Анатолий Кострюков: Наибольшую сложность для тренеров представляло то, что все игроки пришли в команду по-разному подготовленными. Разнобой состояний хоккеистов не был неожиданностью для тренеров и членов комплексной научной группы, что отразилось в плане мероприятий подготовки к турниру, который помимо всего прочего включал в себя двукратное тестирование на льду с биохимическим контролем в целях определения как текущего состояния биоэнергетики, так и биоэнергетического потенциала игроков. Динамика широкого круга биохимических показателей подтвердила точность взятого нами курса на жесткий тренировочный режим, позволяющий проверить надежность энергетической базы кандидатов и свести все многообразие состояний хоккеистов к некоторому единству.
Все матчи, состоявшиеся на заключительном этапе подготовки и на самом чемпионате мира, записывали на видеомагнитофон с целью анализа игровой деятельности команды в целом, звеньев и отдельных игроков. Кроме того, обследовалась соревновательная деятельность по расширенной программе с машинной (на микроЭВМ) обработкой информации по двум разделам: оперативной (через 3—5 мин после окончания периода) и детализированной (для углубленного разбора матча).
Солидно была поставлена в команде политико-воспитательная работа: регулярно проводились лекции о международном положении и встречи с актерами ленинградских театров, а также с общественностью города; работала небольшая библиотека; ежедневно демонстрировались видеофильмы со специальным подбором тематики.
Сборная Канады по именам, пожалуй, даже превосходила прошлогоднюю чемпионскую. К нескольким чемпионам прошлого созыва добавились такие игроки, как 17-летний Марио Лемье, уже тогда «зажигавший» в юниорской лиге Квебека, Стив Айзерман, Дэйв Андрейчук, будущий капитан «Айлендерс» Пэт Флэтли, будущий видный снайпер «Ванкувера» Тони Танти, Пат Вербик, голкипер Майк Вернон, брат Пьера Тарджона Сильвен (№ 2 драфта-1983).. Тренером снова был Дэйв Кинг.
Обе команды стартовали с 3-х побед. Канадцы в первый день переиграли команду ФРГ – 4:0. Немцы смотрелись настолько неубедительно, что Дэйв Кинг после игры отметил, что обеспечив комфортный перевес, его ребята утратили должную концентрацию и думали уже о следующих матчах. Сборная СССР забросила норвежцам 10 шайб, пропустив только одну.
Во втором туре канадцы обыграли сборную США, располагавшую на этом турнире грозным вратарским тандемом Ванбисбрук-Баррассо. Американцы, как и год назад, снова повели 2:0, и снова упустили победу - итог 4:2 в пользу сборной Канады. Наша сборная в труднейшей борьбе сломила сопротивление команды ЧССР, в которой к блиставшему, как и год назад Владимиру Ружичке (с большим отрывом он выиграл в Ленинграде гонку бомбардиров) добавился 17-летний Доминик Гашек, в итоге ставший лучшим вратарём турнира. Ключевым эпизодом матча стали 2 шайбы, заброшенные Немчиновым и Старковым в течение одной минуты второго периода. Итог – 4:3.
Анатолий Кострюков: Матч СССР—ЧССР из второго тура носил скорее «закрытый» позиционный характер: шла борьба тренерских замыслов. Звену Болдина предстояло нейтрализовать ударную мощь звена Ружички. Тройка, в которой Игорю ассистировали Штепа и Пряхин, задачу выполнила и даже выиграла свой микроматч —1:0, что в конечном итоге сыграло решающую роль. Тренер чехословацкой команды в ходе встречи выпускал звено Ружички через смену, передерживал его на льду в надежде освободиться от опеки «болдинцев», но... На исходе 9-й мин. Болдин выдает отменный пас Пряхину — и счет открыт.
В этом матче Сергею явно было тесно в рамках тренерской установки. И потому мы используем его во всех случаях неравенства составов. В конце игры Пряхин, несмотря на огромный объем выполненной работы, чувствует себя отменно: держит шайбу, обводит, точно обороняется... В этой встрече Пряхин выполнил большое число эффективных технико-тактических действий.
Харин — Немчинов — Обухов, как бы воодушевившись уверенной игрой партнеров, резко прибавили в третьем периоде. Особенно заметен Харин: легко скользит— буквально летит надо льдом. Под стать ему и Немчинов.
Именно они и забили «свои» шайбы. Звено выиграло микроматч — 2:1. Старков с партнерами (Трухно и Волгиным), хотя и имели заметное преимущество по числу атак, бросков и в других компонентах игры, «ограничились» ничьей—1:1. Практически именно в этом матче был дан первый ответ на вопросы: «кто есть кто?» «насколько сильна и интересна наша команда?» «в какой мере обоснованны ее «претензии»? Репутация была завоевана. Необходимо было ее подтвердить.
В третьем туре сборная СССР за первые 2 минуты забрасывает в ворота немцев 4 шайбы и напрочь убивает интригу. В итоге на табло горели цифры 12:0. Канадцы, за счёт сильных действий тройки в составе Лемье (к слову, игравшего на турнире не под "своим" 66-м номером, а под 24-м), Айзермана и Андрейчука, оставили не у дел финнов – 6:3.
Очная встреча была назначена на четвертый тур.
Анатолий Кострюков: На этом турнире сборная Канады устойчиво демонстрировала комбинационный, корректный, быстрый и высокоорганизованный хоккей. Команда смотрелась необычно. Если в наших рядах ростом выделялись лишь Пряхин и Трухно, то в сборной Страны кленового листа — добрый десяток игроков повыше советских «Гулливеров». Да еще и форма необычная: вместо хоккейных трусов — брюки, придающие спортсменам стройность и как бы увеличивающие и без того внушительный их рост.
Что касается содержания их игры, то... В матче с командой Финляндии канадцы дважды выкатывались вдвоем против ворот, защищаемых лишь вратарем, и... чисто по-европейски (а точнее — по-нашему, по-советски)— в пас — обыгрывали голкипера, ничуть не жадничая, не бросая шайбу при первой же возможности. И никакой драчливости! Что это: влияние европейской школы? дисциплина? Видимо, и то, и другое. Стало ясно: соперник приехал с чрезвычайно серьезными намерениями — отстоять корону лучшей молодежной сборной мира.
Но неужели в матче с нами канадцы не пустят в ход те козыри, в которых они нас превосходят: вес, рост, силу, боевитость? Нет, не смогут юниоры родины хоккея отказаться от этих козырей. Ведь в комбинационности советская команда тоньше. Значит, надо быть готовым к жесткой, бескомпромиссной борьбе. И не только быть готовыми, но и предвосхитить такую борьбу — опередить и превзойти соперника в каждом столкновении, а в контактной игре — остаться верными себе: вести умную, точную, выверенную до мелочей, мужественную игру.
Роковым для парней Кинга стали в матче с советской командой 2 отрезка – один в конце первого периода, другой – в начале второго, когда с интервалом менее, чем в 2-3 минуты они пропустили 3 и 2 шайбы соответственно. Со счёта 0:5 отыграться канадцы не смогли, хотя вторая половина матча и осталась за ними – общий счёт оказался символическим для наших противостояний – 7:3 в пользу команды СССР.
Анатолий Кострюков: Пряхин, Волгин, Агейкин и Немчинов не только полезно сыграли в атаке, но и не дали канадским защитникам ни секунды покоя (мгновенно атаковали их, стоило тем овладеть шайбой). Пряхин в двадцати одной попытке отобрать шайбу добивался успеха 15 раз. Трухно в четырнадцати — 10. Агейкин выиграл 5 силовых отборов из 10. Маленький, шустрый Харин 8 раз ввязывался в силовые единоборства с рослыми канадцами — и 6 раз шайба оказывалась у него.
Не ждали канадцы от наших такой «прыти». «Связанными» оказались «по рукам и ногам». А вот связи между линиями у них порвались. Не успевает Андрейчук поднять голову и оценить обстановку— в него уже «врезается» Харин. Лишь на миг зазевался Айзерман — и Бякин ударом плеча вынудил его распластаться на льду. Нервы у соперников сдают: то и дело вспыхивают потасовки; зацепы, подножки, грубые толчки — одно за другим...
Дэйв Кинг: Сегодня мы узнали много нового о наших хоккеистах, они распадаются на части под давлением. Советские игроки оказались для наших парней слишком быстрыми. Нам не хватало дисциплины и настроя.
Победа вдохновила наших хоккеистов, и все оставшиеся матчи они выиграли – у США (5:3), у Финляндии (7:2) и у Швеции (5:1). 7 побед в 7 матчах – стопроцентный результат и «золото» советские хоккеисты абсолютно заслуженно оставили дома.
Илья Бякин с чемпионским кубком.
Анатолий Кострюков: Характер и выдержка — вот главные слагаемые нашей победы в этом турнире. Ребята выполнили главную установку: не отвечая на грубость грубостью, победить всех за счет более высокого класса. И победили!
Канадцы же после нашей игры сумели одержать только одну победу – над норвежцами (13:0, Лемье забросил 4 шайбы). Со сборной ЧССР получилась боевая ничья - 7:7, а шведам команда Кинга проиграла (2:5), но за счёт того, что они потерпели поражение от нашей сборной, этого ей хватило для 3-его места. Всего лишь на очко больше шведов набрали канадцы. В этот раз у них не всё было в порядке с командным единством – достоянием публики стал конфликт, разгоревшийся между главным тренером Дэйвом Кингом и Марио Лемье.
Дэйв Кинг: Марио тогда было только 16 лет, он играл в четвертом звене, не так много, - я старался его подпускать постепенно. Обычная ситуация. И ничего бы не было, не вмешайся политика... Одна из франкоязычных газет принялась задавать Марио провокационные вопросы. "Знаешь, почему тебе не давали играть? Потому что ты - франко-канадец. А у руля Кинг, англо-канадец..." Много ли надо, чтобы завести мальчишку в 16 лет? Вот и весь конфликт. Ничего страшного, в общем-то. Врагами, к счастью, мы не стали. Какое-то время спустя он понял, что был не прав. Погорячился, дал скандальное интервью...
Тем не менее, в следующем МЧМ, уже не под руководством Кинга, Лемье, набравший в сезоне 1983/84 суперрекордные 282 очка в 70 играх в юниорской лиге Квебека, участия не принял.
В следующий раз Айзерман и Лемье встретятся в сборной Канады только через 19 лет - и помогут ей вернуть олимпийское золото.
«Серебро» же ленинградского турнира досталось сборной ЧССР, которая в остальных матчах не потеряла ни одного очка.
Лучшим защитником турнира был признан Илья Бякин.
Герман Волгин стал вторым по результативности игроком турнира, уступив только Ружичке.
Герман Волгин: Понимаете, в те времена задача взять «золото» не ставилась. Это просто подразумевалось. Советские сборные всегда занимали первые места. И мы были железно уверены в своих силах. Радость присутствовала. Но она была ожидаемой.
Волгин впоследствии поиграл за «Спартак» и «Динамо», был бронзовым призёром чемпионата СССР и трижды выигрывал Кубок Шпенглера (в тогдашних газетах писали – «Спенглера»), потом много времени провёл в Германии. Но МЧМ-83 остался для него ярчайшим выступлением в карьере, в свои лучшие годы в чемпионате СССР он забивал столько же голов, сколько в «золотом» Ленинграде. Сейчас профиль его деятельности далёк от хоккея (он окончил юридическую академию), но иногда поигрывает за ветеранскую команду «Спартака».
30 лет назад он был намного выше, технологичнее, серьезнее, профессиональнее нынешнего.
Если серьезно, то смотрится просто круто, конечно.
-------------------------
Почти уверен, ничего не скрывают.
А что касается статистики, то ей в СССР серьёзно занимались ещё в 70-х как минимум. Может, и раньше, но в 70-х точно.
Преподаватель Айвазян, который написал вот этот учебник (хотя в соавторстве, но его соавтор говорил, что большая часть учебника заслуга Айвазяна) http://www.twirpx.com/file/78147/ , и который нам в универе читал лекции по многомерному статанализу, в молодости участвовал в работе научной группы, которая обсчитывала игру сборной СССР на домашнем чемпионате мира по 11 показателям с целью определить уровень индивидуального мастерства игроков и компоненты игры, на которые каждому из них стоит обратить внимание (что и как считалось, можно узнать из учебника, хотя подробностей с именами там нет)).
Выяснилось, кстати, что "знаменитый первый советский пас" значимого влияния на игру не оказывает.