МЧМ через призму дуэли СССР и Канады. Приквел. Часть 1
Совсем недавно мы возвращались к истории МЧМ и моему прошлогоднему сериалу, охватывавшему события последней четверти века. При его первой публикации я получил (возможно, вполне заслуженно), упрёк в том, что разорвал историческую целостность турнира – начинать-то следовало бы с самого основания – то есть, с 1974 года. У меня на самом деле были резоны начать именно с 1987 года – и в прошлом посте я ещё раз объяснил, какие. Однако, с того времени я ощущал за собой некий долг – и именно так родился замысел сделать, как говорят на языке кино, приквел. То есть, осветить именно те турниры, которые остались за кадром в прошлый раз. Ну и заодно возобновить традицию предновогоднего блогового марафона - а то я уже как-то ощущал себя не в своей тарелке с приближением очередного МЧМ. Правда, на этот раз я постараюсь сделать так, чтобы проект приквела не послужил причиной пропуска традиционного декабрьского обзора политических ландшафтов - текст готовится, аналогии подбираются :)
Самому первому турниру – 1974-го года, будет посвящён этот пост, а затем планирую сделать ещё сколько-то (хотя тут загадывать сложно – как пойдёт) и дойти тем самым до 1986-го года – а оттуда уже видны будут Пьештяны и первая часть прошлогодней хроники.
Формат сохранится тот же – на турнирные годы мы будем смотреть через призму выступлений сборных СССР и Канады, которые, напомню, за 39 турниров выиграли на двоих 31 «золото» (16, если считать официальные и неофициальные турниры – у наших, 15 – у канадцев), оставив четырём другим победителям (Финляндии, Швеции, Чехии и США) всего лишь по 2 больших успеха. Естественно, матч этих сборных - главное дерби молодёжного хоккея, и если на каком-то МЧМ при нынешней формуле его не происходит, все невольно чувствуют себя в чём-то обделёнными. Нынешний же турнир гарантированно подарит нам как минимум один матч – да ещё в Новый год. Что ж, тем больше поводов углубиться в историю и посмотреть, как всё это начиналось, как зарождалось великое противостояние, и как складывалась легенда.
1974. ПЕРВЫЕ НА «ПЕРВОМ МЕЖДУНАРОДНОМ» .
Ленинград, СССР.
СССР – 1-е место.
Канада – 3-е место.
Личная встреча: СССР – Канада 9:0 (Александров-2, Васильев-2, Кучеренко, Лукашин, Жлуктов, Малюгин, Билялетдинов).
Лидеры сборной СССР: Владимир Мышкин, Владимир Кучеренко, Виктор Хатулев, Эдмунд Васильев, Борис Александров, Виктор Вахрушев, Владимир Гостюжев. Также в составе были Федор Канарейкин, Зинэтула Билялетдинов, Василий Первухин, Виктор Жлуктов.
Лидеры сборной Канады: Фрэнк Салайв, Джим Туркевич, Пол Макинтош, Дуг Джарвис, Билл Эво.
Идея проведения мирового турнира для лучших молодёжных сборных была выдвинута советской хоккейной федерацией в 1973 году, во время проведения ЧМ в Москве, на проходившем тогда же и там же конгрессе ЛИХГ (так до 1978 года называлась ИИХФ). Чиновники идею поддержали, но для начала – на неофициальной основе. Да-да, Фазеля у руля ещё не было, но завету «тихо-тихо» в коридорах международной федерации были уже верны.
Именно тогда определили и крайний возраст участников – наши предлагали 21-22 года, канадцы – 20, исходя из того, что к 21-22 годам большинство сильнейших игроков уже имеет контракты с профессиональными клубами, что делало их недоступными для подобного турнира. Остановились именно на круглой цифре – и с тех пор она не менялась ни разу. В результате, первый розыгрыш де-факто имел все атрибуты чемпионата мира, но не был им де-юре – поэтому даже в советской прессе назывался не иначе как «международный турнир» или «ленинградский международный». Как максимум – «пробный чемпионат мира».
Тем не менее, на первый турнир (логично, что проводить взялся СССР, главный автор идеи) удалось собрать все сильнейшие команды Европы (СССР, ЧССР, Швеция, Финляндия), а также залучить представителей из-за океана – канадцев и американцев.
Канада прислала команду, невзирая на продолжающийся конфликт с ЛИХГ по поводу недопущения профессионалов из НХЛ на взрослые ЧМ. Из-за этого «кленовые листья» не выступали на международной арене с 1970 года.
Правда, в Ленинград приехала вовсе не «национальная сборная» своего возраста - канадцы выставили защищать честь страны клуб «Питерборо Питс» из юниорской Лиги Онтарио – можно сказать, по аналогии со взрослыми ЧМ, куда одно время ездили клубы, бравшие Кубок Аллана – приз лучшей любительской команде Канады. «Питерборо», однако, не был на тот момент ни чемпионом своей лиги, ни обладателем Мемориального Кубка – но не относился и к слабачкам, а ходил где-то рядом с вершинами (в 1972 году играл в финале Мемориала, в 1973-м – в финале лиги Онтарио, того же результата команда добилась позже и в 1974-м).
Кстати, команда выступает в OHL под таким названием и по сей день - а в 2006-м отметила 50-летие со дня основания, то есть практически является ровесницей нашей национальной сборной.
Такой подход к комплектованию сборной давал известное преимущество в сыгранности, но с другой стороны, канадская модель «базового клуба» исключила возможность поучаствовать в турнире для таких сильных юниоров (и известных игроков в будущем) как Кларк Гиллис, Брайан Троттье, Пьер Ляруш, Вильф Пэймент, Чарли Симмер, Рон Грешнер, которые были задрафтованы клубами НХЛ в 1974 году.
Другие потенциальные кандидаты в гипотетическую «национальную команду», как например, Марк Хоу, пользовались тем, что развивавшаяся тогда на всю катушку ВХА драфтовала 17-летних игроков, и уже играли со взрослыми.
Лидером канадцев (читай – «Питерборо») был Дуг Джарвис, будущий «железный человек» НХЛ и отличный оборонительный форвард, который провёл без перерыва почти тысячу матчей в регулярных чемпионатах и выиграл с «Монреалем» 4 Кубка Стэнли. Из всех игроков той команды он сделал лучшую карьеру в профессиональном хоккее. Главным тренером «Питов» был тогда Роджер Нельсон, в будущем – главный тренер целого ряда клубов НХЛ. Его самым заметным успехом на высшем уровне оказался выход с «Ванкувером» в финал Кубка Стэнли в 1981 году.
Команды под его руководством вообще довольно редко пролетали мимо кубковой стадии, но на «первом международном» плей-офф не игрался. Был предусмотрен просто круговой турнир – каждый с каждым по одному матчу, забегая вперёд скажу, что этот формат окажется очень «долгоиграющим». В отличие от взрослого ЧМ молодёжный откажется от нового формата - группы плюс финальная пулька (на МЧМ этот формат и обкатывался) - довольно быстро. В результате привычный круговой турнир доживёт до середины 90-х.
В «раунд робине», который в то же время был и «плей-оффом», канадцы – кстати, самая молодая команда на турнире - играли неровно. Сначала – валидольный выигрыш у США (5:4) – в 3-м периоде проигрывали в 2 шайбы, сравняли счёт и поставили точку за 8 секунд до конца. Против финнов – напротив, повели в счёте и упустили инициативу в 3-м периоде – в итоге поражение (3:4). Затем, однако, следует уверенная победа над ЧССР (4:2) и ещё одна вырванная – у шведов (5:4, 2 последних гола – на 54-й и 57-й минутах).
«Футбол-Хоккей» отмечал, что канадцы демонстрируют лучшие черты своего хоккея – нацеленность на ворота, борьбу до последнего, запредельную самоотдачу – и даже сделал лестное для молодых хоккеистов сравнение этой версии сборной с «большой сборной» профессионалов, память о встречах с которыми тогда была весьма свежа.
Несмотря на традиционную в наших глазах для североамериканцев «простоту» и «прямоту» игры «Питерборо» (про то, кто приехал, всё написано как есть на самом деле, никакой подмены понятий нет), справедливо отмечается, что недооценивать канадцев всё равно не стоит. Вот вам и «не читайте до обеда советских газет» :)
К последнему матчу против команды СССР «кленовые» в итоге подходили с шансами на итоговый успех, пусть и призрачными – нужно было всего-то обыграть соперника с преимуществом в 6 шайб (да, формула турнира не подразумевала «золотых матчей» – и при равенстве очков в зачёт шла даже не личная встреча, а именно разница шайб).
У сборной СССР с этой разницей всё было в порядке – задел был создан благодаря крупным победам над финнами (6:2) и американцами (9:1). У чехословаков после двух периодов тоже выигрывали крупно – 7:2, однако в заключительной двадцатиминутке те забросили 3 шайбы и сделали итог весьма приличным. Со шведами и вовсе пришлось серьёзно повозиться – к 3-й минуте горели 0:2, заменили вратаря (вместо Новикова вышел Мышкин – и потом уже не отдавал пост № 1 до конца турнира), но в итоге всё решила одна шайба в третьем периоде – 5:4.
В атаке советской дружины (которая почти в том же составе год назад выиграла золото юниорского чемпионата Европы) доминировала пара Васильев – Хатулев из рижского «Динамо», на двоих в итоге они набрали 17 очков и забили 10 шайб сборной из 36.
Золотая сборная первого созыва и её лучший бомбардир - Виктор Хатулев.
К сожалению, обоим в будущем не удалось реализовать весь свой потенциал. Хатулева, который стал первым советским хоккеистом, задрафтованным клубом НХЛ (в 1975 году – большое влияние на этот факт оказала его игра на «втором неофициальном», но об этом позже), сгубила история с длительной дисквалификацией за «нападение на судью». Впрочем, были там и проблемы с алкоголем и «нарушениями спортивного режима».. Увы, но рижский здоровяк, который мог любого «отвозить» у борта, стал одним из первых в списке тех, кто блистал на МЧМ, но так и не сумел по-настоящему раскрыться во взрослом хоккее – а впоследствии и безвременно ушёл из жизни... Карьера в Риге у его коллеги Васильева складывалась более удачно, при Тихонове он даже играл в первой тройке с Балдерисом и Воробьевым, но вот с Юрзиновым почему-то не сработался и в итоге тоже завершил карьеру довольно рано.
Зато для «крыльевца» Мышкина, московского динамовца Билялетдинова, армейцев Жлуктова и Александрова, «дизелиста» Первухина и «тракториста» Бабинова этот турнир стал первой вершиной на пути к олимпийскому «золоту» - высшей ценности для советского хоккея.
Надо сказать, что в отличие от «большой» Красной Машины, где доминировали представители ЦСКА и других московских клубов, молодёжка, которой руководили Юрий Морозов и Евгений Майоров, была действительно «сборной» - в ней было задействованы игроки из 10 клубов и 6 городов. ЦСКА в команде представляли всего 4 человека. Для сравнения, во взрослой сборной, в 1974 году взявшей «золото» на ЧМ в финском Тампере, были представлены только игроки 4-х московских клубов – ЦСКА, «Динамо», «Крыльев» и «Спартака».
Главная встреча всего турнира - с Канадой (которую мудрые организаторы заблаговременно поставили на последний тур) пошла для «кленовых» по совершенно другому сценарию, чем предполагали Роджер Нельсон и К. В первом периоде в воротах «Питов» побывала одна шайба. Во втором – три! В третьем – пять! Итог – 9:0!
Владимир Мышкин не пропустил ни одной шайбы – 5 лет спустя он повторит этот подвиг уже в матче совершенно иного статуса и наполнения – на Кубке Вызова-79. Явно подвел канадцев некомплект игроков обороны – весь турнир они отыграли в 2 пары защитников – причём, сознательно, а не по причине травм – и к концу ребята просто утомились. Не удалось им и навязать преимущество в силовой борьбе – тот же Хатулев оказался в этой игре как в родной стихии.
Итак, сборная СССР выигрывает все 5 встреч «первого международного» и - первый титул! Канадцев сокрушительное поражение отбрасывает по разнице шайб на 3-е место – их обгоняют финны, которые на взрослых чемпионатах в то время о таком успехе и мечтать не могли - и даже на домашнем ЧМ-74 остались без медалей. Зато успехи молодёжки станут одним из первых камней в пирамиду их успешного хоккейного будущего.
Лучшим вратарем турнира был назван канадец Фрэнк Салайв, получивший в награду русский самовар, защитником – наш Владимир Кучеренко.
Уже первый турнир доказал свою необходимость и важность для мирового хоккея. Его значимость оценили все - включая канадцев. Никогда на тот момент они не были хозяевами взрослых чемпионатов мира (впервые это произойдёт только в 2008-м), а на «второй международный» - всё ещё неофициальный - быстро прислали заявку на проведение. Но это уже совсем другая история.
Продолжение следует...
Разбор канадской игры в "ФХ" крут, надо сказать. Та сама аналитика, которой нам не хватает)
чуть подправить:ЦСКА тоже фактически был сборной, поэтому ничего
удивительного, что и молодёжка стала сборной ("Надо сказать, что в отличие от «большой» Красной Машины, где доминировали представители ЦСКА и других московских клубов, молодёжка, которой руководили Юрий Морозов и Евгений Майоров, была действительно «сборной» - в ней было задействованы игроки из 10 клубов и 6 городов..."). В те времена, не секрет, Москва выкачивала всё из
провинции в свои клубы, соответственно-и в сборную.
Из состава канадцев ,кроме Джарвиса,еще Халворд и Джонатан закрепились в НХЛ,600 и 400 матчей сыграли.Статья в ФХ - отменная.