Какое наследие оставил Павел Дацюк для хоккея
Волшебник проводит прощальный матч.

В Екатеринбурге сегодня большой хоккей – матч с участием Павла Дацюка.
Сам он по привычке отшучивается и называет The Magic Game просто встречей друзей, но это совсем не просто собрать вместе столько больших имен перед началом сезона. В редакции вспоминали – с Дацюком мы «прощались» минимум трижды. Когда он уезжал из «Детройта», когда провел последний матч за «Автомобилист», а затем перед включением в Зал хоккейной славы. Да и не так важен статус предстоящей игры, если это повод еще раз осмыслить карьеру Павла.
В августе 2012-го Дацюк в интервью Спортсу» рассказывал, что хотел бы пообщаться с Уинстоном Черчиллем. Так зацепили его высказывания бывшего премьер-министра Великобритании. «Ничто не мотивирует так, как когда в тебя стреляли и промазали». В этой цитате вроде и смысл, и шутка..» – цитировал Павел одно из любимых выражений.
Если посмотреть на его жизненный путь, вспоминается другая фраза Черчилля. В октябре 1941-го во время визита в родную школу в Лондоне он произнес: «Никогда не сдавайтесь – никогда, никогда, никогда, ни в большом, ни в малом, ни в крупном, ни в мелком, никогда не сдавайтесь, если это не противоречит чести и здравому смыслу».
Черчилль говорил о политике. Для Павла Дацюка таким был хоккей. Никогда, никому, даже в самых мелких эпизодах.

Еще до НХЛ был «Ак Барс», где и с двумя здоровыми ногами не у всех получается. Дацюк, пропустив почти год из-за серьезной травмы колена, с визуальной легкостью зашел в первое звено, а точнее сделал его таковым. «Теперь Казань ходит не только на Дмитрия Квартальнова, но и Дацюка!» – писал о нем еженедельник «Хоккей» после хет-трика в ворота «Салавата Юлаева».
Перед чемпионатом мира-2001 Павел почти весь сезон – и в клубе, и в сборной России – играл с Квартальновым и Сергеем Золотовым, и как играл! Но в Стокгольм на турнир поехал только Дацюк. Начинал в четвертом звене, как молодой и неопытный, а к плей-офф его подняли в первое, где он подвинул на фланг самого Алексея Яшина. Главный тренер сборной Борис Михайлов после чемпионата называл Дацюка надеждой российского хоккея, а «Детройт», который просматривал Хенрика Зеттерберга, увидел, что Павел готов к контракту в НХЛ.
В «Ред Уингс» на его позиции играли великие – Стив Айзерман, Сергей Федоров и Игорь Ларионов, а Крис Дрэйпер был двукратным обладателем Кубка Стэнли и королем точки вбрасывания. Прежде чем добраться до них Дацюка ждала конкуренция с другим русским центром – его ровесником Юрием Буцаевым, который уже провел в системе клуба два года, говорил по-английски и казался более надежным вариантом.
Уровень сложности запредельный, соотношение «затраченные силы на заработанные деньги» в пользу эчпочмаков в столовой «Ак Барса», а не НХЛ. Но это Буцаев отправился в фарм-клуб, это Дрэйпера скинули из центра на фланг, а Дацюк в первой игре за «крылья» получил несколько смен в спецбригаде большинства и свой шанс не упустил.
Один Кубок Стэнли, второй, со временем пришло прозвище «Волшебник» и контракт на десятки миллионов. Он выиграет чемпионат мира и Олимпиаду, чемпионат России и Кубок Гагарина, войдет в Зал хоккейной славы и станет одним из самых уважаемых спортсменов в истории.

Кто-то скажет, что Павлу повезло оказаться в команде с таким звездным составом, таким тренером, как Скотти Боумэн, и в конце концов с таким личным наставником, как Игорь Ларионов. В чем-то это правда, но и «Детройту» повезло с ним не меньше. Дацюк не искал удачу, а ее создавал. Он не просто слушал, а соглашался и быстро прогрессировал, превратившись из обычного технаря с нестандартным мышлением в надежного центра. Такого можно было выпускать с любыми партнерами, такого не страшно было бросать под Сидни Кросби или Джо Торнтона.
Уникальным Дацюка сделали не издевательские финты на месте, не фокусы с шайбой и красивые голы, которые и сейчас собирают тысячи просмотров, а внимание к малейшим, будто бы незначительным деталям игры. Так он показывал, насколько глубоким и многогранным может быть хоккей; как искусство быть на шаг впереди побеждает физическую силу, скорость и щелчки под 200 км в час.
Так он стал одним из немногих хоккеистов, что могли быть лучшими и забирать все аплодисменты болельщиков с нулем очков и бросков в матче.
Так воспитал целое поколение игроков, которое сейчас доминирует в НХЛ. Никита Кучеров, Леон Драйзайтль и Александр Барков часами просматривали хайлайты Дацюка, чтобы стать лучше. В списке его фанатов также Нико Хишир, Мэтью Барзал, Дилон Ларкин, Кайл Коннор и многие другие.
Так в одном эпизоде матча плей-офф-2014 с «Бостоном» – лучшей командой лиги в регулярке – отнял шайбу у обладателя «Селке Трофи» Патриса Бержерона, ушел от длиннющей клюшки Здено Хары и переиграл Туукку Раска, который получит «Везину».
Мы уже забыли, но из-за повреждения ноги в 2014-м Дацюк пропустил больше трех месяцев, но не отказался от участия в сочинской Олимпиаде. На пару с Александром Радуловым он стал лучшим бомбардиром сборной России. Павел ничего не обещал, но через четыре года поехал на свою пятую Олимпиаду и уже там завоевал золото.
Никогда, никому, даже в самых мелких эпизодах. Такое наследие хоккею оставил за свою игровую карьеру Павел Дацюк.
Фото: Gettyimages/Tom Pidgeon, Jamie Squire; КХЛ/Басанаев Антон