Спецпроект
7 мин.

«Военная комната» в КХЛ – почему там определяются судейские решения и откуда такое название

Узнали все детали.

Помните, эпичный овертайм от СКА и московского «Динамо» в Кубке Гагарина, все матчи которого показывает Кинопоиск? СКА через толпу игроков затолкнул победную шайбу, но через шесть минут ее отменили – а потом уже «Динамо» забило решающий гол.

На пресс-конференции главный тренер СКА Роман Ротенберг сокрушался, что судьям позвонили из «военной комнаты» – именно ее решение перевернуло игру в одном из самых ярких матчей плей-офф. А как она устроена?

Спортс’’ и Кинопоиск в этом сезоне разбирают все важные явления вокруг КХЛ. В этом выпуске – все про «военную комнату».

Почему комнату для видеопросмотров вообще называют военной?

Важно понимать, что «военная комната» – неформальное обозначение, которое закрепилось в обиходе журналистов, болельщиков и игроков. Сама лига настаивает на варианте «Центр видеоанализа КХЛ» – как минимум такая формулировка используется с этого сезона и прописана в регламенте. Вариант «военная комната», хоть и наиболее распространенный, нравится не всем. «Кстати, откуда это название? С кем война? За что воюют? Что за глупость?! Не военная, а комната экспертов, которые рассматривают спорные моменты», – удивлялся экс-арбитр КХЛ Владимир Плющев.

Никакой связи с войной действительно нет: «военная комната» – калька с английского языка. КХЛ пояснила Спортсу’’: «Там [в зарубежных чемпионатах] подобные центры называются Video Assistant Situation Room или сокращенно VAR Situation Room, что созвучно с War Room – дословно переводится как «военная комната». В крупных компаниях существуют помещения в офисах, где встречаются проектные команды и принимаются важные решения – их тоже называют «военными комнатами».

Что внутри «военной комнаты»? И почему там стационарные телефоны?

В июле-2024 КХЛ вышла из-под юрисдикции ФХР, получив независимость, что повлекло к большим структурным изменениям. Одно из них – появление нового центра видеопросмотров. Если при ФХР он находился в офисе КХЛ в Москве, то теперь переехал в отдельное здание. 

На оборудование новой «военной комнаты» лига потратила полтора месяца. По словам Романа Ротенберга, он сам участвовал в ее запуске – «финансирование было со стороны Федерации хоккея России, вложены были огромные деньги, чтобы было честное судейство». После того поражения от «Динамо» Ротенберг говорил про звонки из «военной комнаты» как о чем-то особом, хотя она обязательно просматривает все голы, забитые в овертаймах плей-офф Кубка Гагарина.

Сама «военная комната» живет в импровизированном вакууме – во время работы сотрудники отрезаны от связи.

«Чтобы обеспечить безопасность ЦВК, установлена система видеонаблюдения и организован порядок доступа, – рассказали в КХЛ. – Судьи, не назначенные на матчи, не могут туда попасть, поскольку на каждый день составляется список лиц, имеющих доступ в ЦВК. Перед тем, как зайти туда, судьи и специалисты КХЛ сдают все гаджеты и не имеют связи с внешним миром. Это прописано в регламенте работы ЦВК – блокируются все звонки и выходы в интернет, не связанные с работой на матчах. Еще ЦВК контролирует статистические показатели чемпионата об авторах голов и результативных передач».

Глава судей КХЛ Алексей Анисимов добавлял, что все моменты обсуждения рабочих вопросов начинаются утром следующего дня: «Связи с комнатой в режиме реального времени нет. Это правильное концептуальное решение, которое позволяет двигаться вперед. Есть дежурный по комнате, который в случае экстренной ситуации может оповестить, но такая возможность предусмотрена на крайний случай». 

Сам ЦВК, по словам Анисимова, по сравнению с прошлой версией расширил функционал, увеличил мощность оборудования и стал «нечто большим, чем просто комнатой видеопросмотров – это центр видеоанализа». Его смысл не только в том, чтобы отсматривать видеоповторы и помогать с принятием решений, но и формировать базу видеоматериалов для обучения судей.

Как это выглядит технически?

● Помещение со специализированным оборудованием, которое принимает сигналы ТВ-компаний, транслирующих матчи, и камер системы «Видеогол» с каждой арены в режиме реального времени; 

● 12 рабочих мест для судей и четыре – для специалистов КХЛ; 

● 44 компьютерных монитора; 

● ТВ-стена из 15 панелей, объединенных в единый экран. Она может принимать разные конфигурации и отображать множество окон в зависимости от количества матчей в одно и то же время.

Для связи и передачи решений судьям на всех стадионах, где проводятся матчи КХЛ, используются стационарные телефоны: «В сезоне-2024/2025 мы опробовали спецсвязь, которая позволяет специалистам и арбитрам в ЦВК напрямую общаться с судьями на льду. Эта технология будет внедрена в полном объеме в сезоне-2025/26».

Как устроена работа центра в день матча? Если параллельно идут несколько матчей – за каждым следят отдельные люди?

В начале сезона КХЛ показывала, как изнутри выглядит «военная комната» – непосредственно во время ее работы. Интересно, что у специалистов перед мониторами заблюрены лица. «Лица скрыты для того, чтобы исключить давление на этих людей, поскольку они принимают решения в спорных ситуациях», – объяснили в КХЛ.

«На одну игру назначаются один судья и от двух до четырех специалистов КХЛ. Они, как и судьи, проходят все учебно-тренировочные мероприятия перед стартом чемпионата, изучают спорные ситуации, связанные со взятием ворот. [Перед матчами] все они прибывают в ЦВК и начинают подготовку: проверяют работу и калибровку камер, состояние сервера, связь со стадионом и соответствие оборудования техническому регламенту.

Еще одно назначение центра видеоанализа – контроль и повышение уровня судейства в чемпионате. Так, на каждый матч назначается арбитр ЦВК, который анализирует проведение матча и работу судей на льду. После окончания игры он формирует видеоархив со всеми штрафами и спорными ситуациями. Затем эти видеоматериалы Департамент судейства направляет судьям, работавшим на игре, и использует на семинарах арбитров для изучения».

Когда «военная комната» включается в работу судей? Когда – по запросу тренера?

«Военная комната» работает на протяжении всего матча, контролируя работу арбитров на льду и судьи видеоповторов, который находится на стадионе и помогает главному – по его просьбе или собственной инициативе.

«После каждого гола [судьи на видеопросмотрах] проверяют правильность взятия ворот, на что отведена одна минута. Если определено, что шайба заброшена с нарушением, они инициируют видеопросмотр на правильность взятия ворот и принимают финальное решение. Все просмотры по запросу тренеров рассматривают специалисты КХЛ и выносят финальное решение – был гол или нет.

После каждого гола специалисты КХЛ в ЦВК принимают решение по легитимности взятия ворот и сообщают его арбитрам на стадионе. В последнюю минуту матча и в овертаймах они проверяют все взятия ворот вне зависимости от запросов тренеров. Эта проверка учитывает все ситуации, из-за которых гол может быть отменен. 

Ситуации, когда шайба попала в каркас ворот или оказалась на линии, оперативно, в течение 5-10 секунд, просматриваются в ЦВК. Если принято решение, что шайба полностью пересекла линию ворот, оно мгновенно доводится до арбитров на льду и матч останавливается».

Реклама 18+. ООО «КИНОПОИСК»