5 мин.

«Маски-Шоу» - часть 2/3 «Плант. Рагулин. Чиверс»

... В 1954 году была предпринята очередная попытка ввести в обиход вратарскую маску. На этот раз один умелец из Онтарио, которого звали Делберт Лауч, изготовил несколько примитивных масок, наподобие карнавальных, из кусков пластика и раздал вратарям всех 6-ти клубов НХЛ на пробу. Одну из этих масок демонстрирует на фото вратарь "Торонто Мейпл Лифс" Джонни Бауер. После первых же матчей вратари отказались от этих масок: во-первых, эти маски очень сильно запотевали, а во-вторых, маска постоянно бликовала от мощного освещения. Эксперимент не удался.

2 ноября 1959 года произошла настоящая хоккейная революция. В матче "Монреаль Канадиенз" - "Нью-Йорк Рейнджерс" после мощнейшего щелчка Энди Бадгейта шайба угодила в нос и по касательной в скулу вратарю "Канадиенз" Жаку Планту. Он покидает лед, матч останавливают на 45 минут. Планту накладывают 7 швов, готовятся выпускать его обратно, однако наш герой заявляет: "Без маски выходить не буду!". Тренер "Канадиенз" Гектор Блейк долго с ним спорил, но так как запасного вратаря у Монреаля не было, а Жак был просто отличным игроком, Блейку пришлось согласиться. Стоит отметить, что к 1959 году Жак имел четыре перелома носа, два перелома скул, перелом челюсти, перелом лобной кости, сотрясение мозга и, примерно, две сотни швов на лице. Когда у человека такой "послужной список", не приходится удивляться тому, что он хочет как-то обезопасить себя.

Общественность восприняла нововведение крайне негативно. Легендарный вратарь Терри Савчук, который имел швы, наверное, на всех частях тела, заявил, что это революционное изобретение в области защитной амуниции ничего собой не представляет. "Только потому, что Жак Плант носит маску, некоторые полагают, что она сильно помогает, но Плант - хороший вратарь вовсе не из-за маски. Я профессиональный вратарь более 10 лет, и никогда не играл в маске. И я не вижу причин, чтобы начать играть в ней теперь" - говорил Савчук. Все же через три года закоренелый скептик Савчук надел маску, ибо получая такие шрамы после каждого матча Терри рисковал навсегда стать живой копией монстра Франкенштейна.

Стоит, пожалуй, поговорить и про СССР-овские маски того времени. Первым в СССР маску на свое лицо надел вратарь Воскресенского "Химика" Анатолий Рагулин, брат знаменитого защитника ЦСКА Александра Рагулина. На одной из тренировок Химиков шайба угодила прямиком в бровь Рагулину. Врачи вынесли свой приговор: "Повреждена глазная мышца. Нормальное зрение не восстановить. С хоккеем придется заканчивать." Однако Рагулин с хоккеем не закончил, тренер "Химика" Николай Эпштейн уговорил остаться в воротах. Но для того, чтобы остаться Рагулину срочно нужна была маска. Стекловолокна, как у заокеанских коллег у Анатолия понятное дело не было.

Вратаря выручил знакомый специалист по ракетным двигателям, имя которого в истории не сохранилось. От непонятно откуда взявшегося стального бюста соратника Сталина Жданова в натуральную величину спец отпилил голову, распилил её пополам, затылочную часть отбросил, а на месте рта, ноздрей и глаз просверлил дырки. Маска сделана. Представьте, что чувствовали нападающие соперника, когда видели на воротах Жданова! Думаю, не самые приятные ощущения.

*******

Изначально маски были либо коричневые, некрашеные, либо чисто белыми. Но простой белый цвет многим казался примитивным. Первым голкипером, разукрасившим свою маску, стал Джерри Чиверс.

 

Однажды на тренировке вратарь "Бостона" Чиверс получил шайбой в маску. Удар был мягко говоря слабоват, но Джерри славившийся своей неимоверной ленью на тренировках упал на лед, как будто в него из пистолета выстрелили, после чего отправился в раздевалку, изображая дикую боль. Тренер "Мишек" Гарри Синден пошел проведать своего игрока и увидел его пьющим газировку в компании врача команды.

"Чиверс, этот бросок не разбил бы и яйца! А ну-ка одевайся и марш на лед!" - заорал тренер.

Что делать, придется идти. Джерри загрустил и стал собираться. В это время с его маской "похозяйничал" врач "Мишек" Джон Фористолл, по прозвищу Frosty. Он вытащил откуда-то взявшийся фломастер и нарисовал на маске Чиверса порез с десятью швами. Вратарь был в восторге. В течение сезона 1966 года Чиверс стал отмечать следы от попадания шайбы и клюшек соперника на своей маске. Скоро на маске Чиверса не осталость живого места...

В дальнейшем роспись масок, как говорится, пошла-поехала...

 

*******

Конечно же, маска намного снизила количество переломов и рассечений. Но, в силу своей конструкции, она не обладала должным качеством амортизации шайбы. От надежности у масок, на самом деле, была только видимость. Однако же в масках из стекловолокна продолжали играть. Последняя маска старого типа была замечена в 1990 году на лице вратаря Сэма Сен-Лорана...

*******

Спасибо за внимание. Продолжение следует