Как я впервые попал на матч НХЛ. Репортаж из Праги
Посетить матч НХЛ всегда казалось чем-то невероятным и недостижимым, ведь проходит это все вдали от нас, где-то там далеко за океаном. Но все изменилось благодаря удачному стечению обстоятельств и спонтанным решениям, основанным на принципе «здесь и сейчас».
С детства для каждого ребенка, увлеченного хоккеем, НХЛ становится чем-то большим, чем просто лига – это мечта, ключевой символ хоккейной культуры.
Мое знакомство с НХЛ началось через одноименный игровой симулятор на ПК. Эта игра позволила ощутить дух лиги, выделить своих кумиров и разобраться во множестве незнакомых фамилий и клубных названий. Ведь полноценно смотреть матчи или даже обзоры тогда (в конце нулевых) было почти технически невозможно.
«Глобал серия» – билеты, план и маршрут
Предвкушая наступающий сезон, я решил освежить память и погрузился в статьи википедии по сезонам НХЛ (залипнуть там можно надолго). И вот внезапно наткнулся на текст: «Баффало Сэйбрз» и «Нью-Джерси Дэвилз» проведут два первых своих матча в регулярном сезоне, сыграв друг с другом 4 и 5 октября 2024 года на «О2 Арене» в Праге (Чехия)».
Если признаться, тогда я впервые узнал, что НХЛ проводит такие матчи открытия в Европе. Меня сразу же посетила мысль: «Что если съездить в Прагу и осуществить заветную мечту? Ведь виза есть, да и пройдет относительно недалеко от Беларуси».
Принялся искать информацию по билетам. Путь поиска по сайтам вышел таким: «О2 Арена» – события – «NHL Global Series» – ticketportal.cz. До даты матчей оставалось меньше двух недель и надежды на покупку с официальных сайтов особо не было. Но на удивление, билеты поштучно еще были доступны практически на каждом секторе. Самые выгодные – за воротами и по центру на втором ярусе, по цене 5500 крон (220 евро).
Целый день не покидала мысль «а что если?». И хорошенько поразмыслив, прикинув логистику и план, я пришел к выводу – надо брать и ехать. Да, цена кусается (даже очень), но я вспомнил главный девиз таких дорогих покупок: «эмоции – бесценны, а деньги еще заработаются». Через некоторое время, после простых действий с банковской картой, электронный билет был уже у меня.
Вопрос с трансфером решился так же просто. Минск и Прагу связывают прямые и стыковочные автобусные рейсы. Прямой вариант через Брест не подошел из-за риска долго простоять на польской границе, поэтому выбрал ехать через Литву, где автобусы едут четко по расписанию. В итоге дорога полностью заняла чуть более суток, включив в себя трехчасовой переход литовской границы и пересадку в автобус, следовавший из Риги в Прагу.
По плану было провести три ночи в Праге, изучить город с культурной и гастрономической точки зрения, продегустировать чешский бровар и насладиться хоккейным матчем. Больше контента всего времяпровождения в столице Чехии вы можете посмотреть в моем телеграмм-канале. Там же пройдет розыгрыш привезенных сувениров.
День матча
В Праге афиша матча мало где попадалась на глаза. Основное напоминание и настроение создавали люди, разгуливающие в хоккейных джерси по историческим местам города. Во второй день серии (5 октября), по мере моего выдвижения на стадион, количество колоритных болельщиков, создающих антураж, только прибавлялось. При чем попадались джерси как и играющих команд, так и абсолютно разных клубов не только НХЛ, но и европейских лиг.
Я не остался в стороне этого парада хоккейных маек и разбавил всех своей джерси минского «Динамо» сезона 10/11. На моей спине гордо красовалась фамилия «МЕЗИН», напечатанная еще кириллицей. Однако маек команд КХЛ больше замечено не было.
«Поеду-ка я заранее, за часа два» – уверенно подумал я, что таким образом опережу остальных и спокойно зайду внутрь. Недооценив зарубежного болельщика, по выходу из метро увидел длинные очереди людей, выстроившихся у дверей арены.
До запуска оставалось еще полчаса и я не стал бессмысленно тратить это время вместе с остальными, томясь в долгом ожидании. По соседству с ареной расположился торговый центр, перед входом в который виднелись палатки. Приманивающий экран и скопление «красненьких» говорили, что нужно двигаться туда.
В палатках продавались только еда и пенные напитки, но стоило пройти внутрь ТЦ, как тут же оказываешься в большой зоне хоккейных активностей. В основном все точки были заняты детьми, но нашлись развлечения и для взрослых: можно было почувствовать себя в роли вратаря с помощью VR-очков или просто поиграть на пару в старый добрый настольный хоккей, в котором даже был приделан электронный куб с информационным табло.
Время запуска быстро приблизилось, а вместе с ним заметно увеличились очереди желающих как можно раньше попасть внутрь. Встав в самый конец, я начал гадать к какой минуте матча я только попаду, как вдруг очередь безостановочно пошла вперед. Мы свободно прошли через парадный вход и внутренними коридорами вышли к рамкам досмотра, где быстро и без задержек народ попадал в подтрибунное помещение. Весь проход занял от силы минут десять.
Внутри первым делом я побежал к точке продажи фирменного мерча, пока голодные до сувениров фанаты не размели все товары. Ассортимент показался совсем уж обычным и скудным: в основном продавалась базовая атрибутика (без программки и значков!), а заоблачные цены только больше усилили разочарование.
Уехать без памятных подарков никак не вписывалось в планы, поэтому выбор пал на матчевый шарф с обеими командами за 600 крон. А еще на упаковку из трех магнитов (500 крон) и шайбу (500 крон).
Вообще, самих точек для такого количества болельщиков показалось недостаточно. Одна на улице перед входом, одна в ТЦ и три в самой арене. Это вызывало постоянные долгие очереди, через которые даже подойти и прицениться не было возможности. Наибольший ажиотаж, ожидаемо, проходил у прилавков с товарами «Нью-Джерси».
Приобретя небольшой перекус на фудкорте, я присоединился к столику, возле которого стояли трое парней в джерси «Дэвилз». У нас завязался разговор и оказалось, что двое из них приехали из Германии, а третий из самого штата Нью-Джерси.
– Илья Ковальчук? – спрашивает американец, показывая на мою фирменную кепку «Нью-Джерси» с 17-м номером.
– Нет, это Егор Шарангович. Я из Беларуси.
– О, Беларусь. Александр Глеб! Крутой был футболист, играл за «Штутгарт» – добавили уже парни из Германии. – А еще Ник Бэйлен, знаешь такого? Он вроде играл за вас [хоккейную сборную], а сейчас выступает за клуб из моего города.
Сказать, что я был приятно удивлен — ничего не сказать. Далее мы вспомнили и выступления БАТЭ в еврокубках, и противостояние наших хоккейных сборных на чемпионатах мира, а так же затронули прошедший Евро и стадион «Боруссии» из Дортмунда (тут уже я вспоминал свою поездку).
Услышать от иностранцев упоминания белорусских (или не совсем) спортсменов оказалось по-настоящему неожиданным. Но еще больше очаровало сожаление моих собеседников о том, что хоккейные сборные Беларуси и России уже несколько лет отстранены от мировых первенств.
Этот разговор очередной раз напомнил, как спорт действительно объединяет людей.
И вот она – главная ледовая площадка Чехии, третья по вместимости в Европе (17 тысяч) и временно ставшая точкой притяжения фанатов НХЛ. Любопытно, «О2 Арена» несколько раз переписывала рекорд посещаемости КХЛ: пражский «Лев» выступал в лиге на протяжении двух сезонов и добирался до финала Кубка Гагарина в 2014 году, где потерпел поражение от «Металлурга» (3-4).
Билет покупал за ворота, чтобы быть ближе к площадке и лучше прочувствовать драйв игры. А еще это возможность спуститься вниз и в виду отличной конструкции трибун, вплотную рассмотреть раскатку команд.
На арене погас свет, и на экране показали видеоролик, посвященный «Дэвилз». Команды выходили на лед под красное и синее освещение, в соответствии с клубными цветами. Публика реагировала на каждую фамилию негромко и без энергии. Видимо, копили силы для финального имени – словака Томаша Татара. Трибуны тепло его приняли бурными овациями. (Здесь и далее – ссылки на видео из YouTube Shorts.)
Поддержка командам, мягко говоря, оказалась довольно скромной. Хоть большинство зрителей и болело за номинально домашнюю команду, а гости имели лишь несколько активных рядов за воротами, заполненные трибуны «О2 Арены» вполне соответствовали ее нейтральному статусу.
Внушительная «красная» часть зрителей скандировала долгое и растянутое «let’s go De-e-evils», а в ответ им менее громко отвечали ритмичным «let’s go Buffalo». На этом поддержка и ограничилась: на протяжении всей игры только лишь эти две кричалки сменяли друг друга, но это только забавляло местных болельщиков.
В какой-то момент я заметил, что местные чехи явно увлеклись пенным напитком: ближайший сосед покинул трибуны еще в первом периоде, чем облегчил мое пребывание в достаточно зажатом месте. Второй настолько проникся скандированием звуком «e-e-e» в слове «Devils», что каждый раз именно он заводил фирменную кричалку «дьяволов». Третий и вовсе задремал, но при каждом пробуждении не отказывался от очередного бокала, который ему по-братски передавал второй.
Весь развлекательный контент, демонстрируемый на медиакубе, был рассчитан для местной чешской публики. Ведущие клубных ТВ дегустировали уличную еду города, прогуливались по популярным местам, а хоккеисты показывали способности произношения чешских слов. Судя по реакции зрителей, да и по собственным ощущениям как носителя славянских языков, выглядело довольно комично и неуклюже.
В одной из пауз наш сектор обступили ведущий с помощниками. Они рандомно выбрали ряд, в котором каждому зрителю раздали по коробке коллекционных карточек игроков НХЛ. Произошло это как раз на ряд ниже моего.
Игра проходила под ощутимым преимуществом «Нью-Джерси». «Баффало» совсем не удавалось перехватить инициативу и что-то противопоставить. «Дэвилз» много прощали, сделав 37 бросков против 18 – причем бросали часто с опасных позиций, в которых уже геройствовал вратарь. Зрители шумно реагировали на каждый момент, вскакивая с мест, из-за чего мне порой было не видно событий у ближних ворот.
В определенные моменты движения хоккеистов были настолько быстрыми и отточенными, что создавалось впечатление, будто они следовали заранее заложенным алгоритмам. Они переходили от одного действия к другому плавно и безошибочно, словно кадры видеоигры – идеальные и синхронизированные. Эти наблюдения подчеркивают высокий уровень мастерства, который ждешь от игроков НХЛ.
Первый гол случился только к середине второго периода: неожиданно для всех «Баффало» силой пропихнула шайбу в ворота. Трибуны погрузились в тихий гул, кажется в произошедшее верили разве что малочисленные болельщики «Сэйбрз». После такой пропущенной шайбы, «дьяволы» обязаны были встрепенуться и перестать транжирить моменты.
Наконец, всей арене удалось выплеснуть накопившиеся эмоции буквально через три минуты игры: Шимус Кейси отправил шайбу в ближнюю девятку, изящно убрав ее под себя. Второй гол, не менее зрелищный, состоялся уже в третьем периоде: Хьюз красиво на развороте обрезал защитника и ассистировал на Коттера, который уложил вратаря и закинул под перекладину.
Заметив пустые места в соседнем секторе у самого льда, я пересел на второй ряд, оказавшись так близко к заградительному стеклу, что мог почти дотронуться до него рукой. С этого расстояния игра раскрывалась совершенно иначе, ощущалась с такой яркостью и мощью, что захватывало дух. Каждый рывок, бросок и столкновение стали полны эмоций и восторга – появилась нотка грусти, что не пересел раньше.
Теперь, полностью отдавшись атмосфере, я кайфовал от происходящего вокруг. В этот момент пришло осознание степени значимости этого события – буквально в нескольких шагах играли настоящие команды НХЛ, я видел детально всех игроков, их живые эмоции и каждое действие на льду. То, что всю жизнь казалось немыслимым и доступным только через экран монитора, происходило в реальности.
Так и сбываются мечты – спонтанно, волнительно и по-настоящему незабываемо.
Третий гол «Нью-Джерси» пришелся за шесть минут до конца и, фактически, приговорил «Баффало». «Сэйбрз» предприняли отчаянные попытки навалиться на ворота, но было поздно. А так хотелось в тот момент, чтобы они сравняли и матч хоть не намного, но продолжился. А еще лучше, чтобы он не заканчивался вообще.
***
Все же матч воспринимался как выездное шоу, созданное для таких же зрителей, как и я, которые возможно впервые оказались на таком редком событии. Несмотря на турнирный вес «Глобал Серии», ожидать накала страстей и борьбы, сопоставимых с матчами Кубка Стэнли, было бы не совсем справедливо. Даже драка с брошенными крагами выглядела не совсем реалистично – казалось, что игроки либо забыли, либо не хотели наносить удары друг другу.
Но я пришел к другому, не менее важному выводу. Регулярные посещения домашних игр минского «Динамо» на 15-тысячной «Минск-Арене» дают понять, что уровень организации и атмосфера, созданные у нас, достигли высоких стандартов. Каждая игра в Минске наполнена насыщенной программой, активной работой ведущего и развлекательным шоу. А в совокупности с постоянной поддержкой трибун появляется чувство гордости за то, что мы имеем. Именно в таких сравнениях познается этот уровень.
Конечно, стоит учитывать нейтральный статус «О2 Арены» и другую культуру боления европейского зрителя, но все же, не хочется приравниваться к атмосфере «Минск-Арены». Этот вечер – скорее что-то из параллельной вселенной.
Я даже не предполагал, что игроки могут выйти на трибуну к болельщиком, ничего ж себе. Это сильно удивляет, нигде такого не встречал, обычно хоккеистов подлавливают при выходе из раздевалок. Правильно говорите - опыт приходит с годами) Спасибо за комментарий!
Вначале пишите про джерси Динамо и МЕЗИНА.
И про кепку с 17 номером Нью-Джерси...
тем более что Прага потрясающе красивый город, там есть что посмотреть помимо хоккея
Всегда рад!