9 мин.

7 лет Александра Медведева в КХЛ. Что хорошо и что плохо

Хорошо

Принял непосредственное участие в создании КХЛ

В 2007 году главным двигателем идеи большой и сильной хоккейной лиги, нацеленной на доминирование в Европе, считался Вячеслав Фетисов, который в итоге стал председателем совета директоров КХЛ. Однако без серьезной государственной и финансовой (в российских реалиях эти слова правильнее писать через тире) поддержки проект мог оставаться на бумаге очень долгое время. Примерно вечность. И соответственно, в этих структурах должен был найтись человек, который загорится идеей настолько, чтобы договариваться с консервативной ФХР о правах на звание чемпиона России, объяснять руководству клубов, в чем преимущество игры в новом чемпионате, по новым и, что тоже важно, общим для всех правилам. Собственно, к февралю 2008 года эта работа во многом была проделана Александром Медведевым.

Принял участие в создании Молодежной хоккейной лиги

Это сейчас МХЛ – одна из крупнейших в мире хоккейных лиг, которая подхватывает игроков, закончивших обучение в детских школах, но неготовых к игре за команды мастеров или даже за их дубли. До сезона-2009/10 ее просто не существовало, и молодежь, за редкими исключениями, была предоставлена сама себе или же ошивалась в странном турнире фармов. Самый яркий пример из того времени – Александр Радулов, который в силу юного возраста не подходил командам Суперлиги и отправился играть в систему CHL. И которого с большим шумом вернули из НХЛ на родину. Решение о создании Молодежной хоккейной лиги было принято 26 марта 2009 года при поддержке руководства КХЛ.

Принял участие в создании хоккейного телеканала

На фоне консервативных хоккейных управленцев, руководящих клубами и федерацией, Медведев стал первым человеком, который признал, что уровень лиги – это не только ее уровень ее звезд и хоккея в целом. Классная современная лига – это, прежде всего, качественная телекартинка. 1 октября 2009 года новый хоккейный телеканал провел первую прямую трансляцию, и с тех пор президент лиги внимательно следил за качеством трансляций и количеством его абонентов. В 2013 году Медведев объявил, что КХЛ-ТВ смотрят 30 миллионов человек.

Добился уважения к Континентальной лиге со стороны НХЛ

Причем это было достигнуто в довольно наглой манере. В речах Александра Медведева всегда проскальзывало двойственное отношение к североамериканскому хоккейному монстру. С одной стороны – он признавал силу НХЛ как главной хоккейной организации в мире, с другой – всегда старался ущипнуть. Мол, заберем у них Овечкина, Малкина и Дацюка, мол, они уже нас в чем-то копируют. Чего в этом было больше – нахальства или наивности – разобрать трудно. Но то, что в 2011 году между лигами был заключен первый меморандум о взаимном уважении контрактов, а в 2014 – стороны заключили новый – непреложные факты.

Континентальная лига ежегодно расширяла свое представительство в Европе

Как бы скептически поначалу не относились все к идеям расширения КХЛ в Европу – а после суперлиги такие речи действительно казались монологами в жанре StandUp – но Александр Медведев и Ко в итоге воплотили свои слова в реальность. Да, не сразу, да, спотыкаясь о различные «Градец Кралове», «Ветру» или «Будивельник», но в итоге в чемпионате наравне с «Амуром», «Югрой», «Автомобилистом» появились такие команды, как «Йокерит» и «Слован». Хорватский хоккей в нашей стране не так уж популярен, как финский или словацкий, но «Медвешчак» на своей родине – тоже очень значимое историческое явление.

Да, были искусственные проекты типа «Льва» попрадского или же пражского, но и их в какой-то степени можно назвать успешными: первый был явным пробником, а второй дошел до финала Кубка Гагарина и собирал полные стадионы в Праге, фактически не имея собственного фан-клуба.

Не включал административный ресурс, будучи президентом КХЛ и СКА

Да, этот пункт может показаться забавным, но хоккейные болельщики – в своих эмоциях явные сторонники теории заговоров – перед началом каждого сезона и каждого розыгрыша плей-офф были уверены, что чемпионом станет именно СКА, потому что «все куплено» (с) среднестатистический фанат непитерского клуба.

На деле же получалось так, что с огроменным бюджетом, с суперзвездным составом, но абсолютно по делу СКА вылетал еще зачастую до финала Западной конференции. Болельщики радовались, скандировали на трибунах рекламу мясомолочных изделий, и снова почему-то были уверены, что в следующем году Кубок армейцам обязательно купят. Ну или так сразу отдадут.

Александр Медведев явно злился – вспомните его перепалку с Олегом Петровым после серии СКА – «Атлант», но не предпринимал никаких действий, хотя рычаги на таком посту, разумеется, были. Даже отдав президентство в клубе, он не стал помогать питерцам. Все сами да сами.

По идее, этот пункт не должен был находиться в разделе «Хорошо», потому что это просто правильно. Но у нашего хоккея лет 12-13 назад еще была совершенно другая специфика.

Плохо

В Континентальной лиге были лишь два раза открыты бюджеты клубов и никогда – контракты игроков

Опция, которая так и не была открыта в чемпионате под предлогом финансового неравенства в стране – профсоюз игроков не давал Медведеву и лиге это сделать. Многие боялись, что такие крупные суммы могут вызвать у других людей негативные эмоции. Отчасти, конечно, оно так, но в случае открытия контрактов порцию негатива получили бы только те игроки, которые не отрабатывают свои деньги. Кроме того, наконец-то все смогли бы увидеть, насколько эффективно работают менеджеры клубов – зарплаты хоккеистов должны были показать реальное положение дел в этой узкой хоккейной профессии. Но официально контракты никто не открывал, поэтому приходилось делать это самим.

На бюджеты же клубов Континентальная лига дала возможность поглазеть в прошлом и позапрошлом сезонах, и смотреть на результаты матчей стало гораздо интереснее – пришло понимание, кто самая эффективная команда, а кто просаживает спонсорские денежки впустую. Однако в этом сезоне эксперимент почему-то не был повторен.

Потолок зарплат в Континентальной лиге не был достаточно твердым

Потолок зарплат – это самая большая фикция времен правления Александра Медведева. По сути, его никогда и не было, была лишь какая-то цифра, за которую клубам заходить было нельзя, но с некоторыми оговорками можно. То это был потолок, превышая который, клубы просто платили штраф, то это были выведенные из-под потолка зарплат хоккеисты. О глупости второй затеи говорит хотя бы то, что среди таких звезд был, например, Антон Бабчук. По сути, руководители клубов никогда по-настоящему не беспокоились о том, чтобы втиснуться в оставшийся финансовый промежуток – по сравнению с заокеанскими коллегами, просто не знали жизни.

Но самое главное, что это не только давало богатым командам чувствовать финансовую вседозволенность, но и уничтожало не такие обеспеченные клубы: средний контракт по лиге завышался, даже не самые мастеровитые хоккеисты просили совершенно другие деньги, а потом при любой финансовой нестабильности клуб просто рушился. Привет «Ладе». «Спартаку» передадим его же, когда тот сможет вернуться в КХЛ.

Континентальная лига ежегодно теряла участников

И едва ли не главную роль в этом играл тот самый потолок, росший как грибы после дождя. Рынок и ныне перегрет настолько, что весьма средние игроки из-за правильного паспорта получают зарплаты, которых не получали бы никогда и нигде больше.

В сущности, миллионы долларов словно бы сбрасывались в черную дыру, причем не гипотетическую вращающуюся дыру Керра, как в фильме «Интерстеллар», а дыру Шварцшильда, откуда деньги уже никак не могли выбраться. Руководство КХЛ хотело роста ради роста, особо не задумываясь над его качеством.

Регламент КХЛ при Александре Медведеве – самая непостоянная вещь в мире

Над изменениями регламента в КХЛ уже никто даже не смеется – опостылело вконец. Все просто привыкли к тому, что любой пункт в один прекрасный момент может поменяться в угоду кому бы то ни было. Смешно? Смешно, если бы не было так грустно.

С другой стороны, в последнее время ситуация определенно улучшилась, но все равно нередки случаи, когда от регламента делаются отступления, а все на самом деле решается «по понятиям».

«КХЛ-Маркетинг» абсолютно не учитывал интересы клубов, отчего они недополучали прибыль

То, что КХЛ вышла на самоокупаемость, – факт похвальный. Но какой ценой?! Клубы, как раз и производящие продукт, за счет которого лига делала деньги, ободрали чуть менее чем полностью, оставив им на откуп ничтожные статьи доходов. Довольных таким положением дел как не было, так и нет.

Клубы могли бы намного эффективнее работать с локальными рынками, но у них попросту нет на это полномочий. КХЛ-Маркетинг настолько плотно обложил команды, что даже интерес местных спонсоров со временем угасал ввиду бесперспективности.

Не смог поставить интересы Континентальной лиги выше интересов ФХР

КХЛ каждый год росла как в качестве хоккея, так и в уровне мастерства. Количество представляющих лигу игроков на чемпионатах мира за этот период выросло в несколько раз. И пусть последний турнир был не самым показательным, но все же погоду на нем делали именно кахаэловцы. Сейчас, между прочим, никто даже не сомневается, что Континентальная лига – вторая в мире по силе.

Несмотря на все это, влияение ФХР не уменьшилось, а только увеличилось, хотя должно было быть строго наоборот. Медведев не сумел наладить диалог с «сильными мира сего», из-за чего КХЛ страдала и продолжает страдать, будучи обложенной рядом ограничений, и выполняя функцию платформы для экспериментов Федерации хоккея России. Что не идет на пользу ни лиге, ни национальной команде.

Фото: globallookpress.com/ZUMAPRESS.com/Xinhua/Miso Lisanin; РИА Новости/Виталий Белоусов