18 мин.

«Берите и делайте». Андрей Юртаев- о начале карьеры, работе на КХЛ-ТВ и случае в Астане

Источник: Ufa1.ru

-Первый вопрос - как вы стали журналистом? Что вас привело в профессию?

- Меня привело мое желание. Журналистика - это то, чем я хотел заниматься. Еще учась в школе, я подумал, что это был бы нормальный вариант для выбора профессии, соответственно, я думал о том, какие мне шаги надо сделать, куда мне пойти учиться, как мне в этом смысле развиваться. И дальше так получилось, что я пошел получать филологическое образование и потом уже начал работать в разных редакциях, чем до сих пор и занимаюсь.

-Это было осознанное решение? 

-Да, абсолютно. Помню, где-то в седьмом классе школы подумал, что я бы хотел этим заниматься, то есть, в идеале заниматься спортивным телевидением, но если нет, то - в целом журналистикой. В итоге пришел к тому, к чему и хотел прийти.

-Расскажите подробнее, как вы начинали журналистскую карьеру. Правильно понимаю, что это было печатное издание? 

-Да, это была уфимская редакция “Московского комсомольца”, в еженедельнике была такая региональная вкладка. Как это все начиналось - это все начиналось с увлечения музыкой. В Уфе в 2001-2002 годах проходил музыкальный фестиваль, “Наш формат”. И на первом фестивале я был в качестве зрителя потому, что мне нравилась такого рода музыка, и я ходил на концерты того, что было на “Нашем формате”. И когда в 2002 году организаторы собирались устраивать второй фестиваль, они объявили сбор волонтеров. Я как волонтер отправил туда письмо. Меня пригласили.

Поскольку я на тот момент уже учился на втором курсе филфака, мне сказали писать о музыкантах. Мне дали несколько контактов уфимских музыкантов, с которыми мы делали какие-то материалы, и я принес их в редакцию “МК в Уфе”, который на тот момент был не просто информационным партнером, а был, по большому счету, генеральным спонсором фестиваля “Наш формат”. Я принес свои тексты туда, потом так и остался в этой редакции, дальше меня уже начали привлекать не только к написанию каких-то материалов о фестивале, но и вообще обо всем, что было необходимо редакции. 

-Каким образом так сложилось, что вы стали комментировать хоккей?

-Опять же - я этого хотел. Не то что бы я хотел комментировать именно хоккей, я хотел комментировать спорт. Непосредственно это сложилось благодаря конкурсу комментаторов, который проводила в 2007 году компания “НТВ-плюс”. Там было два заочных этапа, когда мы записывали из дома фрагменты и посылали их в Москву. Пройдя их, я поехал на финальные этапы. Смысл был в том, что в 2007 году главным видом спорта в Уфе был именно хоккей, то есть, тут не было вариантов, чтобы можно было комментировать что-то другое и посылать это на конкурс. На конкурсе “НТВ-плюс” я дошел до финала, и этот финал в итоге не выиграл - там надо было попасть в тройку, чтобы получить предложение о работе. Нас было семь, потом меня и еще одного конкурсанта отсеяли, и мы два оставшихся конкурса уже досматривали как зрители.

Когда все закончилось, я подошел к организаторам и спросил, что мне делать дальше, может быть, какие-то есть варианты с практикой, чтобы эта история не закончилась, и мы договорились встретиться на следующий день. На следующий день меня познакомили с Сергеем Крабу - на тот момент он был руководителем хоккейного отдела на “НТВ-плюс”. Мы пообщались с ним, и он пообещал позвонить в Уфу на местное телевидение- то есть в данном случае на БСТ, в спортивную редакцию и предложить им привлекать меня в качестве практики.

Я поехал в Уфу, Крабу действительно позвонил туда и потом мне перезвонили из БСТ. Пару раз я действительно снял для них какие-то сюжеты, но особо был им на тот момент не нужен. Потом произошли некоторые перестановки в редакции, и, во-первых, освободилось место, во-вторых, это был уже 2008 год - чемпионский сезон, после которого Олег Власов, который комментировал хоккей до этого на БСТ, решил закончить. И получилось так, что освободилось место корреспондента в редакции и место комментатора матчей “Салавата Юлаева”. Меня позвали работать, и том числе комментировать хоккей. И не только хоккей, а еще и все остальное, что БСТ показывало тогда. Получается, летом 2008 года, на кубке Президента Республики Башкортостан я начал комментировать и затем продолжил уже в сезоне. 

-Вы помните свой самый первый репортаж - именно хоккейный матч?

-Честно говоря, нет. Я задумывался об этом, но я не помню, правда. Предполагаю, что если открыть расписание кубка Президента Республики Башкортостан за лето 2008 года, можно найти там. Моя первая игра будет что-то вроде “Металлург-Трактор”, что-то такое на БСТ с этого турнира. Но так вот, чтобы я ее запомнил, такого точно нет. У меня скорей какие-то общие воспоминания остались от этих нескольких первых матчах на турнире, которые я отработал.

-Через некоторое время вас позвали работать на КХЛ, насколько велика разница между региональным и центральным телевидением?

-Тут смотря, что иметь в виду, потому что, если мы говорим о разных составляющих, то, естественно, разные задачи - региональное телевидение интересуют непосредственно, если мы говорим про спорт, спортивные команды этого региона. Если мы говорим о больших общероссийских каналах, то тут нет акцента на какую-то одну команду. Ты стараешься как-то распределять и эфир, и все внимание между всеми на всю лигу.

С точки зрения технических вещей понятно, что сама техническая база в регионе не может быть сопоставима с тем, что есть в Москве. Но если мы не говорим о глобальных вещах вроде производства трансляций, а говорим о работе персонала - в данном случае, о работе комментатора, корреспондента или редактора - это то, чем я занимался, для меня было сюрпризом то, что я не увидел большой разницы. То, чему ты учишься, по крайней мере, на спортивном телевидении, в регионе, это не очень сильно отличается от того, что тебе приходится делать уже в Москве, хотя другие масштабы, другой уровень. Но сами принципы работы сопоставимы, и ты, так скажем, немножко внедряешься в иные условия, в иное техническое и программное обеспечение, и, по сути, делаешь то же самое, что ты делал раньше. Вот это было несколько удивительно, но в то же время это и говорит о том, что в этом смысле в регионах не такое большое отставание от столицы, как могло бы показаться.

И естественно, с точки зрения персонала тоже есть разница, поскольку многие люди стремятся уезжать, к сожалению, из регионов в столицу, где уровень твоих коллег несколько выше. И где-то в регионе какие-то вещи тебе приходится объяснять, показывать, пытаться добиться и непонятно, получится это или нет. В Москве же, с точки зрения профессионализма людей гораздо проще некоторые вещи решать.

-То есть, принципиально работа журналиста не отличается, все только дело лишь в каких-то технических вещах?

-Да, я думаю, что разница в технике, разница в кадрах. Все-таки в столицу приезжают лучшие и там проще в этом смысле работать, а так, если ты научился делать сюжеты в Уфе, ты так же их делаешь в Москве, и они вполне себе вписываются в эфир любого канала.

-Подробнее раскрывая тему комментаторских тонкостей, хочется задать следующий вопрос. Всегда было интересно, а у комментаторов бывают какие-нибудь ритуалы перед эфиром, или же они вообще не слишком суеверные люди по своей природе?

- Это не совсем ритуалы, это скорей рутина. Все готовятся к трансляциям и у всех есть свои способы подготовки, потому что все знают лучше свой организм - где нужно отдохнуть, где, может быть, какую-то разминку сделать голосовую или еще что-нибудь. Но знаете, чтобы надевать ботинок перед трансляцией только с левой или правой ноги, такого, думаю, ни у кого нет. А так, есть какой-то набор вещей, вроде не есть перед началом трансляции, выпить кофе или чая в определенных количествах за определенный временной промежуток до трансляции. Ничего такого, я думаю, нет, чтобы кто-то с бубном танцевал. Так, обычные рабочие вещи, которые люди повторяют по привычке, но не думаю, что есть что-то экстравагантное.

-Продолжая тему работы журналиста в целом, нужно упомянуть одну из частей этой работы - постоянные командировки. Расскажите о самой запомнившейся рабочей поездке, может быть, это было за рубежом, может быть в России?

-С одной стороны, не так уж и много у меня было поездок, если с кем-то сравнивать, с другой стороны - все они по-своему особенные. Давайте я расскажу - у меня была командировка в Казахстан, довольно давно уже - лет десять назад. И там была забавная ситуация.

Мы ездили бригадой из нескольких человек. И когда мы уже улетали обратно, кого-то пропустили через паспортный контроль, а кого то, в том числе меня и монтажера, оставили в аэропорту. У нас отобрали паспорта и выписали повестки в суд, потому что, как выяснилось, мы нарушили правила регистрации. Причем только мы - два человека из всей командировки, потому что мы пробыли в Казахстане на самом деле дольше всех: кто-то раньше улетел, кто-то позже прилетел. Мы вдвоем с монтажером прожили там десять дней, и как выяснилось, надо было заполнять специальные регистрационные формы, для того, чтобы не было никаких проблем с пограничным контролем. И когда мы приехали, нам действительно выдали эти формы. Принимающая сторона -местный телеканал, они на это посмотрели и сказали: « - Ой, да бросьте, не обращайте внимания, это никому не нужно, никто никогда не заполняет», мы сказали «-Ладно, никто не заполняет, так никто не заполняет».

В итоге, когда всех выпустили, а у нас двоих отобрали паспорта и оставили в аэропорту, выяснилось, что все-таки надо было на эти бумажки заполнить. Причем это было в шесть утра, в такое время. Естественно, мы не понимаем, что нам делать, начинаем звонить тем местным телевизионщикам, которые организовывали нашу командировку. Они все еще спят, и мы сидим и думаем, что нам дальше делать, потому что у нас повестки в суд вообще-то в это день. Там такая еще любопытная история, что если бы мы заполнили эти регистрационные формы, но просрочили их, то там была бы определенная сумма штрафа. В нашем случае, когда мы вообще ничего не заполняли, получается, что возможны варианты: либо штраф, либо арест до 15 суток. Получается, из-за того, что у нас не были заполнены эти регистрационные формы, нам в теории светили 15 суток в казахстанской тюрьме. Мы сидели в аэропорту еще некоторое время , дождались, пока проснутся эти местные товарищи и начнут отвечать на телефонные звонки. Дальше нас вернули обратно в гостиницу, потом мы днем поехали в суд, объяснили свою ситуацию в суде. Суд, к счастью, не стал нас арестовывать, а присудил нам штраф, и этот штраф за нас благополучно заплатили местные телевизионщики. В этот же день они купили нам новые билеты, и мы все-таки улетели в Москву. А так могли бы провести какое-то время еще там. Тогда это еще была Астана, не Нур-Султан, и провести время пришлось бы не в гостинице, а возможно в каком-то местном СИЗО, что было бы не очень весело. Но в итоге все закончилось нормально.

-Все хорошо, что хорошо кончается. Вы же ведь, если я не ошибаюсь, на два года уходили с КХЛ и возглавляли пресс-службу Салавата Юлаева?

-Да, это правда.

-Какова специфика работы пресс-службы?

-Это совершенно другие задачи. Это две соприкасающиеся друг с другом организации, можно так сказать, но они находятся несколько по разные стороны баррикад. То есть, в одном случае ты рассказываешь о том, что происходит, а другом случае ты формируешь эту повестку и сам пытаешься влиять на то, что журналисты и комментаторы рассказывают о твоем клубе. Я до этого шесть лет занимался тем, что комментировал хоккей, вел программы или еще делал что-то такое телевизионное, здесь я уже занимался еще и другими вещами.

Это была более многофункциональная должность, когда ты и пишешь тексты для клубного сайта и для программок, которые мы делали, и снимаешь сюжеты, которые выходят где-то в клубном Youtube, на каких-то других ресурсах. В общем, занимаешься работой, которая включает в себя больше направлений. В их числе и общение с журналистами: ты стараешься донести им, что бы ты хотел видеть в их репортажах, что бы ты не хотел, стараешься им помочь в том, чтобы сформировать хорошие отношения клуба с прессой. Просто - две разные работы.

-За много лет на КХЛ ТВ вы успели поработать со многими экспертами и в трансляциях, и аналитических программах. Интересно узнать, кто из экспертов произвел впечатление с точки зрения журналистского понимания профессии?

-На самом деле, про каждого эксперта можно что-то говорить, потому что они все разные. Иногда, если ты с кем-то работаешь на протяжении нескольких лет, ты видишь, как люди растут, Например, я помню, когда Александр Гуськов пришел впервые - он тогда пришел просто как известный хоккеист, – сейчас он руководитель МХЛ, - было любопытно за ним наблюдать. Мы сидели перед эфиром, он рассказывал какие-то истории о тех матчах, которые мы смотрели, и я сидел, слушал и думал, что человек сейчас выйдет в эфир и порвет всех, это будет бомба, потому что настолько классно и интересно он рассказывает о том, что происходит. Потом человек садится в эфир и все. Сразу начинается волнение, скованность, где-то включается голова о том, что можно, что нельзя рассказывать, и получаются два совершенно разных человека - перед началом эфира, и в момент, когда уже включились камеры.

Я думаю, про всех так можно говорить - и про Гуськова, и про Фомичева – то, что было во время их первых эфиров и то, что сейчас - это просто небо и земля. Это я говорю про тех, кто заслуженными хоккеистами пришли к нам на канал. Если говорить о молодых парнях, вроде того же Батрака - то же самое. Мне очень нравится, что Батрак, в отличие от некоторых взрослых и заслуженных, очень много говорит непосредственно о каких-то технических вещах. Потому что, бывает, что эксперты, взрослые, поигравшие, приходят в эфир и начинают говорить цифрами статистики. Выдают в эфир то, что любой человек может посмотреть и сам. В то же время приходит Батрак и рассказывает, почему шайба после броска от того или иного игрока полетела вот так, как он поставил ноги, как он вывернул руки и так далее. И в этом смысле, мне кажется, Батрак иногда даже интереснее, чем опытные хоккеисты. Но я думаю, что и про каждого можно что-то сказать. Все в своем каком-то аспекте являются лучшими. Если мы про того же Вайсфельда будем говорить, то понятно, что него есть, во-первых, понимание как все устроено с точки зрения судейства, а во-вторых у Вайсфельда есть чувство юмора. Оно немного специфическое, но некоторым вообще хочется так сказать “– Давай, выключай свою серьезность, давай повеселее с тобой поговорим “. Вайсфельду вообще не надо этого говорить, он считывает все шутки всегда, и готов их поддерживать, и отвечать. В общем, тут, мне кажется, про каждого отдельно можно брать и что-то говорить, у всех есть свои сильные стороны, и на эти сильные стороны нужно ориентироваться, когда с ними работаешь вместе. 

-Помню, несколько лет назад читал у вас историю о том, как вы снимались в кино, расскажите ее, пожалуйста, еще раз.

-Когда - не помню, в этом или прошлом году, я действительно опубликовал эту историю. Там ничего особенного не было. История такая, что Роман Каримов снимал продолжение “Неадекватных людей”, и я просто был подписан на страницу Романа в Facebook, потому что мы как-то раз, давным-давно, когда выходили как раз первые “Неадекватные люди”, пересекались. Я попал на блогерскую премьеру фильма в Москве, и ничего не знал про Каримова, и вдруг оказалось, что он из Уфы, что он работал на студии “Муха”. Я к нему подошел, и мы договорились сделать интервью с ним для уфимских СМИ. И затем вдруг меня попросили, видимо помня о том интервью, написать ему и попробовать с ним договориться в связи с входом второй части. Я с ним связался, он сказал, что нет времени, интервью так и не состоялось.

В Facebook он периодически публиковал объявления, что нужна массовка. Мне было любопытно, и я на указанный электронный ящик отправил письмо. И меня действительно позвали и вот я в один день приехал. Это было в 2018 году, (довольно много проходит времени между съемочным процессом и выходом фильма), в сентябре, или около того, потому что было еще тепло. Посмотрел изнутри немного на то, как это все происходит, и немного был удивлен, потому что, оказалось, долго все снимается. Одна сцена может занимать несколько часов времени, потому что люди идут, снимают 10 секунд ,и режиссер говорит “ – Стоп!” и дальше полчаса снова переставляют свет и звук, что-то еще меняют, идут репетировать заново. Работая на телевидении, ты привыкаешь, что снимаешь сюжет, и там тоже, бывает, надо сделать несколько дублей. Но ты сделал дубль, он получился неудачным, ты тут же делаешь еще и еще, и через какое-то время ты, удовлетворенный результатом, идешь дальше. А здесь несколько часов уходит на то, чтобы снять десятисекундный проход героев, потому что после каждого готового дубля снова идут какие-то масштабные работы. Это было любопытно - посмотреть, как это все устроено, но не могу сказать, что это было очень увлекательно. Ты сидишь и думаешь, чем бы себя занять все это время между дублями. Потом, в итоге, я посмотрел кино, и моя спина действительно попала в кадр. И одна секунда моей спины есть в фильме “Неадекватные люди-2” , но говорить, что я снимался в кино, как-то очень громко, мне кажется.

-Как уфимцу, не могу не задать вам вопрос - кто из уфимских музыкальных исполнителей, коллективов вам больше всего импонирует? Может быть, кто-то оказал влияние?

Сложный вопрос, потому что со многими я был знаком, и мы общались, и не только как журналист и артист, а просто иногда мы могли где-то с кем-то встретиться, провести время. Если говорить о музыке, то понятно, что из всех тех, кто в начале нулевых был на вершине уфимской сцены наверх на российскую сцену пробились только “Lumen” и мне просто приятно, что мы с ними знакомы и периодически пересекались. Я горд, что они добились таких результатов, а если вспоминать те группы, которые наравне с ними в начале нулевых играли музыку, то можно вспомнить и “Нечто” и еще одного брата Шкеля, и была группа “PR” -мне очень нравилась. С парнями из “ Калипсо” мы тоже очень много общались, и то, что Леша Глазырин ушел из жизни относительно недавно, тоже конечно большая потеря. Про Глазырина вообще же была история, могу рассказать.

-Давайте.

-Да, он некоторое время жил в Москве, потом куда-то в Азию уезжал, потом как-то потерялись концы. Но была история такая, что он переехал в Москву, и он некоторое время жил у меня дома, пока не съехал в какое-то свое жилье. И был момент, когда болельщики “Салавата Юлаева” – в Москве был мощный фан-клуб “Салавата”-решили записать песню. Я уж не помню, то ли про Радулова, то ли про Свитова, в общем, про кого-то из них на мотив песни Александра из “Москва слезам не верит”. А Леша Глазырин на тот момент уже уехал от меня, но это были первые месяцы и мы постоянно были на связи. И я ему позвонил и попросил помочь записать песню. Он приехал ко мне домой, и у меня дома собрался совершенно безголосый хор фанатов “Салавата”. И мы все пытались петь эту песню, переписав текст под свои хоккейные нужды. И Леша со слезами это все слушал, потому что петь абсолютно не умел никто. В общем, что-то он записал и выдал более-менее удобоваримый продукт. Я недавно нашел эту песню, снова переслушал. Конечно, это ужас какой-то с точки зрения песнопения, с точки зрения того, что никто петь не умеет, но все что-то пытаются. Леха сам петь отказался, не знаю почему, мне кажется, если он поучаствовал, это было, может быть, приличнее. Но в итоге он сам сразу сказал, что нет, и в общем, мучился, пытался что-то сделать более-менее нормальное из наших голосов, но получилось все равно так себе, но хоть что-то. В общем, так он отчасти поучаствовал в этом фан-движении. Конечно, понятно, что много людей в связи с ковидными делами раньше времени ушло из жизни в последние месяцы, но, к сожалению, Леха Глазырин стал одним из них. 

Сейчас, в принципе, много людей могу вспомнить, но дома у меня не жил никто, кроме Лехи Глазырина. А, еще один раз у меня ночевал Ваня Афанасьев из группы “Светотень”, но это было так, разочек, все обошлось без домашней студии звукозаписи. Просто когда ты живешь в Москве один, у тебя нет семьи, постоянно кто-то начинает звонить или писать, и спрашивать, можно ли у тебя перекантоваться .Кто-то на денек, на другой остается, кто-то остается на месяц. В общем, такие истории периодически раньше случались, в том числе и с уфимскими музыкантами.

-Если не журналистика, то чем бы вы занимались в своей жизни? Думали когда-нибудь об этом?

-Сложно сказать, потому что я с самого начала был на это настроен, и, если бы не поступил на филфак или на что-то такое, связанное с журналистикой, то я бы искал другие варианты для поступления. И мне кажется, единственный вариант, который у меня мог бы быть- географический факультет, потому что география была у меня очень сильным предметом. В школе я участвовал в олимпиадах. Я думаю, что пошел бы куда-нибудь туда, и, может быть, какая-то профессия у меня была бы с чем-то таким связана, но это очень условно, потому что все равно, основная идея была - идти в журналистику

-И в конце, что бы вы сказали молодым журналистам, которые только начинают учиться этому делу?

-Я бы сказал, что, конечно, есть важные теоретические вещи, которые необходимо усвоить. Но это такой набор умений, которые легко осваиваются где-то непосредственно в процессе, в зависимости от каждого конкретного СМИ, с которым вы собираетесь работать. Базовая вещь заключается в том, что основное обучение профессии происходит непосредственно на практике, когда ты этой профессией занимаешься. Прямо сейчас есть огромное количество возможностей себя проявлять. Просто берешь телефон и делаешь все что угодно: пишешь в блог, снимаешь в Youtube, записываешь подкасты. Все что угодно можно делать благодаря соцсетям и прочим технологическим вещам, которые сейчас доступны каждому.

И уже можно входить в эту профессию, даже не будучи выпускником журфака, или какого-нибудь другого профильного факультета. Просто берешь и делаешь, и заодно понимаешь, что работает, что не работает, что заходит какой-то аудитории, что не заходит, практикуешься, и с этим опытом потом идешь в какое-то СМИ, где тебе будут платить деньги, после того, как ты какое-то время делал все то же самое бесплатно. Или не идешь в СМИ, а сам становишься СМИ, и сам уже начинаешь зарабатывать. В общем, мой главный совет - просто берите и делайте. Все. Берите и делайте. Даже если мы говорим о комментаторах, так еще десять лет назад невозможно было себе представить, как стать комментатором. Сейчас огромное количество любительских лиг, детских лиг, которые транслируются куда-то в соцсети, в Youtube, их можно комментировать. Комментируя матчи детские и любительские, ты набираешься опыта, набираешься практики, а потом идешь и выигрываешь, допустим, конкурс комментаторов, который проводит какой-нибудь большой канал. Собственно, все. Поэтому не надо ничего ждать, надо просто брать и делать уже прямо сейчас.

-Спасибо за интересный разговор.