7 мин.

НХЛ ездила на Олимпиаду только 5 раз, ее игроки – 8. Раньше на турнир не допускали профессионалов (но СССР это не мешало)

И вот опять без НХЛ.

История взаимоотношений НХЛ и Олимпиады не такая уж и продолжительная: из 24 турниров – включая летний – только в 5 приняли участие сильнейшие хоккеисты мира. Еще 3 розыгрыша формально прошли с энхаэловцами – но это было личное желание конкретных игроков, лига сезон не останавливала.

Может показаться, что НХЛ – исторически виновник сложившейся ситуации: лучшие хоккеисты слишком часто пропускали Игры, а в предпоследнем случае, с Пхенчханом, лига просто не получила нужных уступок от МОК – и не поехала в Корею.

Но все гораздо сложнее: именно с принципиальности Олимпийского комитета началась эта история.

Одним из принципов возрожденного олимпийского движения было то, что в Играх соревнуются любители – спортсмены, которые не принимали участия в состязаниях, открытых для всех желающих, не бились за денежный приз или деньги из какого-либо другого источника, не выходили против профессионалов (даже в качестве спарринг-партнеров) и никогда не были оплачиваемым тренером или спортивным преподавателем. На первом Олимпийском конгрессе в 1894-м обсуждение статуса любителей заняло больше времени, чем сама тема возрождения Игр.

Конечно, с тех пор было много изменений – споры шли десятилетиями (даже футбол убирали из программы из-за этого), менялась и формулировка, и условия для статуса «любитель», но основной принцип – соревнования без профессионалов – на Играх все же старались соблюдать, хотя с годами на некоторые моменты закрывали глаза.

Например, начиная с 50-х годов все понимали, что игроки хоккейной сборной СССР (а позже еще и Чехословакии) ни разу не любители – но по документам это были военнослужащие, сотрудники различных ведомств, да даже просто работники заводов. По факту получалось так: профи из сборной СССР выиграли 7 любительских Олимпиад (хотя случались и осечки, как в 1960-м и 1980-м) – при этом профи из НХЛ не имели права принимать в них участие.

 

Сборная СССР на Играх в Саппоро

В конце 60-х Канада, которая перестала возить команду-чемпиона среди любителей, а реально собирала сборную из лучших непрофессионалов страны, озаботилась вопросом статуса игроков на международных соревнованиях. На летний конгресс ИИХФ в 1969-м поехал не только глава канадской любительской ассоциации, но и президент НХЛ Кларенс Кэмпбелл с представителями федерального правительства – все с целью модернизировать хотя бы чемпионаты мира и допустить туда лучших – вне зависимости от статуса. После долгих споров «кленовым» удалось выбить на турнире лимит в 9 профи на каждую команду – и это уже был огромный шаг.

Но через полгода ИИХФ отменила свое решение – некоторые сборные опасались, что за такое хоккей могут выкинуть из программы Олимпийских игр, и пожаловались президенту МОК Эйвери Брендеджу. Тот надавил на Международную федерацию – а она уже не только отозвала решение о профи, но и отобрала у Канады ЧМ-1970. Кленовые объявили бойкот – и до 1977-го не участвовали в соревнованиях ИИХФ, пропустив две Олимпиады – в Саппоро и Инсбруке. Игры в Австрии в знак протеста проигнорировали и шведы: они были очень возмущены такими двойными стандартами.

Канадским и американским хоккеистам хотелось участвовать в Олимпиаде, многим профессионалам из других видов тоже – в итоге МОК понял, что жить по старым правилам в новых реалиях, где спорт уже стал бизнесом, просто невозможно. К 1984-му для некоторых профи открылся доступ на Игры. К 1988 году – Олимпиаде в Калгари – в списке допущенных были и хоккеисты. «Больше нет ограничений. Канада может использовать Гретцки, если хочет», – говорил президент ИИХФ Гюнтер Сабецки.

Но тут в позу встала уже НХЛ. Президент Джон Зиглер знал о новшествах еще в 1986-м, но за два года не особо позаботился о подготовке к Олимпиаде: «Мы проводим тысячу матчей за сезон. Большинство продаж – сезонные абонементы. Несправедливо сказать клиентам: «В течение трех недель вы не увидите Гретцки, Коффи, Бурка и других». Как сохранить целостность соревнования?».

Но все же на Олимпиаде-1988 формально сыграли первые энхаэловцы: Тим Уоттерс («Виннипег»), Стив Тамбеллини («Ванкувер») и отпросившийся из «Калгари» на Игры в Калгари Джим Пеплински. Но и остальных игроков той сборной Канады сложно назвать любителями: кто-то специально ждал турнира, чтобы уже после него дебютировать в НХЛ, а кто-то покинул лигу накануне сезона и присоединился к сборной (да, тогда олимпийские североамериканские команды наигрывались несколько месяцев, проводя по 50-60 матчей). Сразу после Игр-1988 в НХЛ оказались 16 игроков из канадской сборной и 7 – из американской. Для многих – например, Брайана Лича – это был дебют после сбывшейся мечты.

К следующим Олимпиадам НХЛ не изменила своего отношения – хоккеистам пришлось самим решать вопрос с Играми. Нынешний главный тренер «Эдмонтона» Дэйв Типпет в 1992-м уехал из «Вашингтона» в Альбервиль прямо посреди сезона – вернулся с серебряной медалью, которую взял со сборной Канады.

«Я благодарен за предоставленную возможность, – объяснял Типпет в интервью Washington Post. – Игра на Олимпийских играх –  это большое удовольствие, и глупо считать иначе. Олимпийские игры-84 были одним из самых ярких моментов моей карьеры». Кстати, они были уже вторыми для Типпета – ему так понравилось на первых, что он с легкостью договорился с генменеджером Дэвидом Пойлом отпустить его на несколько недель в Европу.

Похожие истории были и у других хоккеистов – например, у канадца Дэйва Хэннана или американца Мо Манты.

«Может, я и старый человек в хоккейном смысле, но я не такой уж и старый, – радовался Манта в интервью LA Times. – У меня еще много хоккея. Мне это очень нравится. Я 12 лет играл в НХЛ, находясь под большим давлением. Это другое. Здесь я играю со многими молодыми парнями и играю за свою страну, за красных, белых и синих. Многие игроки хотели бы иметь такой шанс».

Манта понимал, что скоро закончит карьеру – и под конец съездил на Игры. Многие же молодые звезды наоборот откладывали контракты с клубами НХЛ, пока не сыграют – в их понимании это могла быть первая и последняя Олимпиада. Например, Пол Кария, Теему Селянне, Петер Форсберг, Саку Койву, Жигмунд Палффи, Андрей Николишин. Все это было уже не ново – даже Пэт Лафонтен сначала сыграл за сборную США в Сараево-1984, и только после этого подписался с «Айлендерс». 

К 1998 году НХЛ и МОК наконец-то нашли компромисс – игроки прекратили отпрашиваться посреди сезона и откладывать контракты с клубами: лига сделала официальную паузу ради Игр в Нагано. И четыре следующих зимних олимпийских цикла повторяла этот разрыв в календаре.

Проблемы начались в 2017-м: МОК и НХЛ не договорились по деньгам (комитет отказался платить за проезд, проживание и страховку), власти (лига хотела быть полноправным партнером комитета) и правам – и в итоге североамериканцы нашли миллион причин, почему не ехать в Корею даже выгоднее (сжатый и разорванный календарь регулярки, травмы хоккеистов на Играх, опросы болельщиков против паузы). В итоге все смотрели не самый зрелищный хоккей, поглядывая по утрам обзоры из НХЛ.

Перед Играми-2022 подобной темы не возникло: НХЛ в 2020 году подписала коллективное соглашение с игроками – по нему лига должна была отпустить хоккеистов на Олимпиаду. НХЛ договорилась с МОК, но не договорилась с пандемией: за океаном уже 131 игрок в ковид-протоколе, регулярка досрочно встала на рождественскую паузу и полсотни перенесенных игр ждут новых дат. А Пекин разработал правила, по которым участник Игр с положительным тестом на корону остается на изоляции от 3 до 5 недель (на секунду: вся пауза в НХЛ под Игры – 3 недели).

И шансы на олимпийское возвращение энхаэловцев растаяли моментально.

Овечкин, Малкин и другие звезды, похоже, не едут на Олимпиаду из-за ковида. Что происходит в НХЛ?

Кучеров и Панарин еще ни разу не были на Олимпиаде. А к следующим Играм им будет уже за 30

Жамнов и Ковальчук за неделю перевернули представление о сборной. Ноль популизма, много обаяния, прозрачные и понятные решения по игре

Фото: Gettyimages.ru/Al Bello /Allsport; РИА Новости/Дмитрий Донской; eastnews.ru/