У Кузнецова – кризис в «Вашингтоне»: выпал из состава, говорят об обмене. Уже 2,5 года он ищет вдохновение
Семин 2.0?
В биографии Евгения Кузнецова много потрясающих – фартожопых – историй, но есть одна совсем удивительная. Я вспоминаю ее в минуты, когда кажется, что олигархи захватили, раскупили и непременно развалят наш хоккей. Берегу в том числе как символ того, что наш хоккей – это прежде всего талант, а талант всегда побеждает зло.
Мимо этой истории почему-то прошла вся наша хоккейная журналистика, и все это время я берег ее еще и для того, чтобы осмыслить в нужный момент. Кажется, этот момент настал. Ну или он где-то совсем недалеко: в этот сезон я вкатывался с надеждой на то, что ФХР как следует вступится за Женю Кузнецова и спасет нам, зрителям, Олимпиаду-2022, а заканчиваю, глядя на то, как самый особенный из всех наших особенных в поколении 90-х выпал из состава «Вашингтона» и, похоже, рассматривает варианты обмена.
Так вот. Эту штуку Женя рассказал в проекте Players Tribune, в монологе, который назывался «Как мы играем в хоккей в России» – если честно, будь у меня выбор, с кем поговорить на эту тему, я бы в 7 случаях из 10 выбрал бы Кузнецова. Еще в трех – Панарина.
Свою историю Кузнецов начал с описания школьных лет.
«Несколько ребят постарше нас жили в комнатах над нашей хоккейной школой. Одним из них был Александр Семин. Когда я впервые увидел его, он просто поразил своей техникой. Я такой: «Вау, я поучусь у этого парня!». И вот я начал постоянно с ним тусоваться, потому что мы оба были одержимы хоккеем.
Большой проблемой было то, что каток закрывался на ночь – а мы хотели кататься. И вместе с Семиным я придумал план.
У нас были какие-то деньги – на них мы купили немного «Кока-Колы» и отдали ее охраннику как такой маленький подарок. А он открывал нам ворота. И мы могли кататься вообще одни. Это было невероятно.
То было важное время. После 15-16 лет никто больше не учит тебя технике. Прокачивать мастерство нужно именно в это время».
Вот если кто-то снимет документалку про вашингтонский Кубок Стэнли, то она должна будет начинаться именно отсюда, из ночного хоккейного дворца в Челябинске, на котором рассекали два будущих напарника Овечкина по «Вашингтону» – 17-летний Семин и 10-летний Кузнецов.
Вы только представьте себе эту картину. В ней, по сути, вся наша новейшая история: Квебек-2008 (в финале которого у Семина, если кто не помнит, дубль) и Баффало-2011. Сочи и Минск 2014-го. «Трактор»-2013, победа сборной над Северной Америкой U23 на Кубке мира и второе чемпионство «Магнитки».
И самое важное в этой картинке – овечкинский Кубок Стэнли.
Семин и Кузнецов по очереди брали на себя важную миссию – стать решающим бонусом в рывке Овечкина к кубку. Они брались за дело по очереди. Первым, разумеется, на правах старшего, Семин: он был хорош, моментами неповторим, но на короткой дистанции с кубком не вышло (чертов Кросби), а длинную Саша просто не потянул.
И тогда Овечкин нашел Кузнецова. Он на самом деле высматривал Женю задолго до его приезда в Вашингтон. Известное дело: Кузнецов играл свадьбу в районе своих 20 лет, еще звездой «Трактора» – и Ови был на той свадьбе.
Высматривал не зря: именно Кузнецов сделал ту разницу, которая обеспечила Овечкину кубок. Меня за это мнение упрекает главный по хоккею на Sports.ru Алексей Белов, со мной, получается, не согласилась НХЛ, вручившая Конн Смайт Овечкину, и с этими словами наверняка поспорит сам Кузнецов, но я очень хорошо помню, что без Жени, без его феерической формы, без его вдохновения тот путь для «Кэпиталс» не стал бы чемпионским.
Понимаете, Овечкин тогда был равен сам себе. Его фишка – это многолетняя, изматывающая энхаэловских статистиков стабильность. Он играл примерно так же круто, как и в прошлом году. И как сыграет еще через год. Но этого никогда не хватало даже для выхода в третий раунд.
А Кузнецов парил в нескольких сантиметрах надо льдом. Это было его время: техника, отточенная к 16 годам, приложилась к качествам, развитым после 20, и порвала самый сложный турнир на планете. И «Вашингтон» сделал это.
То, чего Овечкин не дождался от Семина, исполнил Кузнецов. Челябинская «Кока-Кола», открытый для двух пацанов дворец не пропали даром.
То, что с Кузнецовым происходит сейчас – ходят сложные слухи, один сложнее другого – как мне кажется, по большому счету доказывает, что и Женя тоже не создан для длинной дистанции.
Он, как и Семин, особенный. Совсем по-другому, но такой же особенный. Мы видели это на протяжении многих лет – если так можно сказать, всех лет – его карьеры. И особенным Кузнецов был всегда: что в сборной Брагина, что в «Тракторе» Белоусова, что в сборной Знарка, что в «Вашингтоне» Троца. При любом тренере и в любой команде он оставался светлым пятном хоккейного таланта (кстати, подписывайтесь на мой канал, там я постоянно выкладываю магические моменты наших звезд).
Помните, как Кузнецова в «Вашингтоне» с ходу прозвал Брукс Орпик?
«Да это же гребаный Гарри Поттер!» – и был совершенно прав.
Кузнецов далеко не всегда побеждал, но его хоккей всегда, на всех уровнях, все эти годы, был вдохновенным. Кажется, мы, зрители хоккея, к этому привыкли. Я сам к этому настолько привык, что, помню, писал перед ЧМ-2019: «Хочу, чтобы Женя повторил уровень КС-2018» – как будто это можно сделать на заказ.
Я уже слышу, как вы подсказываете: «Ну давай-давай, напиши, что, типа, вдохновение имеет свойство заканчиваться и особенные перестают быть особенными».
Ха-ха, спасибо, но проблема не в этом. Кузнецов (как и Семин) и без вдохновения – топовый игрок, звезда НХЛ.
Проблема в том, что без вдохновения Особенным уже совсем не так интересно. Особенные знают: без вдохновения они уже совсем не те. Без вдохновения они проезжают станцию «Радость» к станциям «Работа», «Рутина» и «Будни».
Работать без перерыва на вдохновение Особенным просто неинтересно – возможно, поэтому другие наши особенные, например Малкин и Панарин, так тщательно дозируют количество хоккея в жизни.
И кстати, это можно понять: когда ты на чистом вдохновении съедал канадцев за один период с молодежкой или становился лучшим бомбардиром Кубка Стэнли – лучше Овечкина, Кросби и вообще чего угодно – будни просто невыносимы.
Я думаю, что последние 2,5 года, как раз после Кубка Стэнли, мы наблюдаем вот именно это. Как Женя Кузнецов пытается вернуть вдохновение. Я сейчас не имею в виду нелегальные способы, если вы подумали о них – я смотрю чисто на лед. На льду Кузнецов не сдается. Постчемпионский сезон, чемпионат мира, второй постчемпионский сезон, ковидный плей-офф с Ковальчуком в партнерах и перфоманс против «Айлендерс» – вот это все.
Что-то получается, но в целом мы давно уже не видели того хоккеиста, который поменял игру весной-2018.
Мало кто помнит, но таким же серым у него был отрезок после финала Кубка Гагарина-2013, где весь «Трактор» был каким-то волшебным. Женю очевидно грызли демоны – в том числе и внутренние. Он сменил номер (играл под 84-м: Сергей Гимаев-старший тогда сказал: «Там весь город ходит под 92-м – наверное, это давит на Кузнецова»), пролетел мимо Олимпиады (было смешно: Кузя остался в КХЛ, чтобы быть на виду у тренеров сборной, а они вызвали из НХЛ 18-летнего Ничушкина), дотерпел с «Трактором» до конца сезона и улетел в НХЛ, где сразу заиграл намного свежее.
Знаете в чем главное отличие нынешней ситуации от той? Сейчас Кузнецову ехать некуда. Любой переезд будет шагом назад – мы все знаем, что в «Вашингтоне» ему хорошо и нигде не будет намного лучше. С этим кризисом нужно справляться на месте – иначе кризис победит.
Ох, не хотелось бы.
С кем Овечкину удобнее играть – с Кузнецовым или Бэкстремом? А кто из них больше зависит от него?
Фото: Gettyimages.ru/Patrick Smith, Bruce Bennett,Greg Fiume, Rob Carr; РИА Новости/Александр Вильф, Игорь Золотарев
вы знаете, я случайным образом пересёкся с Кузнецовым в 2009-м по-моему году. Я тогда начинал карьеру технаря в родном Челябинске, в университете физической культуры, где Кузнецов учился на кафедре футбола и хоккея. И сижу я как-то у них на кафедре, настраиваю компьютер секретаря - и заходят студенты. Естественно, одним из студентов был Кузнецов. Им надо было куда-то там ехать....на какие-то соревнования, типа того, и они пытались быстро закрыть сессию, ну, нередкая ситуация.
*секретарь - ....ну Женя, ну хоть рефератик ещё принеси? ну очень надо, Жень? ну ладно, тут мы тебе проставим и тут - а с этим предметом что делать? посещений нет....работ тоже нет
*Женя, весёлым и дружелюбным тоном, без надменности или наглости: ну....ну да мы играть там ездили играли на соревнования, не успел сдать. вроде бы не должна была такая ситуация возникнуть. да....да, так вот получилось. вот, я принёс одну работу, реферат! а с теми долгами....ну....разберёмся как-то, да?
*секретарь....как-то разберёмся...
вообще, он приятное тогда, чисто по-человечески, впечатление оставил. по крайней мере умел складывать предложения в слова, а знаете, в университете физической культуры это уже что-то да значит :)
но на учебу, получается, забивал Евгений :)
У Кузнецова так-то есть чемпионский плей-офф, где он в топ-3 как MVP и номер 1 по яркости
Проблемы Кузи как раз таки в его характере, причем употребление веществ это следствие, а не причина. Возможно ему действительно стоит сделать шаг вниз, на выход из Вашингтона, чтобы перезагрузиться, осознать что происходит на самом деле и принять решение - играть дальше на том уровне что был раньше или доигрывать карьеру уровнями ниже.
Сейчас у него самое время делать важный выбор