«Автомобилист» хаотичен и неуправляем, но мощный состав никуда не делся. Разбор первого соперника «Авангарда»
В последний день регулярки «Авангард» красиво обыграл дома «Барыс» и узнал своего соперника по первому раунду плей-офф - «ястребам» начинать матчи Кубка Гагарина с екатеринбуржским «Автомобилистом». Давайте посмотрим, что это за команда.
Как провели регулярку
«Автомобилист» начал сезон-2020/2021 очень сильно. С сентября по середину ноября подопечные Билла Питерса потерпели лишь семь поражений в 24-х матчах (из них три за пределами основного времени), на этом отрезке уральцы шли в лидерах Восточной конференции, имели лучшую атаку в КХЛ и лучшее большинство.
Затем случилось странное: «Автомобилист» ушёл в резкий штопор, потерпев в последующих десяти матчах десять поражений, причём в этот период оборона уральцев превратилась в натуральное решето, несколько раз запуская по 5-7 шайб за игру. Билл Питерс каким-то образом сумел удержаться на своём посту, и в дальнейшем ему удалось выправить ситуацию. К «Автомобилисту» вернулись победы (причём «сухие» в большом количестве), но от той осенней машины уже не осталось и следа — уральцы зачастую выигрывали на тоненького, а успехи чередовали с поражениями.
В таком темпе «Автомобилист» приближался к плей-офф и казался мне главной загадкой Востока, но в середине января команду накрыл новый кризис. С этого момента и до конца регулярки екатеринбуржцы проиграли 9 из 13-и матчей, закрепились в нижней части кубковой восьмёрки и подошли к весне внешне в ужасном состоянии.
Разумеется, за регулярку «Автомобилист» просел в тех показателях, в которых лидировал осенью. Большинство на финише гладкого чемпионата у уральцев только на 12-м месте в КХЛ (20,2%), атака — лишь 15-я в лиге по результативности. При этом оборона команды Питерса не входит в топ-10 КХЛ по надёжности, а меньшинство — очень слабое, всего 78,2% нейтрализации. Так что статистические итоги регулярки для «Автомобилиста», в который было вложено денег на уровне топ-клуба, совсем неутешительны, равно как и итоговая позиция в таблице.
Тренер
Когда команду так трясёт на длинной дистанции, бросая из крайности в крайность, то в этом, конечно, есть вина главного тренера. Билл Питерс возглавил «Автомобилист» прошлым летом, это довольно опытный канадский специалист, который бы и до сих пор работал в НХЛ, если бы не история с расистским скандалом.
В «Автомобилисте» Питерс с первых дней стал прививать типичный североамериканский хоккей. Много движения, спортивной агрессии, активный форчек, высокая бросковая активность. Эдакий отбойный молоток, который болельщики «Авангарда» наблюдали в начале первого сезона при Бобе Хартли. Схожесть стилей подтверждал ещё и тот факт, что уральская команда много забивала и обожала позиционные атаки.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/2/b6/4aed8b5dc4e7abdedff03c6fc9ffe.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Такая система Питерса работала примерно до ноября, после чего «Автомобилист» просто встал. Силовой физический хоккей уступил место полнейшей разрухе (что тут же сказалось на результате), атака перестала забивать по 3-4 шайбы за матч, из-за этого вскрылись проблемы с обороной, и снежный ком проблем стал придавливать «Автомобилист» и его тренера. Что случилось? Думаю, что есть две причины. Во-первых, кончился эффект «лёгкой предсезонки». Во-вторых, очень вероятно, что Питерс стал жертвой русской ментальности. Канадцу, первый год работающему в России, вряд ли приходило в голову, что держать команду в ежовых рукавицах надо даже тогда, когда всё идёт отлично. Полагаю, что Питерс просто расслабился, «слиберальничал» и получил то, что получил. Кстати, никакого «плохого полицейского» в его штабе не было — Герман Титов, призванный в «Автомобилист» помогать коммуникации рускоязычной части команды с наставником-варягом, тоже тот ещё лоялист.
Полагаю, что где-то в ноябре «Автомобилист» перестал быть тренерской командой. Хоккеисты стали сами по себе, что и вылилось в крайне невнятную игру во второй половине регулярки. Где-то получалось, где-то не очень — Питерс всякий раз что-то усердно записывал в блокнот во время игры, но думаю, что вес его авторитета в раздевалке сильно поубавился. В совокупности с проваленной физподготовкой, всё это привело «Автомобилист» к странной, непонятной модели игры (или, скорее, её отсутствию), нервам хоккеистов и лишь седьмому месту в таблице Востока.
Сейчас Питерс, разумеется, остаётся главным тренером команды (возможно, только потому, что досрочное расторжение двухлетнего контракта предполагает гигантскую компенсацию), но вряд ли управляет ей.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/3/dc/58137aaaf4630a5da80709af9fb5c.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Вратарь
Якуб Коварж — один из самых крутых вратарей-легионеров в истории КХЛ, надёжный, стабильный и бессменный страж ворот «Автомобилиста». Но в этом сезоне у чеха худшая статистика за всё время его выступления в нашей лиге, море дешёвых ошибок и как минимум два нервных срыва. То публично вынесет сор из избы, то в сердцах выкинет клюшку после пропущенной шайбы.
Любопытно, что при этом Коварж целых 8 раз сыграл на ноль (рекорд сезона), но во многом так случилось потому, что он в принципе больше всех вратарей КХЛ выходил на лёд. За спиной у Якуба практически никого нет.
Вывод такой: мастерство у Коваржа никуда не делось, он постарается тащить «Автомобилист» в плей-офф, но поведение чеха говорит о том, что его уже многое достало в этом клубе. «Авангарду» своей активностью нужно вынудить Якуба нервничать, и после пары-тройки голов он может «поплыть» и оставить тыл «Автомобилиста» почти неприкрытым.
Защита
С обороной у «Автомобилиста» проблемы уже не первый сезон, но раньше (при Мартемьянове и в начале сезона Питерса) они были не так заметны, так как уральцы брали своё атакой. Сейчас же — всё на ладони. У екатеринбуржцев много тяжёлых, неповоротливых защитников (Зборовский, Трямкин, Хольцер, Мамкин), а лучшие дефы (Дженовей, Василевский) выделяются своей игрой впереди, а не сзади.
Оборона «Автомобилиста» очень много позволяет соперникам (из-за этого и психует Коварж), регулярно пропускает контратаки (нет компактности), да и в позиционках не блещет. Система Питерса с самого начала сезона обходила вниманием этот важнейший компонент, и сейчас уральцы пожинают горькие плоды, стабильно пропуская 2-3 шайбы за матч от более-менее мастеровитого нападения.
Нападение
Линия атаки остаётся последним козырем «Автомобилиста» на плей-офф. В начале сезона уральцы редко забивали менее трёх голов за игру, сияли тройки Секстон — Холланд — Мэйсек и Макеев — Дацюк — Голышев, да и остальные форварды старались не отставать. Затем нападение уральцев потухло, как и вся команда в целом, исчезла мысль в атаке, комбинации, движение. В этом хаосе растворился даже блестяще начавший регулярку Павел Дацюк. 42-летний Волшебник после Нового года набирает очки только по праздникам и совсем не похож на лидера.
Помимо Дацюка «закисли» Макеев (лишь 4 очка в последних 17 встречах), Голышев (11 игр подряд на финише регулярки без очков), да и иностранцы не напоминают самих себя осеннего образца.
Однако все эти парни никуда не исчезли из состава. И никуда не делось их мастерство. Просто им не хватает чего-то, и как знать — может необходимые эмоции пробудит как раз плей-офф? Вера болельщиков «Автомобилиста» в чудесное преображение, скорее, иррациональна, но почему бы им не надеяться на то, что их команда (пусть и неуправляемая) заиграет за счёт индивидуальных усилий игроков?
Вывод
Именно из-за хорошего состава «Автомобилист» нельзя совсем сбрасывать со счетов. Уж болельщикам ли «Авангарда» не знать, что команда может кардинально преобразиться в плей-офф без видимых на то предпосылок? Правда, весной 2009-го «ястребы» объединились вокруг молодого тренера Игоря Никитина, который буквально стал частью коллектива, а с нынешним Питерсом в Екатеринбурге такая история не прокатит. Но всё же...
Впрочем, «Автомобилист», конечно, нужно уважать, но ни в коем случае не бояться. У омичей масса козырей, которых этому сопернику, по-хорошему, бить нечем. Это и системный, тренерский хоккей, и текущий уровень ключевых исполнителей, и великолепные спецбригады, и лучшая на данный момент физическая форма.
Игрокам «Авангарда» не нужно ничего выдумывать, а просто выйти, сыграть в свой хоккей и забрать своё. Думаю, что «ястребы» к этому отлично готовы.