Как тратят деньги в КХЛ: СКА набрал слишком много игроков, «Трактор» идеально вложился в иностранцев
Изучаем рейтинг зарплат.
«Спорт-Экспресс» представил рейтинг зарплат КХЛ. Отличия от списка, который публиковали в мае, практически минимальны – 90% игроков сохранили свои деньги и положение в топе. Из майской десятки вылетели Свен Андригетто (расторг контракт и уехал домой в Швейцарию) и Сергей Калинин (был расторгнут ЦСКА, вернулся в Челябинск на деньги в два раза ниже, зато с совершенно другой ролью в команде).
Главное отличие от весны – то, что сезон уже начался. Команды вступили в первый потолочный сезон, и даже со всеми его недоделками и дырами (например, возможностью переподписывать контракты во время сезона – привет, Никита Сошников) потолок зарплат значительно улучшил лигу – на Востоке и так традиционно все ровненько, а на Западе, вполне возможно, мы впервые с 2015-го не увидим в финале конференции СКА – «Локо», «Динамо» и «Йокерит» готовы ворваться в топ-4. Поэтому контракты можно оценить и по эффективности.
Эффективны: легионеры «Трактора». Единственное, что грело душу челябинским фанам в прошлом сезоне – чешская связка Лукаша Седлака и Томаша Гики. Одним из первых шагов обновленного руководства клуба весной было долгосрочное продление контрактов с лидерами – сразу на три года, что довольно нетипично для КХЛ, где со стратегическим планированием не слишком хорошо. Считается, что легионеры в России расслабляются после того, как получают большие деньги, но челябинские бойцы не ленятся, не играют на чистых шайбах, а всегда готовы лезть в толпу на пятаке и как следует хитануть.
Большой удачей «Трактора» стало приглашение двух шведов – Лоуренса Пилута и Понтуса Оберга. КХЛ не удивишь игроками, которые балансировали на грани НХЛ и АХЛ, но на Пилута в «Баффало» очень рассчитывали, и многие эксперты видели шведа частью обороны в будущем сезоне. Оберг же был вполне востребован в НХЛ – просто играл в системе «Торонто», где нападающие теснятся как шпроты в банке. Шведам 24 и 27 лет соответственно – мотивации у них полно.
Четыре топ-легионера «Трактора» в сумме получают 180 миллионов (каждый по 45) – это меньше связки Яшкин – Шипачев.
Неэффективны: легионеры «Автомобилиста». В прошлой регулярке Брукс Мэйсек набрал 46 очков и много забил в меньшинстве, чем помог «Авто» занять хорошую позицию и получить преимущество домашней площадки. В плей-офф канадский немец пропал без вести – но это не помешало клубу, где давно ждут кубковых успехов, а не очередных регулярочных побед, продлить контракт с форвардом и насыпать ему сразу 65 миллионов – зарплата на уровне топ-20 лиги. Продуктивность Мэйсека еле-еле на уровне топ-50 – при этом его еще и спускали в третье звено по ходу регулярки.
Это касается и других иностранцев «Авто» – прошлый плей-офф провалили все полевые, но перемен не произошло: ушел только Доус, который получал дикие для потолочной эпохи 150 миллионов. Когда у клуба наступил спад, пропали и иностранцы. Если первая тройка Макеев – Дацюк – Голышев все-таки создает моменты, но плохо реализует, то американский десант, как и в прошлом плей-офф, испарился. Три иностранца в нападении получают 170 миллионов – почти как четверка из «Трактора», но КПД несопоставимы.
Эффективен: «Йокерит». Крутость финского клуба подчеркивает то, что в топе зарплат присутствует только один его игрок – первый центр Джордан Шредер. Представительство у финнов получается таким же, как у «Амура», а уровень состава... ну, вы понимаете. Если посмотрите на таблицу и увидите «Йокерит» на седьмом месте, то не забывайте, что он долго сидел на карантине, будет играть пропущенные матчи позже, а еще два очка финны потеряли из-за бойкота игры в Минске.
Если пять лет назад первый центр клуба и часть лучшей тройки КХЛ Петр Коукал уехал из Хельсинки в (на тот момент) полунищий «Автомобилист», то сейчас такую ситуацию представить нельзя: суперденег из-за потолка положить не получится, и это уже финны уводят лидеров в расцвете сил из русских клубов. Эта версия «Йокерита» совсем не похожа на «фальшивый топ-клуб» образца двухлетней давности и максимально близка к «финскому спецназу», о котором когда-то говорил Сергей Гимаев.
Неэффективен: СКА. В Питере по максимуму используют лазейку в регламенте – перетащили в «Хоккейный город» чуть ли не всю более-менее перспективную молодежь страны. Но как говорил когда-то английский футбольный эксперт: «С детьми ничего не выиграть». Нужны и взрослые игроки, а с распределением ресурсов на них сейчас проблема.
После травоядной трансферной кампании летом, когда в Питер переезжали условные Якимовы и Тимкины, казалось, что там, наконец, наелись. Но клубный аппетит пробудился из-за проблем с рестартом НХЛ и АХЛ, состав вновь раздут – и теперь место многих игроков непонятно. Василий Токранов, например, получает 50 миллионов – раньше было 70, но даже с таким сокращением контракт не стал лучше: это примерно топ-10 защитников лиги по цене, при этом игровое время у Токранова – только шестое в клубе. Вратарь Магнус Хелльберг получает те же 50, хотя и легионеров, и вратарей у СКА явный перебор. Владимиру Ткачеву дают 60 миллионов, но не учитывают его... своеобразные отношения с главным тренером.
Эффективен: Сергей Толчинский. Когда негабаритный технарь вернулся в Россию из «Каролины», казалось, что ЦСКА берет его для числа. Так оно в итоге и вышло – в родном клубе Сергей пропустил почти весь золотой плей-офф, иногда опускался даже в «Звезду». Но новое руководство «Авангарда» (а генеральным менеджером там стал бывший скаут ЦСКА Алексей Волков) не побоялось кинуть ему редкий для КХЛ оффершит и заплатить только за права 85 миллионов. Сейчас Сергей набирает больше очка за игру, хотя идет в конце топа зарплат.
В интервью Sports.ru Толчинский говорил: «В ЦСКА в прошлом сезоне было очень хорошее большинство, и поначалу я вообще на него не выходил. Потом меня иногда стали ставить – сначала в центр, на усы, потом кто-то заболел, передвинули на лицевую. У меня пошла игра – поэтому там и оставили». И неожиданно оказалось, что «канадский шарлатан» Хартли готов подстраивать невысоких живчиков под свою систему.
Неэффективен: Николай Кулемин. История Кулемина в «Магнитке» – это грустный анекдот. Игрок вернулся домой на несуразные 165 миллионов в год. Уже почти пропустив целый сезон, провалил плей-офф-2019 и наговорил кучу лишнего (чего стоит одно «Своим домом я считаю Канаду, мои дети заслуживают возможности жить в свободной и демократической стране»). После этого контракт пришлось переподписать на меньшие деньги, а после введения потолка подвинуться еще раз. Сейчас Николай занимает 5% клубной платежки, хотя провел ноль игр. Сделка будет действовать еще и в следующем сезоне – передаем привет, в первую очередь, Геннадию Величкину, который дал Кулемину такой контракт летом 2018-го.
А в конце – мысленный эксперимент: мы вряд ли можем адекватно оценить заслуженность контрактов топ-игроков КХЛ, но можем перевести числа из абсолютных в относительные и посмотреть, какие игроки НХЛ отъедают схожий процент из платежек своих клубов. С учетом некоторых допущений (например, Макдэвид отъедает больше Шипачева, но его зарплата так же сильно выделяется на фоне остальной лиги), получается примерно такая картина.
Хотя нынешняя система все еще требует доработки, она наконец-то заставляет задуматься о том, как надо тратить деньги. И теперь об этом должны помнить все клубные менеджеры, а не только отдельные гики-болельщики.
Хватит смотреть футбол, Россия – хоккейная страна. Заявление Никиты Петухова
Фото: VK/traktor_chelyabinsk, jokerit; РИА Новости/Александр Кряжев, Григорий Сысоев
Куда бы условный игрок второго звена с ЗП 40 млн. хотел переехать: в Финляндию или город (несомненно прекрасный) с постоянными перелетами по 12 часов и командировками по 2-3 недели