Олексяк из «Далласа» переосмыслил себя как защитника. Был просто большим домоседом, а сейчас носится в атаки и клепает голы
Один из лучших в этом плей-офф.
До лета 2020-го Джейми Олексяк провел примерно 70 матчей в плей-офф – на разных уровнях, от юниорского до НХЛ – и забил всего однажды. «Вашингтону», за «Питтсбург», броском от синей линии. Вы вряд ли видели этот гол, поэтому посмотрите.
Согласитесь – это типичная шайба для защитника-домоседа.
Более того, это довольно типичная шайба для парня, рост которого – под два метра, а вес – под 120 килограммов.
Более того – даже не особо удивительно, что у такого защитника это единственная шайба в плей-офф за много-много лет (на разных, опять же, уровнях): таким корпусом здорово толкаться на пятаке и принимать на себя шайбы, но его довольно непросто дотащить до чужой зоны – и так же нелегко найти время, чтобы успеть в чужой зоне размахнуться такими длинными руками и как следует садануть по воротам.
Все так, все так.
Но в этом плей-офф Олексяк ломает стереотипы об игре защитника такого формата вообще – и конкретно о своей собственной. В этом плей-офф у него пять шайб (это повторение личного рекорда для регулярок), последнюю из них он припечатал в первом матче серии против «Тампы»: среагировал на провал в обороне соперника, выкатился на свободный аэродром, быстро и прицельно бросил, этим броском повалил Василевского на лед, сам же сориентировался на добивании – развернул корпус и закинул шайбу над вратарем.
Не то чтобы прям невероятная красота (особенно если учитывать, из чего этот гол вырос – из 2-3 минут ураганного давления «Старс» в чужой зоне), но – все качественно и, можно сказать, элитно.
С другой стороны, эта шайба тоже выглядит логично для игрока его амплуа: допустим, за два года прокачался и теперь умеет, вот это да, наказывать соперника за брошенную половину площадки.
Тут важно другое – характерный гол для Олексяка в этом плей-офф выглядит совсем по-другому.
Например вот так: выкатился под бросок в своей зоне повыше к синей линии, сыграл по отскоку шайбы, включил ноги, получил шайбу, длинными руками убрал ее от соперника и – как мог – обыграл вратаря на высокой для себя скорости. Такого от двухметрового защитника вы вряд ли ждете.
Вот это чудо природы – аутентичный Олексяк-2020. Он реально бегает в отрывы, подключается к атакам и создает опасные моменты.
Две чайные ложки продвинутой статистики в доказательство. Возьмем показатель ixG – это условное количество ожидаемых от одного игрока голов. Разные люди трактуют его по-разному, а мне удобнее всего понимать, как часто игрок оказывался с шайбой в опасной близости к воротам и был готов этим воротам угрожать. В абсолютном выражении эти цифры не сообщают почти ничего, а вот сравнивать ixG на разных отрезках – интересно.
В регулярке-2019/20, за 69 матчей Джейми нагенерил ixG = 3.11 (во всех ситуациях, по данным сайта Natural Stat Trick).
В 21 матче плей-офф-2020 – уже ixG = 2.26. И это без учета первого матча с «Тампой», где у Олексяка есть заброшенная шайба и как минимум два очень опасных броска.
То есть – его подключения это даже не феномен сезона-2019/20. Это феномен текущего плей-офф: почти в каждом матче у Джейми, двухметрового тяжелого защитника, бывает момент, когда он на скорости включается в атаку – или создает ее сам, своим движением.
Этому феномену есть объяснение.
Во-первых, Олексяк играет в одной паре с Миро Хейсканеном – одним из лучших атакующих защитников НХЛ и, как принято считать, претендентом на «Норрис Трофи» в ближайшем будущем; Миро катается как бог и владеет шайбой где-то примерно так же – и прыгает в атаку вообще без всякой рефлексии. Олексяк первым делом старался отдать шайбу ему – а теперь понемногу открывается и сам, чтобы у Миро были варианты для передачи.
Второй момент – во втором и третьем раундах «Даллас» играл против очень сложных противников, с которыми было жизненно важно выходить из своей зоны и хотя бы иногда добираться до чужих ворот. А также – искать любые возможности для гола, потому что их в принципе было не очень много.
У Олексяка кроме габаритов есть отличное катание, он здорово владеет руками и корпусом: когда он на ходу, его мало кто вообще может сдвинуть – он понял, что этим можно пользоваться, забил уже пять и остается очень серьезным фактором успеха для «Далласа».
Человек, который может принять на себя бросок и этот же эпизод закончить голом в чужие ворота, в плей-офф – бесценен.
Почему в первом матче финала «Тампа» была настолько слабой? Петухов разбирает главные версии
Фото: Gettyimages.ru/Bruce Bennett; REUTERS/Perry Nelson-USA TODAY Sports
значение слова «абрек» автору вообще знакомо?
А чем так уникален формат большого тяжелого парня в хоккее? Разве Виктор Хедман, например, так уж далёк от героя статьи по весу и габаритам?