Кому в КХЛ переплачивают больше всего? Экспресс-арбитраж
В НХЛ существует такое понятие как арбитраж. Если игрок не согласен с суммой своего контракта, он может подать в арбитраж и добиться, чтобы комиссия установила справедливую сумму исходя из того, сколько получают игроки с аналогичной статистикой. Попробуем провести собственный экспресс-арбитраж и определить, кто из игроков КХЛ получает неадекватные деньги.
Перейдём сразу к результатам (разборы по отдельным игрокам можно найти ниже по тексту). Безоговорочный лидер рейтинга неадеквата - Сергей Калинин из ЦСКА. Его текущий контракт более чем вдвое превышает сумму, на которую он мог бы рассчитывать по результатам справедливого арбитража. Также плохо дела обстоят с Сергеем Плотниковым, Николаем Кулёминым и Магнусом Пааярви.
В этом списке есть две категории игроков. Есть игроки, которых хотели бы переподписать на более адекватных условиях. Это Сергей Калинин, Иржи Секач и возможно Николай Кулёмин, которому уже дважды понижали зарплату, но "не дожали". И есть все остальные, к которым пока вроде бы нет претензий со стороны клубов.
Интересно посмотреть анализ по клубам. Принято считать, что Локомотив - идеальная команда для жёсткого потолка, поскольку клуб все последние годы оставался под потолком и привык к ограничениям. Однако Локомотив сейчас вынужден переплачивать лидерам: Ландер, Ткачев, Пааярви, Марченко зарабатывают в Ярославле на уровне лучших игроков лиги, хотя их высокий статус пока не не подтверждается игрой.
Боль руководства и болельщиков ЦСКА - контракт Сергея Калинина. Если армейцы смогут решить эту проблему, ситуация с контрактами в ЦСКА станет вполне терпимой. Магнитогорск аналогично вынужден мириться с завышенными контрактами Плотникова и Кулёмина, хотя на освободившиеся деньги мог бы подыскать топ-игрока.
Ак Барс оказался заложником излишнего доверия к героям былых дней. Данис Зарипов, Джастин Азеведо, Кирилл Петров и Артём Лукоянов получают доплаты за выслугу лет. Это могло бы стать большой проблемой для клуба, однако за прошедший сезон клуб успел ввести в основу солидную группу молодых и достаточно дешёвых игроков с большим потенциалом, и на переплату ветеранам тратится сумма, сэкономленная на молодёжи. Клубу остаются деньги ещё и на подписание недешёвого Найджела Доуса. И это отличает Ак Барс от основного конкурента по конференции - Авангарда. В Балашихе решили почти все проблемы с переплатами и могли бы стать явным фаворитом Восточной конференции, однако старые грехи не пускают в рай. Слабая работа с молодёжью в прошлые сезоны привела к тому, что Авангард не может сейчас экономить бюджет за счёт низкооплачиваемой молодёжи, ростер под завязку забит опытными и недешёвыми игроками. Салават Юлаев умудрился повторить ошибки обоих конкурентов сразу: в Уфе переплачивают "за выслугу" Хартикайнену, Метсоле и Ларсену и при этом также не воспользовались возможностью сэкономить за счёт молодежи.
Кто же совсем не переплачивает игрокам? Близок к этому питерский СКА. Ротенберг провёл колоссальную работу, избавляясь от переоцененных активов и добиваясь перезаключения контрактов с оставшимися игроков. Небольшой "жирок" оставили только защитникам - Василию Токранову и Динару Хафизуллину. Пожалуй, в Западной конференции именно СКА получил наибольшую выгоду от жёсткого потолка, как бы кощунственно это ни прозвучало. Будет весьма любопытно посмотреть, как Валерию Брагину удастся распорядиться составом.
Из андердогов лучше всех сработал Трактор. В Челябинске не переплачивают никому и при наличии должного финансирования этот состав может стать хорошим фундаментом для строительства сильной команды. Слабым местом Трактора, как ни странно, является молодёжь: Гатиятуллину не подготовили хоккеистов в возрасте 21 лет, готовых выстрелить на уровне КХЛ.
Арбитраж
Использованы данные газеты "Спорт-Экспресс".
Разбор игроков начнём с вратарей. Якуб Коварж и Юха Метсола - самые высокооплачиваемые вратари лиги. Оба играют практически без замен, поэтому в какой-то степени переплату можно объяснить напряжённым графиком. Однако что мешает платить Коваржу и Метсоле справедливые 70 млн и подобрать им достойных бэкапов? Вряд ли Якуб и Юха начнут хуже играть при меньшей нагрузке (и с меньшим окладом).
Самый высокооплачиваемый защитник лиги - Филип Ларсен. Оправдывает ли он свою зарплату? Глядя на игру Ларсена, порой возникает ощущение что он слишком много на себя берёт и не оправдывает эту космическую сумму.
Даррен Дитц - один из лучших защитников лиги, возможно самый лучший. Дитца высоко оценивают игроки и тренеры соперников, а в сезоне 2018/19 он получил награду лучшему защитнику сезона. Но в Барысе Даррену трудно раскрыть весь свой потенциал. 75 млн - это адекватный контракт для Дитца, но чрезмерная финансовая нагрузка для Барыса с его 600-миллионным бюджетом.
Самым интересным персонажем на рынке защитников этим летом был Алексей Марченко. Игрока мечтали видеть в Магнитогорске и Уфе, однако Марченко выбрал наилучшие финансовые условия. Но ему будет очень сложно оправдать затраты:
Даже кратковременная поездка в НХЛ сулит игрокам солидную прибавку в зарплате. Иначе трудно объяснить 60-миллионный контракт Богдана Киселевича. Неужели он настолько превосходит своего земляка Максима Чудинова, чтобы получать в 1.5 раза больше?
Емелин получает заслуженную доплату за опыт. Тем не менее возраст и травмы могут помешать Алексею оправдать свой контракт. Также несколько завышенным выглядит контракт Захара Арзамасцева, но это можно объяснить острым желанием екатеринбуржцев заполучить хоть кого-то из небольшой обоймы квалифицированных защитников с российским паспортом.
Пожалуй, единственная переплата в питерском СКА - это защитники:
Токранов и Антипин - одноплановые игроки, и не совсем понятно зачем Питеру нужны оба этих игрока. Да ещё при наличии Бенгтссона.
Динар Хафизуллин получает доплату "за выслугу лет" как старожил команды.
Как оценивать контракты Вадима Шипачёва и Дмитрия Яшкина? Ближайшие конкуренты - Кирилл Капризов и Линус Умарк покинули лигу, поэтому возможна лишь такая грубая оценка.
Редкий случай, когда игроки с похожей статистикой и ролью в команде получают практически одинаковые деньги. Найджел Доус пока не заключил контракт, но ходят слухи о сумме в 60 млн. Всё что выше этого - будет для Доуса переплатой:
Теему Хартикайнен хороший нападающий, но достоин ли он контракта на 90 млн? По финансам это уровень Дмитрия Яшкина, но динамовец в 1.5 раза более результативен. Да, Яшкин играет с Шипачёвым, но у Хартикайнена на распасовке были Умарк и Ларсен, тем не менее статистика на фоне Яшкина выглядит печально. Непонятно за счёт чего финн собирается повышать свою результативность после прощания с Умарком. Неужели за счёт дополнительных килограммов, которые он наел на карантине?
Джастин Азеведо и Анатолий Голышев - игроки, которых руководство хотело сохранить любой ценой, невзирая на переплату:
Азеведо обязан улучшить свои показатели в следующем сезоне благодаря появлению партнёров более атакующего плана (Да Коста и Доус вместо Кормье и Петрова), а вот у Голышева могут возникнуть сложности.
Есть группа нападающих, которые застряли между ведущими и нижними звеньями. Они недостаточно хороши для топ-6 и не совсем вписываются в боттом-6. Разумно было бы платить им по 40 млн, но кое-кому переплачивают по старой памяти:
Магнус Пааярви зарабатывает в Ярославле на уровне ведущих легионеров лиги, однако непонятно, чем собственно швед лучше своего предшественника Тая Рэтти, уровень игры которого не устроил руководство Локомотива. Переплата Секачу выглядит незначительной, поскольку игрок имеет хорошие шансы улучшить статистику в следующем сезоне, выбравшись из третьего звена ЦСКА:
Связка Ландер-Ткачёв в линейке центрфорвардов - предмет гордости болельщиков Локомотива. Однако при ближайшем рассмотрении "лучшая центральная линия КХЛ" (по мнению ярославцев) вовсе не выглядит таковой:
Непонятно, зачем платить 55 млн Николаю Кулёмину, если другой местный воспитанник Ярослав Косов за свои 7 млн в Челябинске играет ничем не хуже:
Очевидно, что Артём Лукоянов не должен получать 50 млн. Лукоянов заключил двухлетний контракт после лучшего сезона в карьере (13+11=24 очка, +38/-19 в сезоне 2018/19), однако после травмы его показатели сильно просели. Руководству Ак Барс есть смысл серьёзно переговорить с нападающим на предмет перезаключения контракта на более разумных условиях:
Почувствуйте страдания болельщиков ЦСКА:
А ведь за Калинина отдали местного любимца Кузьменко.
Отдельная категория - суперветераны. Тут очевидна переплата Данису Зарипову: 40-миллионное предложение Ак Барса было абсолютно адекватным. Не совсем понятно, каким образом сумма выросла до 60 млн: возможно сказались связи Зарипова на самом высшем уровне.
Зарплаты тех, кто играет на рояле, находятся в диапазоне от примерно 20 до 120 млн.
Зарплаты средних "пианистов" находятся на уровне лучших "грузчиков". Хотя лучшие "пианисты" получают в 2-3 раза больше чем лучшие "грузчики".
Вопрос в том, почему Плотников входит в десятку самых высокооплачиваемых нападающих КХЛ, хотя никогда не попадал в число 30 лучших бомбардиров КХЛ.
Что мне делать со статами по игровому времени? Если человек проводит больше времени на льду, то заслуживает получать больше денег?
Алексеев - самый медленный среди молодых центрфорвардов КХЛ которых я рассматривал, например Иван Морозов развивал 33 км/ч, Кирилл Семёнов в среднем 33.1, Иван Игумнов - 33.5, Денис Зернов - 34.5 км/ч.
Броска тоже нет - всего 4 гола за сезон и по нарезкам видно что парень не верит в свой бросок.
Зато когда Алексеев с шайбой, его партнёры начинают ждать передачи и как правило дожидаются. Игра звена строится на этом. Соперники пока не воспринимают этих ребят всерьёз и не ищут контригру.
Мне бы хотелось чтобы обсуждалась тема, а не то, за кого топит автор.
Вот певица Ольга Бузова - это продукт работы десятка других людей, которые пишут песни, сочиняют музыку, обрабатывают её голос, ставят танцы, подбирают костюмы и т.д. Без этой команды Бузова вообще не певица.
То есть "певица Бузова" - это продукт.
И "хоккеист Алексеев" на данный момент - тоже продукт взаимодействия Алексеева с партнёрами, которые скрывают его недостатки и усиливают достоинства.
В КХЛ ты должен ещё до приёма шайбы понимать, что ты с ней дальше будешь делать.
А в ВХЛ ты можешь принять шайбу, потом ещё подумать и решить.
Умение играть в опережение - это то, за что игрокам КХЛ платят в 10 раз больше чем игрокам ВХЛ.
Поэтому это не только материал, но и продукт работы тренеров и партнёров.
Но мы начали обсуждать термины и далеко ушли от исходной темы. Если кому-то не нравится слово "продукт", можно заменить на какое-нибудь другое.
Исходная мысль заключалась в том, что вот есть хоккеист с одной сильной стороной: он хорошо видит площадку и может отдать передачу - Алексеев. К нему прикрепили партнёров Каюмова и Коваленко. Партнёры за два года научились помогать Алексееву поддерживать темп игры, выигрывать единоборства и доставлять шайбу в зону. А в чужой зоне Каюмов и Коваленко открываются под передачи Алексеева. Получился такой симбиоз, где игроки помогают друг другу.
Но если сейчас Алексеева перевести в условный СКА, он без привычных партнёров даже не пробьётся в состав.
Посмотрите на игроков МХЛ, там у всех ведущих игроков примерно одинаковые навыки.
А в КХЛ под влиянием тренерского штаба и партнёров происходит специализация, развиваются и закрепляются именно те навыки, за счёт которых хоккеист будет играть всю карьеру. Конечно игрок обладает базовыми навыками после школы, но обретает своё лицо уже в КХЛ.