4 мин.

Налог или штраф? Сомнительная статья доходов лиги

Один из второстепенных сюжетов, разворачивающихся этим летом - попытка не платить «штраф» за превышение потолка зарплат в прошлом сезоне со стороны ряда команд. Я не случайно в кавычки взял слово штраф, да и вообще вся ситуация на самом деле интереснее, чем кажется на первый взгляд.

Ранее ЦСКА и «Салават Юлаев», а с недавних пор примкнувшее к ним московское «Динамо» выступили против того, чтобы платить за превышение потолка зарплат в сезоне 2019/2020, мотивируя это тем, что сезон-то завершён не был. Я как-то изначально отнёсся к этому как к очередной своеобразной атаке ЦСКА на КХЛ («Салават Юлаев» тут идёт со старшим товарищем за компанию, дабы предать весомость обращению. Я, кстати, удивлен, что Уфа превысила потолок зарплат, учитывая то что в плей-офф команда забралась только-только в последних матчах сезона).

Однако, имеет смысл и задуматься о природе этого штрафа, что немного меняет представление о ситуации. И на удивление, у ЦСКА может и не сильная позиция, но аргументы логичные. Прежде всего, стоит уточнить, что весь сыр-бор из-за сумм, превышающих 800 миллионов рублей - ровно столько составлял в прошлом году потолок зарплат. Со всех сумм, потраченных сверх него, требовалось делать пропорциональные платежи в адрес КХЛ, о судьбе которых еще будет сказано.

Однако ежели разбираться, то этот вид платежа не является штрафом в полном понимании процесса. Нарушение потолка зарплат в КХЛ - это не правонарушение в полном понимании, не преступное деяние, за которое полагается соответствующее наказание. Обратный пример - применяемые КХЛ дисквалификации к генменеджерам, в случае если у команды имеются серьезные задолженности по зарплатам. А вот платеж за превышение потолка зарплат КХЛ является опцией - если вы не укладываетесь в потолок 800, но имеете желание и возможность привлечь хоккеистов на контракты сверх этого лимита, то можете это сделать, уплатив процент от такого превышения. Называть это «штрафом» красиво с точки зрения заигрывания с широкими болельщицкими массами, но формально это ближе к налогу. Потому намерение трех клубов не совершать этот платеж не выглядит таким уж вздорным, ведь сезон-то не доиграли, и в отличии от «Йокерита» и «Барыса» - не по своей воле, а по решению КХЛ.

Ладно, казалось бы, это какие-то внутренние разборки. Однако важный момент, который клубы не поднимают, но о котором хочется спросить - а на что, в итоге, эти деньги идут? Как и на что идут, например, космические штрафы за критику судейства в КХЛ? Помнится, на заре КХЛ речь шла о неком фонде, в который шли средства от превышения потолка зарплат богатыми клубами, чтобы потом помогать в экстренных ситуациях бедным, а помощь эта была регулярной, практически ежегодной, когда один за другим оказывались резко без денег Кузня и Химик, Автомобилист и Спартак, который и вовсе лига фактически половину сезона содержала, только бы не снимался с турнира на полпути. 

Проблемных клубов меньше не стало, специальных проектов, на которые КХЛ бы выделяла деньги от налога на роскошь, тоже я оперативно не назову. Ранее очень любил всевозможные штрафы на клубы накладывать господин Кобылянский, чем заработал себе репутацию весьма неоднозначную, что вместе с его специфическими проектами вроде люксембуржско-эстонского клуба КХЛ из Швеции его карьеру и прекратило. Однако что в случае Кобылянского, что нынче, когда финансовые дела лиги контролируют не самые подсвеченные в прессе Никольский и Кузнецов, так и нет ответа на вопрос, куда вся эта сумма от налогов/штрафов пойдёт. Надо понимать, что речь идет не о рядовой сумме,  у того же ЦСКА превышение потолка, скажем так, соответствует бюджету какого-нибудь другого клуба КХЛ. Опять приходится задуматься, для кого КХЛ существует и чьи интересы обслуживает? 

Очень интересно на эту ситуация взглянуть в свете того, что происходит в схожей по форме управления лиге - французской футбольной, о которой вышел отличный текст. Те же иностранные вещатели КХЛ, от которых значительные поступления за трансляции, которыми так лига гордится, и идут, явно не платили за решающие плей-офф, самые дорогие в контракте. Это же скорее всего касается и спонсоров - ряд партнеров у лиги вообще прямо на плей-офф подписываются, да и для всех остальных контракт также остается неисполненным, реклама в финале Кубка Гагарина 2020 показана не была. И если в спонсорской поддержке нашим клубам так просто отказать не могут, так как даже частные компании на деле имеют государственное происхождение,  то те самые знаменитые выплаты клубам, о которых лига регулярно сообщает, должны были бы быть затронуты самым прямым образом. Там не густо этих выплат на клуб, если честно, но эта процедура была чуть ли не верификацией легитимности нынешней власти. 

Но и эти деньги не сравнимы с суммами налога на роскошь, и куда они уходят, никто никогда не скажет.