СКА растит из Ткачева-95 новую звезду лиги. Он пока не готов к НХЛ, но идет по пути Панарина и Гусева
История одной позиции.
Обожаю, когда в СКА приходят супергерои – команда Мстителей гораздо более удобная мишень, чем лига выдающихся джентльменов. Если вы понимаете, о чем я.
28 мая хоккейный флагман Санкт-Петербурга переподписал Владимира Ткачева – того самого, которого в тегах сайта Sports.ru помечают числом 1995, чтобы отличать от полного тезки 1993 года рождения. Формат соглашения: два года по 60 млн за каждый. Пять лет назад звучало бы как смешной анекдот, но в КХЛ наступила эпоха потолка зарплат. Сейчас это хорошие деньги: они позволят клубу сохранить хоть какое-то качество в боттом-6 и на синей линии (кстати, вы видели защиту СКА? Какой огонь!). Плюс – монстр перестанет быть монстром, если по ходу сезона не сменит, например половину центров. Для этого лучше бы сохранить под потолком хоть какое-то пространство.
Эти «60 х 2» – закономерный чек-пойнт в карьере Ткачева. Последние четыре года он как целеустремленный любовник поступательно шел к тому, чтобы забетонировать место в постели с этой красоткой – первой тройкой топ-топ-клуба России (таких в КХЛ два – СКА и ЦСКА). В НХЛ ему, кажется, рановато: в свои 24, обладая похожими габаритами с Никитой Гусевым (в районе 180 см роста и 75 кг массы), Ткачев выглядит в два раза более легким игроком.
Смотришь на него, вспоминаешь Клаттербака, Мартина и Сизикаса – и думаешь, что пока все-таки жалко отпускать его в эту мясорубку.
С Ткачевым-95 так было всегда. Всю карьеру он выглядит слишком хрупким игроком для того уровня, на который выходит. На сколько-то процентов это вопрос стиля – например, Никита Гусев на фоне Володи выглядит более приземистым, потому что в катании садится намного глубже. Но это стало видно далеко не в 2020-м.
Семь лет назад я, вот этими самыми руками, писал про него: «Владимиру Ткачеву нужно прибавлять в массе. Парень с одной из самых светлых голов поколения-95 выделяется своей технической готовностью, но даже на этом уровне, даже на фоне не основных канадских команд заметно, что ему нужно прибавлять в размерах насколько это возможно. Пока Вова слишком мал – в сравнении и с собственными партнерами, и уж тем более с бородатыми канадопереростками. На фоне физиономий последних совсем ребяческое лицо Ткачева выглядит просто удивительно».
Господи, что за сумасшедшие читали меня в 2013-м?
Господи, я слежу за Ткачевым с 2013-го.
Но это как раз понятно. Владимир Ткачев – это легкая ностальгическая боль примерно всех людей, которые складывают слова о нашем хоккее с середины прошлого десятилетия. Непростая и дико характерная история молодого русского парня, который ловко обращается с шайбой, но не вымахал больше книжного шкафа.
В 17 лет Ткачев набирал 11 очков в семи матчах ЮЧМ. В 18, играя за молодежку в серии против сборных CHL, он забивал вот так:
Но – его не брали на МЧМ.
Это сейчас от истории остались только хайлайты – и при их просмотре про Брагина красиво округляют: «Вспомните только, как много труда он вложил в развитие нашей прекрасной молодежи! Эге-гей!». При этом забывают, что там были за вступительные экзамены – Володя Ткачев, большой омский талант, их не прошел. Его отцепили и от МЧМ-2014 (Михаил Варнаков-старший), и от МЧМ-2015 – уже сам Брагин.
«Он просто сказал, что я слабее других кандидатов, ничего толком не объяснял, – рассказывал Ткачев «Чемпионату» в декабре-2014. – Я претендовал на два первых звена и, по его мнению, в них не пробился, а для третьего-четвертого я не подхожу. В Канаду поехали несколько габаритных ребят. Наверное, главный тренер считает, что на североамериканских площадках это главное. Стоит признать, что я не такой игрок, который будет бежать, давить, проводить силовые приемы. Именно на это делается упор в молодежной сборной».
Почти все, что с Владимиром – очевидно одним из самых одаренных игроков поколения – было дальше, это продолжение многолетнего русского сериала. «Как в России лозунги про развитие молодежи стыкуются с реальностью».
Предыдущие серии: Александр Радулов, один из лучших игроков мира 1986 года рождения, так нужен системе московского «Динамо», что уезжает в CHL, которую за два сезона вспахивает, словно это небольшой огород на его тагильской даче.
Никита Гусев и Никита Кучеров, хедлайнеры поколения 1992-93 так нужны системе ЦСКА, что один уезжает в Хабаровск и в итоге упархивает в СКА, а переломанного второго за свой счет вывозит в Америку и оперирует «Тампа».
Владимира Ткачева игнорирует молодежка – окей, бывает, не вписался в концепцию Брагина, в нее в разное время не вписывалась куча народа: и Окулов, и Коростелев, и Чехович. Но, по идее, родной клуб – не сборная, отнесется к своему же хоккеисту внимательнее. Вырастить игрока проще, чем его выменять. Омск гордится своей школой. Задача тренера – использовать молодых.
Но в середине 2010-х в «Авангарде» еще некому было озадачить главного тренера. В 18 лет Ткачев проводит два матча за основу «Авангарда» и уезжает в CHL. В Канаде – полтора довольно успешных сезона: у Володи примерно по очку за игру – что в регулярке QMJHL, что в плей-офф; он подтверждает топовый потенциал. Параллельно сорвался контракт с «Эдмонтоном»: в 2014-м Ткачев нормально так пошумел в лагере «нефтяников» и даже поставил подпись под бумагой. Но клуб не заметил пары деталей регламента по части контрактов с игроками моложе 20 – поэтому НХЛ не утвердила это соглашение.
Потенциальной звездой заинтересовался – кто бы вы думали? Правильно. Ткачев-1995 стал одним из первых опытов СКА по
1) привлечению молодежи,
2) возвращению наших игроков из Северной Америки.
Тогда в Санкт-Петербурге горели два серьезных пожара: в первом звене после отъезда Панарина и на тренерской скамейке после отъезда Быкова. Быкова заменили Назаровым (!) и пожар быстро закончился взрывом, а на место Панарина присматривали в том числе Ткачева. В принципе, он подходил по формату, но никто не был уверен в том, что полтора сезона в CHL сделали из юноши (а в его случае скорее из подростка) мужчину. Не сделали: в сезоне-2015/16 Ткачев сыграл за СКА 2 матча.
Дальше – хороший чемпионат в системе СКА (МХЛ, ВХЛ) и переезд на периферию, где давления меньше, доверия больше. Из Владивостока Ткачев резво стартовал наверх: в первом сезоне 39 очков, во втором – 40 (30 – за «Адмирал», 10 – за «Салават»). Во второй уфимской регулярке у Ткачева всего 26 очков, зато 10 – в 17 матчах плей-офф. Сезон-2018/19 он заканчивал одной из звезд КХЛ, с претензией на статус одной из главных звезд.
Из СКА как раз уехал Никита Гусев – место мегакреативного левого края в первом звене снова стало пустым. Ткачев в этот шаблон вписался как влитой, провел очень качественный год и на взлете начинает второй год в СКА, где главным тренером стал – ну вы помните кто.
Здравствуйте, Валерий Николаевич, помните, вы меня на МЧМ не брали? Сейчас я ваша главная звезда.
Еще более интересный ракурс: то, как Ткачев продолжает в СКА идею праворукого монстра в первом звене – и вообще супертройки.
Важное уточнение: в первый раз СКА заинтересовался Ткачевым еще до того, как подписал Никиту Гусева. Как я и говорил, то был слегка панический интерес: было ясно, что прямо сейчас Володя эту позицию не закроет. Но закрыть ее очень хотелось. Летом-осенью 2015-го в клубе уже привыкли к особенному левому краю, и ростер СКА потерял герметичность, достигнутую эпохой Быкова: в звене Шипачева возникла дыра и в нее, в эту дыру, засасывало похожих по формату хоккеистов.
Тогда, осенью 2015-го, было модно составлять список кандидатов на это место и кажется, примерно в тот момент генеральный менеджер СКА Роман Ротенберг сформулировал параметры, которым в ближайшем будущем должен соответствовать левый край первого звена его команды. Они актуальны до сих пор.
Параметры:
Компактность
175-180 см роста, 75 кг веса, ловкий, подвижный и, как говорят в таких случаях, ртутный игрок, в которого очень трудно попасть, который легко затеряется в чужой зоне, спрячется от защитников и, если надо, проскочет между ними, не цепляясь плечами.
Катание
Элитный или около того скейтер, который периодически будет решать кучу всяких проблем на площадке чисто ногами. Ну например – проходить среднюю зону, если случилась какая-то беда.
Техника
Элитные или около того руки, которые позволяют исполнить любую передачу в позиционном розыгрыше или в атаке с ходу и обеспечат хороший процент при бросках с нулевого угла.
Понимание пространства и времени игры
Как видно по некоторым интервью и в принципе по игре, Панарин и Гусев не просто классические русские технарики, а хоккеисты с особенным отношением к самому пространству хоккея. Для них площадка – это не периметр, который надо вспахать ногами, а зона творчества. Они разрезают лед линиями передач, если надо, финтами и, если очень надо, рывками – именно в этом порядке. Панарин и Гусев (и Ткачев) играют за счет мышления, поэтому у них получилось по очереди поддерживать жизнь супертройки в СКА с Шипачевым/Дадоновым. Они играли по-разному, но тройка сохраняла свои самые важные скиллы – и в какой-то момент было вообще непонятно, уехал ли Панарин на самом деле, или нет (сравните вот этот гол с Артемием и этот, с Никитой). Претендент на место левого края в первом звене СКА обязан мыслить вот примерно в таком стиле.
Владимир Ткачев-1995 вписывался в эту парадигму, но для его полноценного функционирования в этой схеме СКА должен был потратить несколько лет на его развитие. В моменте, осенью-2015, нужны были другие варианты.
«СЭ» накидал пятерку кандидатов – и, по сути, перечислил всех более-менее классных и относительно молодых праворуких левых нападающих страны. Сейчас тот список смотрится отчасти как шутка, но пять лет назад он был на сто процентов актуальным: Никита Филатов, Кирилл Кабанов, Никита Гусев, Дмитрий Кагарлицкий, Антон Глинкин. За скобками остался еще Дмитрий Кугрышев, переход которого в СКА обсуждали летом-2015, но ЦСКА его не отпустил.
Глинкин в эту компанию попал явно для количества – он всегда был бойким и резким игроком, но по игре в пас никогда не приближался к топовым челябинским стандартам. Карьеры Кабанова и Филатова так трясло, что рассчитывать на их взлет в сложных питерских условиях было бы легкой формой сумасшествия. Кагарлицкий был вторым по привлекательности лотом – он оказался в СКА в 2019-м.
Первым был Никита Гусев – и он приехал в Санкт-Петербург в октябре 2015-го.
Сейчас, через 4,5 года после того, как пространство Панарина в игре СКА занял Гусев, от самой идеи суперзвена осталось только легкое воспоминание, только одна треть – креативный левый край с окаянным хватом. За это время суперзвено пережило несколько реинкарнаций. Когда в СКА иссякла карьера Шипачева, его позицию рядом с Гусевым занимал Дацюк – если вы всерьез возьметесь за разбор, то поймете, что по функционалу тройка Гусев – Дацюк – Капризов, которая спасла для России Олимпиаду-2018, это воспроизведение звена Панарин – Шипачев – Дадонов, лишь с несколькими оговорками.
Дадонова в СКА понемногу заменяли Плотников, Якупов и Карпов.
В прошлом сезоне СКА кучу времени потратил на то, чтобы перезапустить первое звено в N-ный раз. Очевидных центров, мыслящих как Шипачев, в России не осталось (кроме самого Шипачева), поэтому генеральный менеджер СКА включил метод перебора: на эту роль в разной степени пристально рассматривались Кемппаинен, Лехтеря, Швец-Роговой, Аалтонен – но все было не то. Стиль тройки Шипачева был упущен, поэтому команда не смогла воспроизводить свое легендарное позиционное нападение; поэтому, кстати, главным событием сезона в Санкт-Петербурге была молодежная тройка.
В этом сезоне – новый виток хоккейной теории. Первым центром, получается, попробуют Линдена Вея – канадец вроде подходит, но он – праворукий, то есть той самой структуры игры уже не выйдет. Справа, скорее всего, останется Бурдасов – совсем не Дадонов по формату, но что поделать.
И остается Володя Ткачев – Панарин 3.0, Гусев 2.0, один из двух нападающих этой версии СКА, который всерьез претендует на то, чтобы в какой-то момент заиграть в НХЛ. Игрок, у которого есть все для того, чтобы стать супергероем в новом сезоне КХЛ: непростая судьба, тонна доверия – и тренер, которому наверняка очень хочется все доказать.
Клубы КХЛ получают миллиарды из бюджета и госкомпаний. Сами не отбивают даже 20% расходов
Фото: РИА Новости/Владимир Федоренко, Антон Денисов, Алексей Даничев; ska.ru
------------------------
Если мы вместо "система ЦСКА" напишем "Валерий Брагин", то получим любопытный портрет "лучшего в мире воспитателя молодёжи". Между прочим, в Хабаровск тогда Гусев поехал вместе с Ожигановым.
--
Подтверждение топового потенциала это под 100 очков в возрасте Ткачева, а он просто был средним. Более того Монктон рассчитывал что воссоздание связки Барбашева и Ткачева будет рвать лигу, они были очень убедительны на ЮЧМ, но Володя не потянул роль примы и поэтому его отпустили в Квебек.
А так конечно на ЮЧМ в Сочи он был тогда лучшим. Руки золотые.
"Здравствуйте, Валерий Николаевич, помните, вы меня на МЧМ не брали? Сейчас я ваша главная звезда."
---
Продолжая этот вымышленный диалог, Валерия Брагин скажет: Володя корону сними, уже столько лет прошло, а выводы и не сделал, а главная звезда, конечно, Кузьменко. И будет прав, поскольку и без того парень с задатками растет просто на глазах и в отличие от светлой головы с тонкой организацией Ткачева, банально больше умеет на льду.
Глупо отрицать очевидное.