Звено мечты Овечкина собирали в Квебеке-2008. Там было мало химии, но играли они супер
Несколько недель назад Александр Овечкин с дивана подцепился к инстаграм-эфиру Светланы Абросимовой, первой чемпионки WNBA из России.
– Назови пятерку русских игроков, с которыми тебе приятнее всего играть? Топ-5.
– Топ-5? Э-эм. Семин! Федоров. Андрей Марков. И скорее всего... Илья Никулин.
– С ними точно выиграли бы Олимпиаду?
– С ними порвали бы всех.
Этим ответом Овечкин схитрил дважды.
Во-первых, он, один из самых уважаемых и заслуженных мужиков современного хоккея, в этой пятерке самый молодой.
Во-вторых, это никакая не фантазия. Тройка Овечкин – Федоров – Семин с регулярными подключениями защитников Маркова и Никулина совершенно конкретно существовала на совершенно конкретном турнире сборных. Этот турнир посвятили 100-летию ИИХФ, в честь столетия его привезли на родину хоккея, в Канаду, и провели в одном из исторических хоккейных городов – Квебеке.
С ними – с Семиным и Федоровым – Овечкин действительно порвал всех. Эти трое – лучшие бомбардиры сборной России на ЧМ-2008 и единственные наши представители в топ-10. Они участвовали во всех победных шайбах сборной в плей-офф – включая ту самую, я не верю своим глазам, жизнь лучший драматург.
Эта тройка сделала для России разницу между просто очередным чемпионатом мира, где мы рассчитывали на многое, и главной победой в новейшей истории.
В этот момент вы представили себе – если вы, конечно, не пересмотрели весь ЧМ-2008 на днях – классическое звено из советских фильмов про хоккей. Хлесткий механизм «Красной машины»: оставления, переводы через всю площадку, нереальное взаимопонимание, виражи и сумасшедшие позиционные атаки. Что-то вроде Кучеров-Гусев или Зарипов – Зиновьев – Морозов.
Ха-ха, нет.
Тройка Федорова на ЧМ-2008 поломала вообще все штампы и шаблоны. Она выглядела и играла совсем не так, как в принципе ожидают от лучшего звена сборной России – ровно, кстати, как Овечкин сломал все шаблоны на тему того, как должны играть наши крайние нападающие. И как, кстати, Сергей Федоров в свое время сломал все шаблоны на тему того, какими должны быть наши центральные нападающие.
Это была тройка не из наших фантазий.
Что это было?
Как бы лучше объяснить. Представьте себе каток, который гоняет со скоростью – ну ладно, не болида «Формулы», а хотя бы ралли WRC. И который при этом маневрирует как раз как болид «Формулы».
Вот такой была эта тройка.
Саша Овечкин, 22 года: лучший бомбардир регулярки НХЛ (112 очков). Летом он соберет 4 личных приза – «Тед Линдсей», «Харт», «Морис Ришар», «Арт Росс». НХЛ все еще в шоке от этого русского: он носится как американец, бьется как канадец, а исполняет – как никто вообще на свете не исполнял.
Овечкин как главная звезда планеты. Харизма, голы и несгибаемый патриотизм
Сергей Федоров, 38 лет: возможно лучший русский энхаэловец в истории, который, конечно, уже не мог покрывать такие же площади льда, как в 27, но мышлением и руками оставался одним из лучших в мире. Рядом с такими ракетами ему и не нужно было носиться – он был за рулем этого катка.
Сергей Федоров играл в хоккей не хуже Гретцки и Лемье. Почему его забыли?
Александр Семин, 24 года: второй снайпер «Вашингтона», скоростной и сильный, при этом – техничный и мобильный нападающий. В НХЛ он не наиграет ни на какие личные призы; героем Квебека объявят не его, а Ковальчука; он сделает дубль в финале, но его запомнят только как участника тройки. Однако если вы пересмотрите ЧМ-2008 или хотя бы плей-офф, вы поймете: именно Семин был лучшим игроком той сборной, в паре миллиметров над Овечкиным. И Семин, кстати говоря, стал лучшим ее бомбардиром.
Семин в «Вашингтоне» был лучшим в мире – когда хотел. Большой хоккейный художник, которого не поняли
Смешно, что тройку игроков из НХЛ в сборной России составили по советской традиции. Семин, Овечкин и Федоров не играли вместе в «Вашингтоне», о чем шепотом договаривали после словосочетания «наигранная связка». Но их поставили вместе – сработал штамп «клубная химия должна помочь сборной». Клубной химии было не очень много: в сезоне-2007/08 они наиграли вместе всего 3 минуты. Но что точно было – знакомство, общение, шутки и взаимоуважение.
Все это было видно на льду: никаких сложных комбинаций и ультрапонимания. Одно из косвенных доказательств – из 17 своих шайб в большинстве они исполнили всего четыре. Возможно, сейчас это звучит как принижение, но это просто факт – сильные качества Семина, Овечкина и Федорова позволяли им играть вообще в другом стиле. Очень помогал стратегический план Быкова и Захаркина: в 2008-м сборная играла, скорее, от атак с ходу, и в этом формате, да еще и на маленькой площадке скорость, техника и умение бросать звезд «Вашингтона» раскрывались на полную мощь. Если они бежали вперед – то сразу на ворота.
Если они отдавали пас – то это был пас под бросок. Или – сам бросок.
Звено – как и вся сборная – работала в простом цикле: не агрессивное, техническое давление в чужой зоне, резкий откат, подбор шайбы в своей – и резкий вертикальный выстрел по чужим воротам. Примерно в таком формате звено Федорова исполнило главные чудеса на том чемпионате мира.
Самое главное получилось просто показательным: Федоров старался не спускаться сильно вниз, чтобы не отстать в контратаке от реактивных партнеров – и запустить атаку. Когда он подбирал шайбу в своей зоне, все трое делали рывок – и тут не могли устоять никакие финны.
Через два года Федорову стукнет 40, и Быков не рискнет поставить его в тройку к приятелям по «Вашингтону», а соберет суперзвено, в центре которого будет Евгений Малкин. Сборная потерпит жесточайшее поражении в истории и вылетит в четвертьфинале Ванкувера-2010 от хозяев.
Так что эти слова Овечкина теперь не проверить. А кто знает? Вдруг бы и правда порвали всех.
На ЧМ-2002 Россия еле вышла из группы, а в плей-офф случилось чудо – до финала дотащил вратарь
Фото: Gettyimages.ru/Elsa; РИА Новости/Игорь Золотарев