10 мин.

Магнитогорск, буллиты, сигара Бардина. 16 лет главной победе «Авангарда»

 

 

10 апреля – особенный день для омского хоккея. Ровно 16 лет назад на магнитогорском льду «ястребы» в первый и пока единственный раз в своей истории стали чемпионами России. За это время успело вырасти целое поколение болельщиков «Авангарда», которые не имели возможности воочию наблюдать за теми счастливыми мгновениями «ястребиного» триумфа. Хоккеисты «Авангарда» обязательно ещё не раз поднимут над головой главный клубный трофей нашего хоккея, как бы он ни назывался, но сегодня самое время в очередной раз вспомнить ту легендарную победу из 2004-го.

Волшебник Белоусов

16 лет назад мне было 10 лет, но я уже фанател «Авангардом». А как было не фанатеть, если весь город гудел во время хоккейных матчей, а дома папа активно прививал любовь к красно-бело-чёрным цветам? Благодаря неуёмному авантюризму и оптимизму Леонида Георгиевича Киселёва и поддержке губернатора Леонида Полежаева в конце 90-х «Авангард» стал настоящим символом Омска, Анатолий Бардин в 1998-м запустил «ястребиный» бренд, а первое серебро в 2001-м окончательно убедило омичей, что хоккей – это наша игра, а «Авангард» - наша гордость. В середине нулевых хоккейный бум в городе на Иртыше набрал немыслимые обороты, трибуны СКК им. В. Блинова трещали от наплыва болельщиков, а во время матчей «Авангарда»  Омск без преувеличения замирал. События сезона-2003/2004 в моей детской памяти отложились отдельными яркими вспышками и впечатлениями, но они достаточно чётко передают атмосферу «золотого» сезона.

Впрочем, даже мне, ребёнку, было понятно, что «золотым» этот сезон никак стать не должен был. Прекрасно помню, как осенью 2003-го «Авангард» раздирали внутренние скандалы. Опытные хоккеисты команды отторгали методы тренера Сергея Герсонского, работавшего ранее с молодёжной сборной. Чуть позже Максим Сушинский, который едва не покинул «Авангард» в октябре 2003-го, вспоминал в интервью:  «Такого тренировочного процесса я не видел никогда. Уж насколько терпелив, тренироваться могу до помутнения – но это воспринять был не в силах… Четыре тренировки в день. Два раза зал и два раза лед. Я приходил в 8 утра в раздевалку и в 8 вечера уходил. Куда-то уезжать из дворца смысла никакого. Мы спали прямо в раздевалке. Втолковывал Герсонскому: "Вот чего ты этим хочешь добиться? Мы лучше играть не станем, если просто живем во дворце. Интереса к хоккею уже никакого – ни к тренировкам, ни к игре…»

Словом, дело было худо, и это понимали в городе. Да и результата не было – в конце октября «Авангард» плёлся на 13 месте в регулярке. А ведь тогда в лиге играло лишь 16 клубов, в плей-офф выходило только 8.

Даже самым юным болельщикам «Авангарда» было понятно, что надо что-то менять. Но никто не предполагал, что произойдёт чудо. Что прилетит вдруг волшебник в голубом вертолёте - Валерий Белоусов. Тот самый творец двух чемпионств «Магнитки» на рубеже веков, двукратный победитель Евролиги, да просто – самый крутой тренер Суперлиги в 2003 году. Да, даже круче пана Вуйтека, устраивавшего в те годы доминирование «Локомотива».

Дальше моя память не выдаёт ничего о том сезоне вплоть до плей-офф. Но это всё потому, что дела шли гладко. «Авангард» постепенно поднялся со своего позорного 13-го места, расправил плечи, вошёл в зону плей-офф. Уже потом, в более зрелом возрасте, я восстанавливал эти моменты, узнавал, что тягаться с «Металлургом» Марека Сикоры в регулярке было бесполезно. Да и незачем. «Ястребы» поднялись на третье место, а затем начался плей-офф. И вот тут уже всё помнится в мельчайших подробностях!

Музыка атаки и сухой Соколов

Кажется, ещё в тот момент, когда «Авангард» получил «ястребиный» никнейм, в Омске мгновенно и единогласно приняли тот стиль, в котором должна была играть хоккейная команда. Атака, голы, зрелище! Конечно, не бразильская система, но что-то очень похожее. Документально закрепил эту парадигму великий Иван Глинка, показавший нам, что омский хоккей – это весёлое и искромётное шоу. Белоусов в этом плане влился в «Авангарде» идеально. Валерий Константинович и сам был великолепным форвардом, и став тренером позволял своим игрокам творить. Благо, что «Авангард» не был обделён талантливыми исполнителями во главе с легендарным ЗаПроСом.

Но весной 2004-го случилось нечто странное. На плей-офф вышла совсем не та команда, которая в регулярке забила больше всех голов и пропустила больше всех шайб из числа участников кубковых матчей. Воспользуюсь избитым штампом, и скажу, что «Авангард» вдруг застегнулся на все пуговицы, представ предельно правильной, дисциплинированной и безошибочной командой. «Ястребы» удивили и своих болельщиков, и соперников, но если первые быстро адаптировались (стиль а-ля тольяттинская «Лада» стал приносить результат), то вторые оказались в совершенной растерянности.

Первыми пострадали московские «динамовцы», не сумевшие ни разу пробить Максима Соколова в омских матчах четвертьфинала. Рулевой бело-голубых Зинэтула Билялетдинов тогда только учился выстраивать фирменные оборонительные капканы, и у него уже получалось неплохо. Две пропущенные шайбы за два матча – блестящий результат, но что мог поделать уже седой Билл, если «Авангард» совершенно отказывался пропускать?! В первой игре «ястребам» для победы хватило могучего щелчка Дмитрия Рябыкина, а во второй – классической комбинации от омского первого звена, на острие которой в овертайме оказался Александр Прокопьев. Это не атака, это музыка! Которая отозвалась похоронным маршем для динамовцев, вынужденных возвращаться в Москву с 0-2.

В третьей столичной игре мало что изменилось. «Динамо» напирало, «Авангард» мудро терпел, а Соколов – тащил. Победу «ястребам» принесли две гениальные контратаки. Сначала Сушинский с разворота выдал конфетку на Прокопьева, а затем Дмитрий Субботин нашёл на пятачке Кривокрасова. 2:0 в пользу «Авангарда» при «динамовском» доминировании. Отыграть две шайбы у таких «ястребов» бело-голубым было не под силу. Всё, что смогли сделать подопечные Билялетдинова – это сорвать Соколову третий «сухой» матч подряд. Но это были мелочи.

Шок по радио и отчаянье Воробьёва

«Авангард» вышел в полуфинал, но этим в середине нулевых в Омске нельзя было никого удивить. А тем временем впереди маячила жёсткая, упрямая, неудобная тольяттинская «Лада» с мэтром Петром Воробьёвым у руля. Да ещё и с преимуществом домашней площадки! Игры в «Волгаре» для «ястребов» всегда складывались сложно, да ещё и посмотреть по телевизору их было нельзя. Из переоборудованного из кинотеатра домашнего стадиона «Лады» попросту не велись прямые трансляции, так что приходилось дожидаться вечерних новостей по радио, чтобы узнать, как там наши.

10-летний я иллюзий от тольяттинской части серии не питал, но к радиоприёмнику в те вечера подходил с надеждой. Первый заход принёс благостное удовлетворение: «Авангард» пропустил от «Лады» первым, но затем собрался и выиграл 3:1. Голевые герои – Прокопьев, Константин Баранов (помните такого?) и Владимир Антипин. А вот второй заход поверг в шок: по радио передали, что «Авангард» выиграл 6:0, и поверить в это было невозможно. Шесть безответных шайб воробьёвской «Ладе» на её площадке? В плей-офф? Вы что, шутите? Пришлось дожидаться очередного выпуска еженедельного обозрения «Овертайм», чтобы удостовериться, что 27 марта «Авангард» разложил грозную «Ладу» по полочкам, забив по три шайбы Иржи Трваю и молодому гиганту Василию Кошечкину.

Третий матч полуфинала для меня особенно памятный. В тот вечер я впервые побывал на хоккее вживую. Папа накупил мне кучу еды и сувениров, и у меня не было свободных рук, чтобы выразить все эмоции, когда Максим Сушинский забросил единственную шайбу в том матче. А ведь СУ-33 поразил именно те ворота, за которыми я сидел, и это стало лучшей платой за мои страдания – с тех мест ничего, кроме пятых точек Соколова и Трвая, видно не было. А тут целый гол!

Потом уже была известная история. Шаг отчаянья Петра Воробьёва, запросившего на замер клюшку Сергея Кривокрасова (модная забава тех времён), штраф «Ладе» за задержку времени, протестный уход тольяттинцев в подтрибунку, и бесконечно долгое ожидание дальнейших событий. «Лада» в результате на лёд так и не вернулась, Надежда Демичева объявила о завершении матча, а мы так и не поняли, с каким счётом «Авангард» победил. 1:0 или всё-таки «технарь» 5:0? Но одно не вызывало сомнений – «ястребы» вышли в финал!

Та самая победа

В финале была мощная «Магнитка», и этот факт тревожно отсылал к решающей серии 2001 года. Надежду вселяло только то, что Валерий Белоусов в этот раз был на стороне «Авангарда». Первым двум поражениям в Магнитогорске никто не удивился – «ястребам» было не привыкать таким образом начинать серию с уральцами. «Металлург» с лёгкостью делал то, что не удавалось «Динамо» и «Ладе» (забивал Соколову), а арбитры вовремя подсвистывали «Магнитке» - домашнее судейство никто не отменял.

Но я был уверен, что «Авангард» перевернёт всё в Омске. Не помню, правда, свои ощущения во время третьего матча – наверное, это было что-то близкое к оцепенению. Ведь команды доигрались до серии буллитов, а «Авангард» ещё никогда не выигрывал эту лотерею. Но в самый нужный момент повезло! Голы Субботина, Власака и Прокопьева, сейвы Соколова – тогда ещё никто не знал, что это лишь разминка перед главными буллитами в истории омского хоккея.

Затем была четвёртая встреча, вытащенная «Авангардом» с 0:2, благодаря очередному голу Прокопьеву и дублю одного из героев той кубковой весны Дмитрия Субботина! Что это были за голы, что за фамилии, что за атмосфера! Непередаваемо.

А уже на следующее утро начался мандраж. «Авангард» никогда ведь не был так близко к золоту чемпионата России, и 10-летний я это хорошо понимал. Плохо ел, мало спал, ждал трансляцию из Магнитогорска. Тот матч 10 апреля мог закончиться как угодно, не было никаких знаков судьбы и предчувствий. Было лишь колоссальное напряжение, которое взрослые сбивали крепким алкоголем и табаком, а маленькие вынуждены были чувствовать этот нерв и надрыв сполна.

Когда Игорь Никитин в третьем периоде забил гол (чистый же!) я не верил своему счастью. Через несколько минут я уже всей душой ненавидел судью Бокарева, отменившего, шайбу, а заодно бушевавшего в вип-трибуне Геннадия Величкина, довольного Валерия Карпова, ехавшего от судейского столика с разведёнными руками, и до кучи весь Магнитогорск. К счастью, «Авангард» не сломался. И взял своё по буллитам. Мы все помним две удачные попытки Субботина и Ярослава Беднаржа, а также Максима Соколова, берущего решающий бросок от Карпова и в следующие секунды спешно избавляющегося от амуниции в порыве безумной радости.

Вместе с Соколовым и остальными парнями тогда сходил с ума весь Омск. «Авангард» - чемпион! Это звучало сильно, гордо и логично. Потом уже были счастливые хоккеисты на магнитогорском льду с детьми на плечах, слёзы Валерия Белоусова, Бардин с победной сигарой, чемпионские кепки, довольные лица, праздничная суета, Олег Твердовский с кубком в руках, и раздевалка, залитая шампанским.

Ещё позже была ночная встреча в омском аэропорту, куда приехали сотни, а может, и тысячи, болельщиков «ястребов». Флаги, файеры, скачущие, как дети, хоккеисты, липкий от шампанского кубок, сохраняющий строгий вид Полежаев, беспечный и искренний Сушинский, философский Соколов.

Это была большая омская победа, ценность которой возрастает с каждым годом. Победа, которую невозможно забыть, ведь она была первой для «Авангарда». И дай бог, не последней!