Сергей Бодров в 90-х вел передачу о спорте: комментировал хоккей и веселые старты, брал интервью у Тарасова
Легендарный «Марафон 15».
Сергей Бодров-младший – культовый герой 90-х: «Брат» и «Брат-2», «Кавказский пленник», программы «Взгляд» и «Последний герой» – главные точки его карьеры, по которым мы навсегда его запомним.
Но на экране Бодров возник гораздо раньше – и об этом почти не вспоминают. Еще в начале 90-х он попал в легендарную программу «Марафон-15», которую вели Сергей Супонев, Жора Галустьян и Леся Башева – кумиры детей и подростков тех лет.
Бодров не был полноценным со-ведущим, но получил место в проекте «Марафон-15. Старт».
Вот одно из первых появлений Бодрова на телевидении: 1992-й год, 20-летний Сергей забегает в аппаратную студии детских и юношеских программ «Останкино» со своей идеей.
«Марафон-15. Старт» – спецпроект, ответвление от основной программы, которое выходило очень редко. Здесь не было сюжетов – по сути, это «Веселые старты» в необычном формате. Участвовало пять команд: по одной – от детских домов, среднеобразовательных школ, спортивных школ, и еще две – журналистская редакция (в первом выпуске – самого «Марафона 15») и музыкальная группы («Дюна», «На-На» и другие).
В качестве конкурсов использовались олимпийские дисциплины, перенесенные в непривычные условия: вместо парусной регаты – заплыв на матрасах, вместо упражнений на бревне – проход по бревну с чемоданами, а синхронное плавание – не только женское и в стандартном советском бассейне с наполовину спущенной водой.
Вместе с Бодровым программу вели Аркадий Бритов и Екатерина Аветисян – они же втроем и писали сценарии своих выпусков.
В спортивной истории «Марафона-15» были не только веселые старты, но и репортажные программы. Одна из таких – возможно, единственный спецвыпуск – вышла в мае 1993-го и была посвящена суперфиналу первой всероссийской «Золотой шайбы».
Трое ведущих отправились в «Лужники» – и работали там уже как журналисты. Например, Сергей Бодров взял комментарий у основателя турнира – легендарного Анатолия Тарасова.
– Анатолий Владимирович, в чем вы видите необходимость такого турнира?
– Без золотой шайбы нашей молодежи будет туго, она будет расти хилой у нас. Ведь «Золотая шайба» дает не только физическое, но и нравственное воспитание: потому что каждый играет не только за себя, но и за коллектив. Каждый играет на партнера. И вообще молодежь должна готовиться к длительной и сложной жизни – и хоккей ее к такой жизни готовит.
Я хочу сказать вам, журналистам, что у меня прекрасное настроение – мы сегодня можем точно доложить мамам и папам: мы спасли «Золотую шайбу». Все знают, откуда вышел Третьяк, откуда вышел Харламов, Викуловы, Фирсов.
Кроме Анатолия Тарасова Сергей Бодров успел пообщаться в хоккейном выпуске и с другим тренером – Юрием Моисеевым, который через 5 лет после интервью приведет «Ак Барс» к победе в чемпионате России.
Бывший защитник ЦСКА и сборной СССР Игорь Ромишевский тоже следил за финалом «Золотой шайбы» с трибун:
Помимо Тарасова, Моисеева и Ромишевского из звезд советского спорта в выпуске можно увидеть олимпийского чемпиона по боксу Бориса Лагутина.
На трибунах ведущие заметили и Игоря Тер-Ованесяна – бронзового призера Олимпиад в Риме и Токио в прыжках в длину.
В программе можно найти даже 33-летнего Леонида Вайсфельда – хотя никто из ведущих его еще не знает.
Два хоккеиста ЦСКА-1978, сидящие на трибунах – Левон Микаэлян и Борис Чудаков – так и не стали звездами хоккея, но eliteprospect про них помнит. А в вопросе Бодрова к парням «Как в Америке играют в хоккей?» слышится немного Данилы Багрова.
Катя Аветисян выловила спортивного комментатора Бориса Зажорина и Виталия Ерфилова – тренера Владислава Третьяка и Владимира Мышкина:
Зажорин вел репортажи с самых первых «Золотых шайб» в истории. Но первую российскую «Золотую шайбу» комментировал, по сути, Сергей Бодров: моменты с матчей заняли где-то треть выпуска, и, конечно, Бодров не в прямом эфире, а озвучивал уже записанную картинку в студии – также, как и конкурсы в других выпусках «Марафона 15. Старт». Но слушать все равно интересно.
Сейчас этот выпуск воспринимается неоднозначно. В нем много косяков, которые заметны любому зрителю: неподготовленные вопросы ведущих и неловкие паузы, повторяющиеся кадры при монтаже и кадры с явными помехами (треть болельщика на экран при трансляции матча или кричащий ребенок во время интервью), при озвучке матчей можно услышать оговорки, которые просто не стали переписывать. В конце концов, у ведущих на всех один микрофон – и им приходится передавать его друг другу или наклоняться в его сторону.
Но при этом есть много действительно крутых моментов. Ведущие задолго до профессиональных спортивных журналистов стали брать комментарии прямо во время матча. А Катя Аветисян вообще устроила микст-зону на скамейках штрафников – и ответы удаляющихся игроков очень забавны. Особенно когда хоккеиста отправляют туда второй раз.
После финала в младшей группе журналисты решили не идти к победителям, а взять интервью у капитана проигравшего «Восхода» из Хабаровского края – и, кажется, это вышло сильнее, чем могла получиться чемпионская раздевалка.
Парень глотал слезы обиды, но твердо стоял на своем: «Мы сами виноваты что проиграли» (спойлер – счет был 1:6).
Этот выпуск «Марафона 15» сделан по заказу Госкомитета России по физической культуре, но у журналистов не было никаких рамок. Из программы не вырезали кадры с пустыми секторами, а ведущие спокойно задавали вопросы «Почему никто не пришел?». Председателю комитета России по физической культуре Валерию Сысоеву вообще прилетело в лоб: «Детский спорт в загоне. Что можете сказать по этому поводу?».
При этом выпуск «Марафона 15» в смысле организации – часть «Золотой шайбы»: команды ждут на льду, когда ведущие возьмут блиц-комментарии у игроков каждой команды, выход Бодрова, Бритова и Аветисян объявляют по арене, а Катя еще и дарит цветы Анатолию Тарасову, переданные юными хоккеистами.
Что до Бодрова – то он явный заводила в тройке ведущих. С него начинается «Марафон 15. Старт» как проект – и все события в этом выпуске тоже. Его комментарии матчей не особо оригинальны – можно найти много штампов, но в 1993-м выражения типа «за рамки спортивной вежливости все же не стоит преступать никогда» еще не резали слух. В этом выпуске он даже продемонстрировал владение иностранными языками, когда на французском взял комментарий у болельщика на трибуне.
Если есть свободные 43 минуты – то посмотрите обязательно: просто чтобы вспомнить свои эмоции от ТВ начала 90-х и вообще атмосферы того времени.
В «Брате 2» снимались Морозов и Каспарайтис. Как они оказались рядом с Бодровым?
В Москве открыли памятник Анатолию Тарасову. Ему исполнилось бы 100 лет
И Бодров был жив, крутой актер.
И много кто был жив тогда...
Эх, ностальгия