4 мин.

Немного кухонной экономики

На блогах sports.ru часто обсуждается тема экономики, например когда речь идет о включении (или исключении) новых клубов в КХЛ. При этом многие оперируют аргументами билетных сборов, продажи атрибутики и т.д. Однако это в принципе неправильно, поскольку экономическая ситуация в России серьезно отличается от североамериканской. Средняя заработная плата в Штатах около 30 тыс.$ на человека (около 80 тыс.рублей в месяц), в России - 20 тысяч. рублей. Проблема не в том что зарплаты у нас в 4 раза ниже, проблема в том что средняя зарплата в России не намного выше прожиточного минимума, если распределить ее на всех членов семьи.

При этом фонд оплаты труда составляет от 15 до 50% от общей выручки компаний, в зависимости от отрасли. Очень мало предприятий, где можно было бы поднять заработную плату хотя бы на 50% (не снижая прочие издержки) - большинство от такой щедрости просто разорится.

Поэтому складывается картина, которую мы сейчас видим - окупаемость профессионального спорта возможна в очень редких случаях (например если какой-нибудь российский футбольный клуб выиграет Лигу Чемпионов, он получит немалую прибыль за счет призовых), зрители не способны окупить спорт. Для хоккея даже при наилучшем раскладе (например если у клуба есть арена на 15 тысяч зрителей со средней ценой 1000 рублей за билет, при 30 домашних матчах за сезон) билетные сборы составят 450 млн, или 50% от потолка зарплат КХЛ. Но при таком ценнике будет очень сложно обеспечить заполняемость арены на 100%. Казалось бы, это тупик, и лавочку надо закрывать?

На самом деле, закрывать рано. В России ОЧЕНЬ много различных схем социальных дотаций, перекрестного финансирования и т.д. Например, если в городе есть крупная промышленность, жители обычно оплачивают отопление своих квартир лишь частично - большая часть этих затрат ложится на предприятия. Или же возьмем железные дороги - государство частично компенсирует железным дорогам стоимость проезда граждан. То же самое происходит с городским транспортом. Такие примеры можно перечислять долго.

Ну и профессиональный спорт - из того же ряда. Если невозможно обеспечить 100%-ное финансирование клубов из зрительского кармана, приходится их субсидировать. Для России дело привычное.. Обычно региональные бюджеты не тянут такую нагрузку, она ложится на крупные предприятия, производящие высоколиквидную продукцию - нефтегазовая промышленность, химия и нефтехимия, металлургия..

Поэтому если мы взглянем на карту КХЛ не просто так, а наложив ее на экономическую карту страны - можно сделать любопытные выводы:

Это карта валового регионального продукта (ВРП) по областям и республикам по состоянию на 2009-й год - показатель который характеризует объем экономики каждого региона. Грубо говоря, без 200 миллиардов ВРП региону нечего делать в КХЛ - но это в том случае если есть регионообразующее предприятие, готовое взять на себя такую нагрузку. Если такого предприятия нет, желательно иметь все 400 млрд, и таких регионов в стране не так-то много.

Две диаграммы по федеральным округам говорят сами за себя (нажмите для увеличения):

Где деньги - там хоккей..

Ну и в заключение, небольшая зарисовка. Наверняка многие спрашивали себя - а что в КХЛ делает команда Нефтехимик (при всем уважении и т.п.). Город с населением в 200 тысяч черт-те знает где.. А город-то на самом деле непростой. Имея два нефтеперерабатывающих завода, нефтехимический гигант и два шинных завода, этот городок, в 80-е годы официально признававшийся городом с худшей экологией в СССР, по валовым объемам выпуска промышленной продукции оставляет позади 60% регионов страны. Ниже графики по отдельно взятому городу Нижнекамску и двум не самым бедным регионам - Ярославской и Новосибирской областям.

"- Как вы считаете, "Нефтехимик" когда-нибудь сможет стать чемпионом России? И когда примерно это случится? - Вот когда построим еще один нефтеперерабатывающий завод, тогда будем бороться за золото!"(с).

Ожидаемый объем производства по Нижнекамску после полного ввода этого самого завода составит около 500 млрд.рублей к 2015 году. Но тут возникает серьезная проблема - персонал. НПЗ с трудом укомплектовали сотрудниками, на соседнем КамАЗе (расстояние от Нижнекамска 35 км) нехватка квалифицированного персонала, на соседнем быстрорастущем промышленном комплексе - Елабуге (60 км от Нижнекамска) - дефицит квалифицированных кадров. Люди с неохотой едут в город с плохой экологией и недостаточно развитой социальной инфраструктурой. Поэтому развитие хоккейного клуба за счет средств работодателей как элемента социальной инфраструктуры ("хоть на хоккей можно ходить") вполне разумно и оправданно. В качестве иллюстрации, билетная программа ХК Нефтехимик: http://sport-now.ru/hockey-nefteximik.html (с наценкой распространителя в 10%) - при этом посещаемость 90%.

Ну и как вывод: будет хлеб, будут и песни, помните что успехи вашего любимого клуба начинают коваться на вашем рабочем месте. Это на самом деле так.