15 мин.

Восхищаемся новым русским парнем в НХЛ. Нападающий, который ломает стереотипы о нашей школе

Торонто влюбляется в Илью Михеева.

В отличие от многих из вас, я прекрасно помню, когда в моей жизни появилась фамилия «Михеев». Нестабильное лето 2017-го, мы с Ильей Ельчаниновым, который когда-то очень бодро выставлял оценки сборной России, купили микрофоны, чтобы запустить подкаст – и примерно в нулевом выпуске он заявил, что главные звезды «Авангарда» — Михеев и Кошелев. Сейчас уже сложно найти эту запись, но я хорошо помню, как в комнате откуда-то взялись и застрекотали сверчки. А Кара Делевинь, которая разумеется cлушала тот выпуск, сделала вот так:

Через полтора года «Mikhy» станет одним из моих любимых игроков в КХЛ и символом «Авангарда» Боба Хартли («Мне нравится его скорость!» — скажет в интервью Боб), но летом 2017-го говорить о нем вслух могли только люди с Омском головного мозга. Причем, если сейчас отмотать назад, у Михеева был вообще нормальный сезон-2016/17, с 21 очком в регулярке и 5 в плей-офф; и он стабильно прибавлял каждый год – но кто запоминает игроков с двенадцатью голами? В тот момент казалось – говорить надо про Скабелку, Кугрышева, Петтерссона и Лемтюгова. У «Авангарда» перестройка, какой может быть Михеев?

Перестройка «Авангарда» закончилась слухами о драке на корпоративе, походом игроков с жалобами на тренера и огненной серией в плей-офф против «Салавата». А Илья на фоне этих громких событий тихо стал лучшим бомбардиром команды в регулярке. Это первый и последний задокументированный случай, когда Ельчанинов (сейчас он отвечает за соцсетки «Авангарда») оказался прав.

Но никто не сможет обвинить меня в том, что я не знал Михеева аж до 2017 года. Даже не самые громкие молодые хоккейные таланты всегда попадают в поле зрения, потому что тусуются рядом с юниорской и молодежной сборной. Не такая уж там большая конкуренция, чтобы игрок с НХЛ-потенциалом не попадал в шорт-листы. Илья решал на юношеском уровне в Омске, но никогда не был близок к сборной России. И чтобы к 2017-му уже хорошо его знать, нужно было быть очень въедливым скаутом, работающим по Сибири и Дальнему Востоку – почти ни у кого нет столько времени. 

А сезон-2019/20 он начал в основном составе главной хоккейной команды планеты (по мнению людей, у которых Торонто головного мозга) – и Омск, который по факту остался без хоккея, разрывается между двумя часовыми поясами. Причем следить за «листьями» почти так же удобно: «Авангард» начинает домашние игры в Балашихе в 22:30 по Омску и заканчивает где-то в час ночи. А «Торонто» начинает где-то в 5 утра и заканчивает где-то в 8: встал пораньше и посмотрел перед работой.

В 6 первых матчах сезона у Михеева 2+3, то есть 5 очков – как у Вильяма Нюландера.

«Он во многом похож на Дацюка», – сказал про Михеева Остон Мэттьюс. Это одна из главных звезд НХЛ в ближайшие десять лет.

«Он хорош, потрясающе играет в меньшинстве, просто летает по площадке», – отрезал Майк Бэбкок. Это тренер, который брал Кубок Стэнли и сколько там олимпиад? Пять? Шесть? Я просто сбился со счета.

«Хорошая скорость, борьба за шайбу, трудолюбие и ум. Он отлично нам подходит», — объяснил Джейк Маззин. Это любимый партнер Никиты Зайцева, когда тот еще играл за лучшую команду на свете.

Итак, первое «вау»: в НХЛ, куда не всегда добираются герои нашей молодежки, очень жарко стартует парень, которого еще 2-3 года назад не знали за пределами Омска. Это очень вдохновляющая история для всех сторон хоккейного процесса. Для зрителей – верьте в своих локальных героев, их потолок может оказаться выше, чем могут себе представить эти критики с центровых сайтов.

Для тренеров, менеджеров и всех, кого называют скучным словом «специалисты»: крутой игрок может раскрыться и в 23, и в 24 – в этом нет ничего невозможного. 

Для самих пацанов-хоккеистов: верьте в себя, даже если вам еще не позвонили из СКА и сборной России – возможно, они просто вас упустили.

Второе «вау»: то, что Михеев зацепится за основу «Торонто» и будет там полезным, а на каких-то отрезках ключевым игроком, было очевидно на протяжении всего прошлого года – тем, кто видит хоккей, разумеется. Даже я писал об этом сразу после новости про его контракт в «Торонто» – что уж говорить про реально крутых экспертов. Все, что происходит с Ильей сейчас, просчитывалось еще год назад. Чтобы не брать лишнего, скажу чисто за себя – еще ни в одном нашем игроке я не был уверен так, как в Михееве. Даже когда в НХЛ уезжал Панарин, вопрос – а закреативит ли он на новом уровне жесткости – был открытым. 

По Михееву и сейчас остаются кое-какие вопросы – но то, что он легко вживется в несчастные торонтовские боттом-6 было очевидно.

Отсюда – третье «вау»: Илья по формату вообще не похож ни на одну нашу звезду в НХЛ и вообще на типичный образ русского нападающего. Он успешен в Северной Америке ровно потому, что это его хоккей – его игра, его скорости, напряжение и темп. Он будто бы прошел канадскую школу – хотя на самом деле работал с канадским тренером всего один год (и тот был от Ильи в восторге). Наша школа выдает кузнецовых, панариных, овечкиных и малкиных – космических исполнителей для творчества на чужой половине. Михеев – редкий русский край, идеальный для меньшинства: быстрый, цепкий и ответственный. 

Он играл на ЧМ-2018, по-моему, был нужен нашей сборной на ЧМ-2019 и, если так пойдет, сыграет за сборную на всех турнирах, на которых сможет – потому что в сборной России с его работой больше никто не справится, а этой работы в хоккее очень много.

Ну что, заинтригованы? Да мы и сами на взводе.

Скорость

Знакомьтесь, это Барбара Палвин и ее реакция на рывок Ильи Михеева в игре с «Детройтом»:

Барбара в таком восторге, потому что не смотрит КХЛ и не знает, что для Ильи это вообще обычная история. У нас за пару-тройку лет таких рывков он наклепал под полсотни – вот два из прошлого сезона – и это только результативные. 

С другой стороны, гол «Крыльям» получился даже слишком эффектным:

Да, семьдесят процентов шайбы сделал наивный выход Ховарда, но у меня есть версия, почему так получилось. Дело в том, что Михеев, несмотря на то, что он не выглядит огромным суперубийцей, довольно высокий парень – 190 см. Чтобы вы понимали, у Малкина – 192. Почти наверняка, если смотреть на него со льда, он выглядит слишком долговязым, чтобы просвистеть через всю площадку за 5 секунд – вот Джимми и подумал, что у него есть время выйти из ворот. А этого времени не было, потому что Илья – легкий (в районе 90 килограммов), на мощной низкой посадке и с удивительно, вот просто удивительно легким скольжением.

Я понимаю, что в редакции поднимут бунт, если я не объясню термин «скольжение», поэтому вот: скольжение – это та работа ног, которая находится за пределами толчков ото льда. И это, по сути, важнейшая штука в катании: есть игроки с проблемами в технике, которые будто бы бегут по льду – и даже с сильными ногами такие парни словно зарываются на месте. Настоящие мастера получают ускорение еще и между толчками – вот тут я уже не знаю, за счет чего конкретно, за счет группировки, наклона корпуса, посадки, – они будто бы немного парят надо льдом. Вот Михеев – именно такой.

Он чем-то напоминает теннисиста Медведева – худой, немного нескладный, будто бы сутулый: совсем нет ощущения, что он стрела в ускорениях. Но он именно стрела – легкая, воздушная и сверхзвуковая.

Катание

Еще немного про катание, тоже с примером. Вообще, катание как процесс – не только про скорость и даже наоборот, «хорошо катается» не равно «быстро катается». Это про обработку ногами всех игровых ситуаций. Насколько быстро, легко и эффективно игрок разворачивается, поворачивает, переходит к катанию спиной вперед и выходит из него, готовится к силовым приемам, выходит из силовых приемов, насколько он устойчив в катании с сопротивлением и все такое. Естественно, это про маневренность с шайбой.

И если честно, у меня в голове много гифок, подчеркивающих абсолютное величие Михеева в том, что касается катания (хотя я наверняка упускаю какие-то нюансы – и если упускаю, то пишите в комментариях), но тут я прикреплю эпизод, после которого Остон Мэттьюс (по прозвищу Усы) сравнил Илью с Дацюком, а у меня отлегло – типа, все у парня будет в порядке. Он тут и клюшкой отработал блистательно, но вы посмотрите на работу ног.

Это праздник: отклеился от борта, выставил корпус, упал на колени, встал с колен, перестроился на вираж, и виражом ушел от двух здоровяков. 

Выглядит так, будто сравнение с Дацюком не пустое. Но не идеальное: Дацюк катается чуть угловато, в необычной посадке – и всегда уходил за счет непредсказуемости действий. Он делал так, что его хрен спрогнозируешь. А Михеев работает вот прям на опережение, за счет мобильности и скорости; он очень-очень юркий и всех опережает.

Цепкость

Такого термина, конечно, не существует (уже давно хотел переизобрести хоккей), но вот что я имею в виду: Илья на максимум включается в каждый игровой эпизод и четко работает что по шайбе, что по корпусу соперника, не дает спокойно проехать мимо себя. Это не всегда бросается в глаза, когда просто смотришь хоккей, но очень важно в игре – летом я отсмотрел смены Тая Рэтти в «Эдмонтоне», и мне стало понятно, почему он едет в КХЛ и какие тут к нему будут вопросы: он вообще не реагировал на игроков, пробегающих мимо – а когда все-таки реагировал, выглядело так, что лучше бы он этого не делал.

Уверен – главная ценность Михеева в глазах Бэбкока именно в этом: он очень эффективно цепляет все, до чего дотягивается. А дотягивается он очень широко: к катанию прикладывается размах рук и длина клюшки (у парня ростом 190 см и руки, и клюшка достаточно длинные). Этими фишками он пользуется очень круто – пока не буду заходить совсем далеко со сравнениями, но Михеев в отборе – это однозначно тот же дивизион, где королем был Павел Дацюк.

Вот момент из игры с «Детройтом»: последние секунды, 5:2, Михеев тихо катит за ворота, подкрадывается к защитнику, подбивает клюшку, крадет шайбу, укрывает ее корпусом и передает своему.

И да, он не то чтобы прям силовой игрок – но он не боится контакта и не уходит от борьбы, отрабатывает с интеллектом, вкладывая столько сил, сколько нужно, чтобы забрать шайбу, а не чтобы кого-то смять, убить, выбить дух.

Лаконичная работа с шайбой

Техника Ильи Михеева – это тема, в которой я пока не очень разобрался: мне непонятно, где там потолок и какие вещи он прямо не умеет делать. Пока он однозначно справляется со всем, что на себя берет – передачи, виражи, броски в касание, кистевые (наверное, не особо помню подкидок – но Илья играет быстрее того темпа, на котором круто заходят подкидки) – при этом, не особо выворачивая руки. То есть делает все достаточно просто и быстро – поэтому получается эффективно и без всяких претензий.

То есть – нельзя сказать, что Михеев = Кузнецов/Панарин/Гусев в работе с шайбой. Он совершенно точно не такой диспетчер и эстет. Но даже самые сложные ситуации на льду он прекрасно обработает и ногами, и клюшкой. Вот пример, который перекидывали после «выставки» с «Баффало»: 

На прямых ногах вытянутыми руками на ходу прокинул между ног защитнику и выдал пас на бросок в пустой угол. Вот ровно о чем я говорил: не выглядит по-эстетски, очень просто и круто.

Вертикальность

Не уверен, что такое слово есть, но продолжаем переизобретать хоккей. Это пункт про базовую хоккейную психологию – и он отличает Михеева от нашего типичного нападающего. И тут очень помогла работа с Хартли, который, как и все почти все канадцы, фанатеет от быстрой вертикальной игры прямо на ворота. Вообще наша школа заигрывает с горизонтальной осью, классические ЦСКА и сборная СССР Тихонова, переросшие в Русскую пятерку – как раз о том, что атака может развиваться в какую угодно сторону. Кучеров и Гусев на ЧМ-2019 тоже про это, их главный гол турнира – бросок после двух подряд широких переводов от борта к борту

Михеев базово вообще не про это – он про то, что, если ты отобрал шайбу в средней зоне, то сразу разворачиваешься, режешь угол и катишь на чужие ворота – а там уже разберемся. Вот его гол финнам на Евротуре – и подобных шайб в сезоне было несколько.

Что дальше?

Это интересно. Если мыслить по инерции, то можно пожелать Михееву прямо закрепиться в составе «Торонто» на этот сезон. Если эту инерцию умножить на омские амбиции, то можно требовать от Михеева (или от Бэбкока) места в топ-6 – но это такая легкая профанация.

Для начала про «закрепиться в составе» – да, это важно: сезон длинный, в нем по-любому будет момент спада, а конкурентов на то, чтобы летать в составе «Торонто» у Михеева много. Мур и даже Тимашов играют не хуже, скоро вернется Хайман (по идее, любимчик Бэбкока), а Капанен и Юнссон, которые сейчас буксуют, еще сильно прибавят. Допустим, закрепиться – это задача-минимум, извините за штамп.

Но максимум – совсем не про это и даже не про топ-6. Чтобы попасть в топ-6 в «Лифс» Майка Бэбкока можно быть игроком, устроенным не сложнее, чем кусок деревяшки (случай Хаймана). В его первом и втором звеньях по две звезды – на третью позицию ему нужен боевик. Михеев на эту позицию подходит уже сейчас, и он уже выходит с Мэттьюсом/Нюландером, пока звенья восстанавливаются после спецбригад. Он сыграет там по ходу сезона – я в этом уверен. Но не надо путать это с реальной целью Ильи – формальное попадание в топ-6 ему ничего не даст.

Главный вопрос этого сезона для Михеева – перешагнет ли он в НХЛ формат ролевого бойца. Докажет ли, что готов исполнять на уровне звезды, контролировать шайбу в большинстве, брать на себя ответственность по ведению игры – как делал это в «Авангарде». 

В чем принципиальная разница? Ответ простой – в деньгах. Зак Хайман (в прошлом году – первое звено с Марнером и Таваресом), получает в «Торонто» 2,25 млн. Юнссон и Капанен, чуть более креативные и умные игроки – по три с лишним миллиона. Вот если Илья застрянет в том амплуа, с которым он сейчас так здорово справляется, то ему дадут от 1,5 до 3,5 миллионов. Цена шага в дивизион плеймейкеров – зарплата от 4-5 миллионов. Кажется, разница есть.

Вы скажете – нереально? А я отвечу – с этим Михеевым, блин, ни в чем нельзя быть уверенным на сто процентов.

Наш инстаграм / Наш телеграм / мой телеграм / мой твиттер

Смотрите НХЛ – она вас разорвет. Это спортивная супервселенная

Фото: Gettyimages.ru/Vaughn Ridley / Stringer, Claus Andersen / Stringer; globallookpress.com/Ludvig Thunman/ZUMAPRESS.com, Peter Kneffel/dpa; РИА Новости/Алексей Мальгавко