6 мин.

Кудашов вместо Воробьёва. Следующий Никитин?

Кейс с увольнением Ильи Воробьёва из сборной остаётся одним из самых интересных за последние дни - несмотря на то, что были и другие события, вроде публикации календаря КХЛ, программных выступлениях Георгия Кобылянского про город Владивосток, а также самый быстрый просмотр в мире: Ярослав Косов свой просмотровый контракт превратил в полноценный, видимо, самим фактом того, что прибыл на сбор «Трактора». И конечно, конечно же агенты тут ни при чём:)

Однако, вернёмся к Воробьёву, потому что кейс выходит интереснейший. Уже достаточно много сказано и написано о том, что Воробьёв что в СКА, что в сборной не был краеугольным элементом - его помощникам права были делегированы в значительном объеме, не приходится сомневаться и в квалификации самих помощников, каждый из которых и сегодня - сильная самостоятельная тренерская единица. Илья Воробьёв, очевидно, не самый опытный тренер - за 7 лет он проделал путь от ассистента тренера в МХЛ до главного тренера в сборной России, при этом при Поле Морисе в «Магнитке» он пусть и набирался опыта у, как показала жизнь, сильного тренера НХЛ, но посредством трансляции Морисовских идей русскоязычным игрокам. Переводчиком, короче, он работал.

Ну или взять вот этот сюжет - тут первые месяцы работы Кинэна в «Металлурге». Он ведёт игру на равне с Майком Пелино, но Воробьёв только выполняет его указания.

Сильно ли это важно? В иерархичном российском обществе, где «не служил» (и его спортивный брат близнец «не играл») является убедительным доказательством непригодности и непрофессионализма любого человека, неплохому специалисту с реноме «переводчик» работать труднее, чем откровенному клоуну, зато бывшем хоккеисту. Воробьёв, тем не менее, к настоящему моменту выиграл два Кубка Гагарина, в финале еще одного играл, а его короткое пребывание в сборной запомнилось тем, что команда играла действительно симпатично, хотя на двух «воробьёвских» чемпионатах мира была совершенно разная парадигма состава сборной

Но в сущности, мы все еще мало чего знаем о главном тренере Илье Воробьёве, чья тренерская карьера началась сравнительно недавно. Повторюсь, у него весь тренерский путь до вершины, до сборной России, занял 7 лет - а главным он впервые стал только в конце 2015 года! Можно с уверенностью сказать, что победа в Кубке Гагарина 2016 года - его авторства, которой, правда, тоже едва ли бы случилось, умей перестраивать игру Дмитрий Квартальнов. Но вот сказать, что симпатичная игра СКА и сборной - фирменный почерк Воробьёва - никак нельзя.

Напротив, мы живём в интересное время, когда с приходом очередного главного тренера стиль команды не меняется кардинально, а её состав не разгоняется, чтобы собрать новый (если речь не про команды Петериса Скудры, конечно). Так примерно понятен набор игроков, необходимый ЦСКА - вон, даже Кузьменко на Калинина меняют спокойно. Назначение на пост главного тренера Никита вместо Квартальнова добавило ЦСКА вариативности, и временами в прошлом сезоне в регулярке армейцы выдавали хоккей, который от самой дорогой команды и ждут, однако когда дело дошло до плей-офф, всё было предельно строго и типично. Таким же «системным» клубом является и СКА, где есть, скажем, представление о первой тройке нападения, где должен играть Панарин, Дадонов, Гусев или, как теперь, Ткачёв. В этой связи мне особенно интересно будет посмотреть, как Мактавиш будет работать с молодежью в «Локомотиве», но сейчас мы всё же не об этом.

Кудашов

Также и игра сборной России - её фирменный стиль, к которому точно также стремился и Знарок - это игровая парадигма, под которую подбирают и игроков, и специалистов. И именно потому нынче замена главного тренера происходит не революционным, а эволюционным путём - Кудашов знает команду и знает те принципы, по которым она должна играть. Осталось только, чтобы это приносило результат. 

Правда, есть и еще один забавный нюанс. Представляется довольно очевидным, что перехватить управление сборной не против ЦСКА - таковы амбиции Игоря Есмантовича и, конечно же, Игоря Сечина. Достаточно заметить, что именно Есмантович оперирует «интересами сборной» в последние сезоны активнее остальных (и активнее СКА в том числе) - это особенно отчетливо ощущается сейчас, когда все клубы КХЛ в своей трансферной активности «ужались», ЦСКА продолжает и возвращать хоккеистов, и имеющихся переподписывать на длительные сроки. И буквально через год у армейцев и не останется  другого аргумента своему монструозному составу, кроме как интересы сборной России. Армейским болельщикам, которые собрались уже написать мне, какое мое дело до трансферов ЦСКА, я хочу заметить, что я совершенно не против права ЦСКА, СКА, Ак Барса или Автомобилиста тратить столько денег, сколько они могут - норма с потолком зарплат мне по-прежнему видится сомнительной, а уровень конкуренции повышать можно и другими способами. Однако именно такой игрой в долгую я могу объяснить то, как Есмантович подписывает игроков в ЦСКА - иначе это просто бессмысленно!

Есмантович и Никитин

И вот исходя уже из этой гипотезы интересно читать между строк. Например, как уже сейчас неожиданность тихой смены Воробьёва на Кудашова ставится под сомнение - мол, тренерский совет такие решения должен принимать, утверждать etc. Тренерский совет - это вообще забавный орган, который запомнился, например, тем, что увольнял Быкова и Захаркина. Решение-то было принято заранее, а выглядело тогда заседание как линчевание: Майоров, Михайлов, Тихонов собрались все вместе, чтобы высказать своё накопившееся «фи» тандему, хотя даже там претензии больше были не селекционного и тактического, а личного характера. Например, не пережило старшее поколение то, как тренеры новой формации решили вопрос с алкоголем на турнирах. Не сказать, что идея с контролем «прославленных ветеранов» за текущими сотрудниками нова и уникальна - достаточно посмотреть, в какую шляпу превратили тот же Эдмонтон Ойлерз в последние сезоны. Тут забавно то, что, например, именно в подобном ключе вопрос ставит, скажем «Комсомольская правда» - корреспондент интересуется у Михайлова, советовались ли с ним при замене Воробьёва на Кудашова, Михайлов в ответ раздраженно отвечает, что с ним не советуется вообще никто. Кстати, если вы считаете, что это частый случай, то потом не удивляйтесь, скажем, перформансу Валерия Газзаева на прямой линии с Путиным или всем этим встречам ветеранов российского хоккея с ним же хоть в Кремле, хоть во время очередного крайне результативного матча Ночной Лиги. Так что этот робкий заход через «Комсомольскую правду» - пробный шар. Я совершенно не удивлюсь, что именно амбиции Есмантовича в отношении сборной страны станут одним из лейтмотивов сезона  - особенно после того, как ЦСКА, весьма вероятно, со своим составом возьмет второй Кубок Гагарина подряд. Он, конечно, будет отнекиваться, а условный «Советский Спорт» - настойчиво об этом просить (ну, вы помните). Впрочем, поживем - увидим.

Потому для Кудашова определяющим будет результат на следующем ЧМ: выиграет, вопрос необходимости радикальных реформ в хоккее отпадет. Проиграет - даст повод говорить об этом вновь. Надо, правда, понимать, что компромиссов у таких монстров, как Роснефть, не бывает: речь не про главного тренера сборной России, а про всю систему сразу, где под нож пойдут и национальная программа подготовки, и все остальное, что собственно к результату сборной на ЧМ отношения не имеет. Не потому, что программа плохая, а потому, что как в том анекдоте - «Папа, а я стану генералом? Да, сынок. А маршалом? Нет. Почему? У маршала свой сын есть».