Думаете, хоккей – просто тупая беготня? Нет, это сложные схемы на дикой скорости
Тактический блокбастер.
9 ноября 2011 года хоккей замер. «Филадельфия» приехала к «Тампе», которую тренировал Ги Буше – 40-летний тренер с острым умом и выразительным шрамом на лице, за который его дразнили злодеем из фильмов про Бонда. Один из самых продвинутых тактиков НХЛ еще с прошлого сезона перестроил команду на жесткую систему 1-3-1 и с ней неплохо пошумел в плей-офф.
С другой стороны был Питер Лавиолетт – успешный американский тренер: через 7 лет он даст историческое интервью в маске быка (проиграв в споре с игроками), а еще через полгода доберется до отметки в 600 побед – двадцатым в истории.
«Тампа» тогда победила 2:1 в овертайме, а игра запустила мощное общественное обсуждение.
«На мой взгляд, то, во что играет «Тампа-Бэй», – это не хоккей, – взорвался после матча Крис Пронгер, один из лучших канадских защитников в истории. – Но, так или иначе, лига им разрешает так играть. Готовы ли вы платить деньги, чтобы смотреть на них? Я – нет. А ведь каждый матч является телепродуктом. Хоккеисты должны это понимать».
«Тампа» выиграла со счетом 2:1, так какие могут быть претензии? – заступится за коллегу Майк Бэбкок, тренер сборной Канады на Олимпиаде-2010. – Зачем применять форчекинг, если можно выжидать? У «Лайтнинг» отличный тренер, хороший подбор игроков и работающая система, которая приносит успех».
Этот матч обсудили на съезде генеральных менеджеров в ноябре 2011-го.
«В последние несколько дней было очень много споров о том, что произошло, – отметил генеральный менеджер проигравшей «Филадельфии» Пол Холмгрен. – Тренеры придумывают очень много разных вещей, чтобы выиграть матч. Лично я спокойно отношусь к такой тактике «Лайтнинг». Вообще не очень понимаю, как можно повлиять на то, как команда обороняется или атакует».
Началось все с того, что на 27-й секунде матча Киммо Тимонен отдал шайбу Брэйдону Коберну, тот ее принял и остановился в круге вбрасывания, осознав, что ближайший игрок «Тампы» – великий Мартен Сен-Луи – катается в нескольких метрах и совсем не хочет на него нападать. И вообще хозяева расставились в средней зоне, ожидая волну атаки – в четкой структуре 1-3-1. Гости застыли на своей половине, потому что им не угрожали отбором.
«У нас есть свой план – будем делать не то, что они хотят, а то, что мы хотим», – скороговоркой объяснял Ги Буше Пьеру Макгуайру. Пойти в давление для «Тампы» означало изменить своей тактике и раскрыться. Пойти в атаку без давления соперника для «Флайерс» означало попасть в расставленную Буше ловушку.
В этот момент тактику в хоккее можно было не только увидеть, но и потрогать руками. С площадки испарились эмоции, навыки игроков, силовые приемы и вообще все, кроме тактики. Тактика победила жизнь. В первый раз это произошло на отметке 19:33 (в хоккее время считается в обратную сторону) – а потом и второй, и третий, и четвертый: Буше и Лавиолетт строго держались своих принципов. «Тампа» застывала в средней зоне, «Филадельфия» тормозила с шайбой в своей.
Нарезка этих эпизодов на ютубе по-прежнему смотрится величественно – как-то глупо, но с сильной внутренней драматургией.
А еще 9 ноября 2011-го – редчайшее исключение. В хоккее игроки не замирают на льду. Защитник не останавливается с шайбой на крюке в круге вбрасывания. Команда не сохраняет четкую структуру обороны (1-3-1, 1-4, 2-3, 1-1-3) дольше, чем на 5-6 секунд. Хоккеисты меняются примерно каждые 40 секунд, иногда пятерками, иногда тройками, иногда по одному – прямо по ходу игры.
Состав пятерок и троек варьируется в матче, есть моменты большинства и меньшинства, которые влияют на ход смен – и так с обеих сторон. С ума сойти, короче. Хоккей всегда был быстрой игрой и становится все быстрее: тактику в нем почти не видно, особенно если не ставишь себе такую задачу. Поэтому может показаться, что ее и нет.
Но это не так.
«В Детройте говорят о трех шагах к успеху», – писал Майк Бэбкок в предисловии к книге «Хоккей. Игра и стратегии». – Первые два – это трудовая дисциплина и структура. Структура помогает игрокам. Каждый знает, что нужно делать, и быстрее принимает решения. Игроки действуют быстрее, когда знают, какие функции у их партнеров».
По итогам сезона-2018/19 тактика вообще рулит. Только в КХЛ победила команда, чье преимущество было не в тактических схемах, а в общем уровне игроков (и прекрасной работе интернет-магазина, разумеется). Кубок Стэнли же в условиях жесткого энхаэловского потолка и хронически равных составов невозможно забрать без работающих тактических решений. Но главное – в этом году чемпионат мира выиграла средняя по составу, но великая по идеям и по духу сборная Финляндии. Причем она победила Швецию, Россию и Канаду – три главных команды турнира.
Финский тренер Юкка Ялонен не произвел революцию в мире хоккея: он проработал несколько простых решений, эффективность которых зависела не от таланта игроков, а от их формы и дисциплины (в какие-то моменты это напоминало футбольный «автобус») – и поэтому, например, отказался от некоторых звезд из НХЛ, которые вряд ли бы вытащили турнир на себе, но могли испортить общую картину. За счет этих решений Ялонен чисто обыграл суперзвезд сборной России и просто звезд сборной Канады.
После проигранного полуфинала Илья Воробьев сказал журналистам, что не хотел бы играть в финский хоккей: «Иногда так бывает – встали, все отбили, все словили на себя. Сборная России так не играла и надеюсь не будет».
Ялонен ответил: «У нашей команды было гораздо больше опасных моментов: более длительные атаки, преимущество во владении шайбой. Россия не так уж часто выходила из своей зоны – этим мы и воспользовались. Я горжусь игрой нашей команды, горжусь своей тактикой, несмотря на то, кто и что говорит».
Давно, очень давно на чемпионате мира не было такого тактического баттла – и на льду, и за пределами площадки.
Тактика в хоккее не просто существует – на самом деле, когда играют лучшие команды, кроме нее на льду почти ничего не остается; если вы захватите хотя бы отдельные ее куски, игра станет для вас намного интереснее.
Важно: не надо пытаться рассмотреть все и сразу
Отлично помню эпизод, когда я жил в Барнауле и выбрался с приятелем на местный хоккей. Он прикололся: «Давай аналитику по матчу». После первого периода я, весь в поту, опустил руки и понял, что не справляюсь. Во-первых, с трибуны совсем другая картинка. Во-вторых, разбирать вообще незнакомую команду показалось просто невозможным.
У меня не было никакой информации по игрокам (кроме имен и фамилий), и я на автомате взялся по крупицам разбирать, кто как катается, у кого какие привычки, фишки и особенности. Пока я запоминал игроков, напрочь потерялась общая картина. Не факт, конечно, что там было что изучать (третий дивизион – вряд ли там вообще есть тактические бриллианты), но в итоге у меня в голове осталась только какая-то каша, типа «номер 9 здорово катается, а у номера 15 приличный кистевой». Сейчас бы я сделал все по-другому и наверное, промычал что-то связное, но тогда это был железный провал.
Когда вы более-менее узнали игроков и команды, останутся отдельные блоки, которые доступны только профессионально игравшим хоккеистам. Они всю жизнь постоянно и мгновенно анализируют игру, поэтому нужно смириться с тем, что так, как они, вы игру не поймете никогда. Круто понимать хоть что-то.
Кроме того, есть вещи, которые в принципе невозможно рассмотреть, если тренер сам вам на них не указал. Вот мой любимой кусок из книги Скотти Боумэна «Искусство руководить командой во время матча»:
«Если есть план играть в три звена, но при этом использовать 12 нападающих, то можно поместить 10-го, 11-го и 12-го в каждое звено – получаются три звена с четырьмя нападающими в каждом. Из этих четырех нападающих двое играют по времени, как обычно, а два остальных меняют друг друга. При составлении таких звеньев на практике отсутствует четвертое звено и вряд ли даже есть третье звено, поскольку два из шести лучших нападающих всегда находятся на льду».
Скотти Боумэн
Этот абзац становится понятнее, если его перечитать (тогда, например, можно будет понять, что из него пропало предложение, в котором Скотти предлагает изначально разбить свой топ-6 на три пары), но как, черт возьми, опознать эту цепочку, если смотришь со стороны? Надо четко зафиксировать шесть кругов смен – это при условии, что парни из четвертого звена выходят друг за другом. Если они пойдут вперемешку, то идее кранты, потому что будет не разобрать, где реальная смена, а где кто-то переиграл свое время.
Помните: задача хоккеистов – отвлечь вас от тактики
То есть – отрывайтесь от мелочей в пользу глобальных трендов в матче. Хоккей – шикарная по динамике игра, в ней постоянно что-то происходит: хоккеисты сталкиваются, дерутся, шайба летает туда-сюда, кровь, радость, шум, в паузе на лед выходят айсгерлс – и как-то не до схем. И многое из происходящего объясняется как раз схемами. И стоит несколько раз захватить глазом общую картину, целую пятерку – становится понятна реальная суть происходящего.
Например, по ходу полуфинала ЧМ-2019 Россия – Финляндия можно было легко отвлечься на русских звезд, их захватывающие попытки разогнаться в средней зоне и прийти к выводу, что «у Кучерова и Гусева сегодня не идет». Стоило убрать прицел с Гусева на финскую пятерку – и сразу было заметно, что Никита-то как раз в порядке. Просто против него грамотно играют.
Главное: делите площадку на зоны и разбивайте игру на отдельные процессы
Вот эти линии на льду не только для того, чтобы у судей был повод остановить игру. С точки зрения тактики каждая линия – это как ров, вырытый стертыми в кровь руками солдат (потому что лопаты очень короткие и неудобные). Преодоление каждой – это событие космической важности.
Пересекли свою синюю линию – ура, вышли из зоны, теперь мы в безопасности. И от того, как мы это сделали, зависит наше будущее – быстрая потеря и снова оборона или полный опасностей путь вперед.
Пересекли красную – дааа, мы почти справились с капканом в средней зоне; еще немного – и задумаемся об атаке. Как мы это сделали – тоже важно, это еще один отдельный процесс.
Пересекли чужую синюю – да мы просто нереальные красавцы, так и до броска в сторону ворот недалеко! И снова – напомните, как мы это сделали? Вот вам третья линия – и третий процесс в игре.
И это не все: до своей синей линии и за чужой синей тоже идет игра – и это еще два отдельных процесса.
Еще важное: эпизоды длиной 2-3 секунды – тоже являются частью вселенной
Понятным и последовательным тактический рисунок выглядит только в изложении тренера. В игре противодействие и тысячи случайностей рвут его на мелкие обрывки, эпизоды в несколько секунд. Из них и воссоздается общая картина игры – и это могут быть очень-очень мелкие куски.
А, и еще: периодически сравнивайте играющие команды
Знать, что «Торонто» играет сверхвертикально, без позиционного нападения – интересно, но немного бессмысленно, если не понимаешь последствий. Против каких систем это будет успешно, какие приемы разобьют такую атаку и какими приемами можно разнообразить эту вертикаль?
Это приходит через постоянные отметки об игре соперника – и тогда хоккей превращается в настоящую тактическую драму, как футбол в приличном тексте Вадима Лукомского.
Самое последнее: помните, что параметры меняются по ходу матча
Из этих перемен и складывается тактический сюжет игры.
Начали с активного давления, получили две, перестроились на давление в средней зоне, отыграли одну, на последних минутах снова включили форчекинг, сравняли счет и после этого глубоко откатились, сохраняя счет. Вот такой пересказ можно составить на основе наблюдения только за одним параметром – агрессии после потери шайбы. Прокачав глаза, вы сможете про каждый матч писать небольшую поэму.
Ну и по порядку.
С чего стоит начать – уловить общий уровень агрессии
Представим, что есть шкала, где 0 – это очень скромная, мягкая и закрытая команда, а 100 – разъяренные агрессоры под анаболиками, бегущие только вперед. Самое первое и самое важное, что можно сделать на пути к пониманию хоккея – найти командам, которые вы видите, место на этой шкале. Этому могут мешать некоторые ситуации: например, сторона, которая захватила инициативу на один отрезок в две-три смены, может выглядеть агрессивнее, чем есть на самом деле. Но это реально сделать, просто наблюдая за игрой. Нужно присмотреться ровно к одной детали: как ведет себя пятерка при полной потере шайбы, когда защитник соперника за своими воротами.
Есть множество переменных: поведение пятерки зависит от счета, ситуации на площадке и задач у звена – но в основном расстановка просматривается неплохо, сохраняется на 5-10 секунд, и после нескольких минут наблюдений всплывет какая-то закономерность. По тому, как играет пятерка, когда шайба у защитника за воротами, вы поймете, что сборная Канады в целом агрессивнее Словакии, а ЦСКА – злее «Салавата». Это будет ваше первое базовое наблюдение – и вы сможете рассылать резюме на сайты. Или особо аргументированно ругать в пабе сборную России: «Слишком осторожно играли!». Или завести канал в телеграме.
Следующий уровень – первые детали
Вы уже нашли место команде на общей шкале, и можно идти дальше. Тут помогут конкретные ответы на три вопроса.
1) В какой схеме команда расставляется в средней зоне при полной потере шайбы?
Ответ – это базовая командная схема. С этим есть кое-какие детали, но для начала проще всего отталкиваться именно от расстановки в средней зоне – это почти как в футболе, когда команда выстраивается на своей половине. Еще два вопроса раскрывают дополнительные свойства структуры.
2) Сколько нападающих идет в отбор сразу после потери шайбы?
3) Как быстро и глубоко откатываются защитники после потери?
Я предлагаю идти от простого: сложить уровень агрессии при потере и расстановку в средней зоне. Какие-то команды будут сразу сворачивать удочки и убегать в сторону своих ворот. Кто-то, вроде «Авангарда» Боба Хартли, оставит в чужой зоне сразу двух нападающих, чтобы вступить в отбор как можно раньше. На выходе получится ответ вроде «высокие 2-1-2» или «глубокие 1-3-1», как было у «Тампы» в игре с «Филадельфией».
Эта информация ляжет сверху на базовое представление о команде, дополнит его, и вы достигнете уровня информированности, достаточного для создания хоккейных колонок. Заведете блог на Sports.ru и будете хвастаться на работе, когда ваш пост вытянут на главную страницу – правда помните, на девушек это работает редко. Вот прямо совсем редко. На парней, если вы девушка, не работает совсем.
Третий уровень – смотрим за шайбой
Следующая пачка вопросов будет с комментариями к каждому – там слишком много опций (перечитайте кусок про линии и процессы). Начинать с этих вопросов немного бессмысленно, если вы не ответили себе на все предыдущие – ответы повиснут в воздухе, как если вы прочитаете сразу седьмую главу учебника квантовой физики, а учитесь при этом на скрипача.
• Как команда входит в чужую зону? Вы скажете, что логичнее начинать с выхода из своей зоны, но мой опыт говорит, что за атакой следить интереснее: разберетесь с ней, беритесь за все остальное (и напоминаю – не хватайтесь за все сразу). Вот какие тут приколы: один игрок зашел за счет обводки, сделал вброс или команда разыграла комбинацию в средней и вошла в чужую зону через пас.
Если команда визуально чаще входит в зону на дриблинге или через пас – это креативная команда. Если чаще идет дриблинг/вброс – скорее, примитивная. Если только через вброс – очень простая. Приложите эти наблюдения к базовым – и вы получите интересные ответы. Например, обладатель Кубка Стэнли «Сент-Луис» – заходил в чужую зону за счет вброса, но доигрывал свое активным форчеком, в котором особенно классно смотрелся Иван Барбашев. Можно назвать эту систему примитивной, но ее выстроили, учитывая сильные качества игроков.
• Как команда играет в чужой зоне? Держите в уме две крайности: тупые набросы на ворота через пятак с добиваниями и сложные комбинации в стиле Русской пятерки из «Детройта» (по факту их уже мало кто помнит, отчего образ максимально творческого хоккея только сильнее) – и ранжируйте то, что видите где-то между ними. Так же – дополняйте своими деталями. Понимайте, что разные звенья одной команды играют по-разному, ищите общие и отличительные черты у всех звеньев.
• Как команда выходит из своей зоны и проходит среднюю? Это чуть ли не самое скучное и неуловимое, но на каком-то этапе становится интересно. Защитник может выходить сам, за счет катания – а потом набирать скорость в средней зоне и рваться к чужой синей линии. Защитник может искать диагональ на другой борт. Нападающие могут спускаться под короткую передачу и набирать скорость. В каких-то случаях команда развивает атаку просто вдоль одного борта, потому что в средней зоне стоит автобус (вы же помните, что нужно следить и за соперником?).
Ответы на эти вопросы всегда связаны между собой (например – «Салават» Захаркина играл, а современный «Йокерит» играет очень сложными выходами из своей зоны и, соответственно, крутит сложные постановки в чужой), дополняют общую картину и на выходе вы примерно представляете, как команда контролирует шайбу. Это успех, ждите, что к вам в личку постучится кто-нибудь из редакторов Sports.ru.
Четвертый уровень – позиционная оборона
Тоже важная, но самая скучная часть, поэтому я и отбросил ее на самое дно текста. Вы уже понимаете, как команда обороняется в чужой и средней зоне (помните силу расстановки?), осталось присмотреться, что происходит в своей. Вариантов не очень много – зонная или персональная защита, но достоверно опознать мешают перемещения, борьба, скрещивания, вспышки гениальности отдельных защитников и так далее. Тем более, что тренеры используют и смешанный принцип, это тоже важно.
Посмотрите, как крепко защитники привязываются к своим игрокам и насколько жестко команда сохраняет структуру вокруг своего пятака. Вот например финны в полуфинале ЧМ-2019 играли очень близко к своим воротам и четко держались в нужной им структуре 2-1-2. В итоге сборная России разъехалась по бортам и не придумала ничего опасного.
Ниже – настоящая бездна
Сколько всего уровней – пять, шесть или семь – я не знаю. Когда я слышу слова тренеров о том, что «забили бы гол – и игра пошла по-другому», кажется, что не так уж и много. Когда я слышу, как Кузнецов объясняет Дацюку тонкости раската, который применяют вашингтонцы, я подозреваю, что этих уровней – гораздо больше.
В хоккее, как в жизни – узнав многое, ты понимаешь, что не знаешь почти ничего. Изучать игру можно более-менее бесконечно, при новом приближении откроются новые детали, но окончательно точного ответа вы все равно не получите. Добравшись сюда, вы поймете футбольного тренера Марсело Бьелсу, который отправлял помощников следить за соперниками – даже когда пересмотрел тысячу матчей, кажется, что истина где-то рядом, но все еще не здесь.
Но найти ответ – это не главное. Главное – открыть для себя и для окружающих слои, на которых хоккей превращается в сложно структурированное явление, как кино, музыка или искусство. В нем есть такие же творцы и ремесленники, гении и работяги, успехи и оглушительные провалы, о которых можно писать целые небольшие книги.
Когда вы откроете для себя этот хоккей, вы поймете, что счет на табло, который расставляет всех по местам – самое скучное, что есть на свете. Самые понятные вещи об игре читайте в хоккейном телеграме Sports.ru
Фото: Gettyimages.ru/Mike Stobe, Justin K. Aller; globallookpress.com/Peter Schatz/imago images/ActionPictures, Zhu Wanchang; Gettyimages.ru/Robert Laberge/Allsport; globallookpress.com/Brett Holmes/Icon Sportswire, Manuel Geisser/imago/Geisser; РИА Новости/Максим Богодвид
Жду: «Вы думали, шахматы, это тупое перетаскивание фигурок?», «Вы думали, водное поло - это тупое плескание в водичке?» и «Вы думали, бросание диска - это просто тупое бросание диска?.. впрочем, тут вы правы»